Зерно на двоих

Зерно на двоих

Казахстанский железнодорожный перевозчик «Казтеміртранс» (дочерняя компания КТЖ) и российский перевозчик зерна  «Русагротранс» создали СП  - «Астык Транс», которое обеспечит 100% внутренних и 90% экспортных перевозок зерна Казахстана. Компания начнет работу с 1 октября 2013 года. Ее появление позволит казахстанским экспортерам решить логистическую проблему, а национальному железнодорожному оператору – оптимизировать бизнес.

Щедрые урожаи зерна, в среднем составляющие 18-19 млн тонн в год, являются ключевой статьей казахстанского экспорта.  Ежегодно, в зависимости от собранного объема, за границу отправляется 5-9 млн тонн зерна. Однако экспорт казахстанского зерна, при всей его перспективе, остается проблемным из-за транспортной инфраструктуры. Отсутствие у Казахстана выхода к внешним морям, прежде всего к Черному морю – признанному логистическому центру  юга Европы – принуждает казахстанских производителей перевозить зерно железной дорогой. Помимо того, что это  увеличивает сроки поставки казахстанского зерна в несколько раз по сравнению с украинским и российскими,   существует дефицит хопперов (вагонов-зерновозов), а при перевозке зерна по территории РФ приходится еще и доплачивать за дорогой транзит.

По просьбам аграриев правительство ежегодно субсидирует перевозку, выделяя миллиарды тенге на компенсацию транзитных затрат  по территории РФ. Сумма компенсации составляет  от 20 до 40 долларов за тонну. Однако каждый новый маркетинговый год начинается с разговоров о том, что дотации будут отменены. И с жалоб экспортеров о том, что в таком случае стимулов для наращивания экспорта частными производителями не будет.

В итоге проблему перевозки экспортного зерна и транзита через территорию РФ решили весьма  тривиально, зато эффективно: поделившись половиной логистической прибыли с российской стороной.

Компания «Русагротранс» - крупнейший в РФ оператор вагонов для перевозки зерна и фактический монополист в зерноперевозке. Его подвижной парк насчитывает 30  тыс. специализированных вагонов (для сравнения: у  «Казтеміртранс» в наличии всего 6,5 тыс. зерновозов, а в пик сезона их требуется в два раза больше). С декабря 2012 года «Русагротранс» полностью принадлежит частной  «Рустранском», подконтрольна ее менеджменту.

Соглашение о создании СП было подписано  1 июня 2011 года в присутствии руководства «Казтеміртранс», «Российские железные дороги» и «НК КТЖ» (изначально «Русагротранс» принадлежала к системе РЖД, но затем была выкуплена частными инвесторами).

Создание СП позволит казахстанским экспортерам снизить транспортную составляющую в стоимости зерна, а национальному перевозчику – сгладить сезонность зерноперевозок и присущие ей пиковые нагрузки. Основная бизнес-идея такова, что аграрные сезоны в Казахстане и РФ не совпадают, благодаря более раннему сбору урожая на юге России, в соответствии с чем вагонный парк можно перебрасывать из страны в страну.

Будущий парк СП составит 10 тыс. вагонов. Собственных вагонов у  новой компании еще нет, и каждая из сторон-учредителей передаст ей в управление по 3 тыс. вагонов. В «Русагротранс» считают, что СП сможет перевозить половину казахстанского зерна при среднем урожае в 18-19 млн тонн в год. Около 3,5 млн тонн от этого объема займет внутренний рынок, остальное будет экспортироваться через черноморский регион (порядка 1,6 млн тонн), Среднюю Азию (1,5 млн тонн), Азербайджан и Грузию (929 тыс. тонн), Прибалтику (393 тыс. тонн), а также через порты Каспия, Украины, Китая. На сегодня «Русагротранс» перевозит порядка 1 млн тонн казахстанского зерна.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики