Дитя семи нянек

Дитя семи нянек

Поправки в законопроект «О молодежной политике» разрабатываются более пяти лет, поэтому не только на общественных площадках, но и в депутатских кругах его называют «нафталиновым» и «бородатым».

По сути - в течение всего этого времени государство традиционно предлагало патерналистский подход, когда молодежь не вовлекается в процессы разработки, реализации и мониторинга молодежной политики вместе с государством. Молодых людей часто рассматривают не как субъект политики, а как объект: молодежь выступает лишь получателем услуг, льгот и прочих посылов государства.

В новейшей истории Казахстана руководство страны не раз пыталось систематизировать работу в сфере молодежной политики, сделать казахстанскую молодежь конкуренто­способной. Несмотря на ярые порывы и заявленные программы, особых изменений никто не наблюдает. Главные причины кроются в том, что само государство явно не понимает смысла молодежной политики, да и нет четких критериев, системы мониторингов и механизмов по ее реализации. В связи с этим и сами «виновники торжества» совершенно аполитичны и не заинтересованы в развитии и улучшении страны.

В 2013 году из республиканского бюджета на финансирование молодежной политики предусмотрено 1,5 млрд тенге, в том числе 590 млн тенге по соцзаказу. Из местных бюджетов – свыше 2 млрд тенге, в том числе по соцзаказу – более 940 млн тенге. Эти показатели в 2 раза превышают бюджет 2010 года.

Нет механизмов участия

«Проблема закона - в том, что сфера требует инновационного и демократического документа, а политическая система не может предоставить такой роскоши. И поэтому разработчики лавируют между усилением социально-экономической поддержки и созданием управленческой вертикали молодежной политики, называя это ответом на требование времени», говорит генеральный директор общественного фонда «Молодежная информационная служба Казахстана» Ирина Медникова.

Но требование времени - другое: больше ответственности и полномочий молодежи, больше возможностей для ее влияния – настоящего, открытого, демократичного, больше прозрачности в политике. «Может казаться, что молодежь не потянет такую ношу, что она слишком равнодушна, инфантильна, непрофессиональна, ведома. Но она деградирует именно потому, что механизмов ее участия и роста в настоящей и живой общественной политике  – нет. Особой роли молодежь не исполняет – это дитя, за которым вроде бы смотрит семь нянек, но дитя этого, как ни странно,  не ощущает. Закон дробит молодежь на узкие сегменты, стремясь буквально к адресной помощи, но лучше бы он пытался создать институциональную среду», - говорит Медникова.

По словам сооснователя и руководителя Клуба молодых предпринимателей Павла Коктышева, молодежь Казахстана не готова стать партнером государства в молодежной сфере:  ее не приучили решать свои проблемы самостоятельно.

«Но есть и другие проблемы, к примеру - безработица и качество образования, которые нельзя решить силами только  молодежных организаций. Но не стоит забывать, что без участия молодых людей тоже решаться ничего не будет, и молодежи это необходимо уяснить», - говорит Коктышев.

Кроме того, по его мнению, для государства молодежь остается  достаточно сильной проблемой. «Стоит вспомнить инцидент 31 августа у торгового центра «Прайм-Плаза» в Алматы. Когда говорят о тех ребятах, которые были зачинщиками беспорядков, обычно добавляют – малообразованные, бедные, некультурные, наглые, много других эпитетов. Деталями, почему у нас такая молодежь, мало кто озадачивается, что со всем этим делать - еще меньше», говорит Коктышев.

В идеале, полагает Коктышев, закон «О государственной молодежной политике» должен предупредить беспорядки - через улучшение социального самочувствия молодежи, повышение благосостояния, качества образования, снижение уровня безработицы. «Но мы прекрасно понимаем, что невозможно дать жилье, образование, бесплатное здравоохранение всем нуждающимся, даже если  государство будет сверхэффективным - все равно на такие расходы денег ни у одного государства не хватит. А закон в сегодняшней форме - именно патерналистский, через него государство дает слишком много обещаний, цель которых, как я предполагаю, задобрить молодых людей», - объясняет Коктышев.

Руководитель молодежного клуба «Рух пен Тил» Жанболат Мамай считает, что беспорядки в Алматы связаны с тем, что молодые люди недовольны своей жизнью.  «Эти погромы устроили молодые люди, причем - именно те, кто недоволен своей жизнью. Да, они не выходят на митинги, не требуют соблюдения своих прав, они даже не понимают того, что в нашей стране можно жить намного лучше, чем сейчас. Что можно быстро и эффективно решить многие проблемы, в том числе и молодежи. Не задумываясь об этом, они видят лишь ту реальность, которая перед их глазами предстает ежедневно. Не имея работы, образования, жилья и каких-то перспектив на завтрашний день, молодежь не верит в свое успешное будущее. Они не знают, на кого ориентироваться, кого слушать, кому верить», утверждает Мамай. И продолжает:  необходимо грамотно работать с молодежью, поддерживать и усиливать влияние молодежных неправительственных организаций. «Без этих мер никакого позитивного изменения в обществе не случится, а молодежь будет представлять из себя «бомбу замедленного действия», - говорит он.

Жанболат Мамай также скептически относится к законопроекту «О государственной молодежной политике» и полагает, что никакой законопроект или документ, подготовленный формально, без политической воли, не решит накопившихся проблем. «Как правило, у нас на бумаге все расписывается гладко, но при этом всегда забывают про овраги. Поэтому-то все эти законы и не работают на практике. Боюсь, что и данный законопроект по молодежной политике, если он будет принят, постигнет такая же судьба. Другими словами, закон будет, но проблемы останутся. Тем более - никакой конкретики в данном документе нет, и он действительно кажется мертвым и не отвечает требованиям времени», уверяет он. 

«К тому же формулировки в нем достаточно поверхностны, текст написан общими словами без какой-либо конкретики. Например, написали, что задачей государственной молодежной политики является: «обеспечение доступного и качественного образования». Хотя в реальности ситуация совершенно другая. Есть ли у нас на сегодня доступное и качественное образование? Во-первых, оно недоступно, во-вторых, о качестве образования говорить практически не приходится. Коррупция, взяточничество, кумовство - обычные явления почти во всех университетах страны», - заверяет Жанболат Мамай.

Изменить подход

Социологи выявили три основные проблемы, с которыми молодежь сама справиться не в состоянии. На первом месте – жилищный вопрос, на втором – безработица,  на третьем – качество и доступность образования.  «Закон сделан так, как будто двадцати лет независимости у нас не было, мы не сделали выводов из текущей ситуации и совершенно не понимаем, куда хотим прийти. Воспитывается виртуальный патернализм», - уверен Александр Данилов, управляющий партнер Smart Advice consulting group, в прошлом исполнительный директор молодежной организации «Ансар».

Очевидно, что готовых рецептов, которые смогут изменить ситуацию в сфере молодежной политике, пока нет. По словам представителей молодежных организаций, если отношение власти к молодежи останется покровительственным и не будет предполагать ее вовлечение в процессы разработки и реализации молодежной политики, то, как следствие, гражданское участие молодежи будет низким, как и понимание своей роли в становлении государства.

«В законе необходимо учесть две важнейшие вещи. Первая - эффективность молодежной политики через открытость и участие в ней самой молодежи. Для этого мы предлагаем начать с передачи управления молодежных советов при акиматах от акима выборным молодым лидерам и обеспечить в них участие всех молодежных организаций города. Создать такую молодежную политику, где участие молодого человека или организации в советах не утверждалось бы семью печатями в высоких кабинетах. Второе - обеспечить по-настоящему прозрачные и равные условия для всех молодежных организаций при получении каких-либо средств от государства. Лоты государственного социального заказа в этой сфере нужно формировать на основании исследования проблем молодежи. Это было бы ощутимо, и многое стало бы производным от этих изменений», - полагает Ирина Медникова.

«У меня нет четких норм, которые могли бы изменить ситуацию с молодежной политикой. Я предлагаю руководствоваться одним простым принципом: «Дай человеку рыбу, и он будет сыт целый день. Научи его рыбачить, и он будет сыт всю жизнь». Со вторым у нас как-то сложно получается. Университеты и школы дают в основном человеку знания, именуемые полуфабрикатом, состоящие, прежде всего, из теории. К тому же - предпринимательского компонента нет, и знания получаются мертвыми», говорит Павел Коктышев. «Давайте не будем обманывать молодых, а говорить прямо: никто работу искать не будет, равно - как и решать их проблемы. Не лучше ли сразу сказать правду: «ищи работу, развивайся, создавай себе рабочее место, начинай свой бизнес - это тоже хороший путь». Конечно, не все призваны иметь свой бизнес, но предпринимательские и бизнес-навыки еще никому не мешали», считает он.

Глава государства Нурсултан Назарбаев поручил парламенту рассмотреть законопроект о государственной молодежной политике в кратчайшие сроки.

 «Задание президента выполнят, но вот ждут ли нас качественные изменения? Мне видится, пройдет больше патриотических форумов, акций, спортивных мероприятий, пообещают больше социального жилья для молодых, но сможет ли это радикально изменить ситуацию? Думаю, что нет!», - пессимистично резюмирует Коктышев.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности