Спад продолжается

Падение продаж автомобилей в Европе, которое длится уже шесть лет, не останавливается

Спад продолжается

12 сентября во Франкфурт для участия в традиционном автосалоне съедутся автопроизводители со всех континентов. Особенно много, конечно, будет европейских участников Франкфуртского автосалона. Большинство приедет на берега Майна в уже ставшем привычным подавленном настроении.

Хроническая депрессия

Положение дел в европейском автопроме не располагает к радости. Опубликованные накануне открытия автосалона данные по регистрации новых автомобилей за август позволили сделать неутешительный вывод: спад продаж, начавшийся 6 лет назад, продолжается. Причем никакого света в конце тоннеля и поводов для оптимизма у европейских автопроизводителей пока нет.

Данные показывают, что европейцы покупают все меньше и меньше машин. «Очевидно, что авторынок в Западной Европе насыщен, - цитирует Wall Street Journal Феликса Кунерта, старшего консультанта по авторынку из консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers, - и здесь ничего не сделаешь».

Можно, конечно, вспомнить, что август всегда считался тихим месяцем на автомобильном рынке Старого света и что многие дилеры вместе с покупателями отправляются в конце лета в отпуска. Но утешение это слабое, потому что неуклонное снижение количества проданных автомобилей фиксировалось и зимой, и весной, и в июне с июлем. Без особого риска ошибиться можно предположить, что тенденция продолжится и в сентябре, когда европейцы вернутся из отпусков и выйдут на работу.

Куда ни кинь…

Продажи новых машин на крупнейшем авторынке Европы, в Германии, в августе снизилась на 5% по сравнению с августом 2012 года. И период отпусков здесь не при чем, об этом говорит то, что в январе – июле этого года она снизилась, по данным Ассоциации автомобилестроителей Германии (VDA), по сравнению с теми же 7 месяцами прошлого года, на 7%.

Немецкие автопроизводители могут утешать себя мыслью, что положение западных соседей значительно хуже. Во Франции, третьем рынке Европы, количество зарегистрированных новых автомобилей в августе оказалось ниже на 11%. За восемь месяцев снижение, по данным Ассоциации автомобилестроителей Франции, (CCFA) составило 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Еще хуже ситуация на Пиренеях. Испанцы зарегистрировали в августе новых машин на 18% меньше, чем год назад. У испанских автопроизводителей настроение во Франкфурте будет особенно плохое. В июле был зафиксирован рост почти на 15%. Они воспрянули духом и понадеялись, что их несчастья подходят к концу, но оказалось, что радость преждевременна.

В целом же, по данным Ассоциации европейских производителей автомобилей (ACEA), регистрации новых машин в Западной Европе в первой половине года снизились на 6,6% по сравнению с тем же периодом 2012 года. В январе – июне 2012 года, напомним, падение было значительнее: 8,1% или 12,8 млн машин.

Потеря престижного статуса

На продажи новых машин, кроме осторожности покупателей, которые прекрасно понимают, насколько слабыми и эфемерными являются признаки выхода еврозоны из рецессии, влияет и меняющаяся психология потребителей. Автомобили перестают быть престижным предметом, обладание которым необходимо для того, чтобы иметь определенный статус в обществе. В Европе, да и не только в ней, все больше молодых людей экономят деньги и меняют отношение к автомобилям. Машины уже не занимают приоритетное место в списке дорогих покупок. Следует помнить, что с каждым годом автомобили становятся все надежнее и не требуют уже такой частой замены, как раньше.

Еще одной немаловажной проблемой является снижающийся уровень владения автомобилями в Старом свете. На тысячу европейцев приходится в среднем 500 автомобилей. Это очень высокая плотность. Однако в городах типа Парижа она упала сейчас до 280 машин на 1000 жителей. Это почти вдвое меньше, чем в целом по Франции, и примерно столько же, сколько в Польше.

Отрицательно влияют на продажи и остановившийся рост населения в ряде стран и, тем более, его сокращение, слабый рост экономики и другие факторы. Каждый по отдельности, эти факторы, может, и не представляют особых проблем. Однако вместе они не позволяют европейскому автопрому уже шестой год выбраться из глубокого провала.

Конкуренция в автомобильном секторе остается очень высокой и заставляет производителей и дальше снижать цены. Они должны удовлетворить запросы покупателей, которые экономят сейчас на всем. «По нашим прогнозам, продажи машин в Западной Европе в этом и следующем годах будут на уровне 12 млн штук, - говорит Элмар Кадес, директор консалтинговой компании AlixPartners. - Это намного меньше исторического рекорда в 16,8 млн машин, который  установлен в 2007 году».

По мнению аналитиков авторынка из франкфуртской финансовой компании Macquarie Capital, последние данные все же показывают, что европейский авторынок постепенно начинает стабилизироваться. Однако этого недостаточно для автопроизводителей, чтобы получать серьезную прибыль на континенте. В особенно  тяжелом положении оказались такие автогиганты, как PSA (Peugeot Citroën), Fiat, Ford Motor Co. и General Motors Co., которые несут в Европе убытки.

Конечно, автопроизводители не сидят сложа руки и, как могут, снижают расходы и себестоимость продукции. Ford в этом году уже закрыл два автозавода, Peugeot прекращает в октябре сборку машин на заводе под Парижем, а Adam Opel, который  принадлежит GM, в следующем году - на заводе в Германии.

Европейские автопроизводители пытаются подстраиваться под падающий спрос, но, следует объективно признать, делают они в этом направлении значительно меньше, чем их американские коллеги в Америке в 2008 году. Кстати, американские автопроизводители чувствуют себя вполне уверенно. Специалисты считают: для того, чтобы остаться на плаву, европейским автогигантам придется сокращать производство еще несколько лет. Возможно, на 2 млн  машин, что эквивалентно закрытию 6-8 автозаводов средней мощности. Так что рабочим автомобильной отрасли в Европе следует готовиться к новым увольнениям.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?