Потерянный триллион

По данным главы целевой группы Business 20 «Инвестиции и инфраструктура» Кирилла Дмитриева, за пять лет трансграничные инвестиции упали с 12 трлн до 5 трлн долларов, тогда как в мире ежегодно около 1 трлн долларов инвестируется неэффективно

Потерянный триллион

Генеральный директор Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ), председатель целевой группы Business 20 «Инвестиции и инфраструктура» Кирилл Дмитриев на брифинге в пресс-центре саммита «Группы двадцати» рассказал о роли трансграничных инвестиций и инвестиций в инфраструктуру в обеспечении роста мировой экономики.

По словам Кирилла Дмириева, главная проблема, стоящая сегодня перед миром, - это замедление темпов экономического роста. Это сказывается на уровне трансграничных инвестиций и инвестиций в инфраструктурные проекты. Пять лет назад трансграничные инвестиции составляли 12 трлн долларов - это те деньги, которые страны инвестировали друг в друга. Сегодня этот показатель снизился до 5 триллионов. Потребность инвестиций в инфраструктуру в мире до 2030 года составляет 60 триллионов долларов. При этом в мире ежегодно около 1 трлн долларов инвестируется неэффективно. «Это серьёзные потери для глобальной экономики», - отметил он.

Целевая группа Business 20 «Инвестиции и инфраструктура» подготовила три блока рекомендаций для лидеров G20. «С помощью этих блоков, по нашему мнению, можно значительно увеличить приток инвестиций, что обеспечит кардинальное повышение темпов роста глобальной экономики», - подчеркнул директор РФПИ. Прежде всего, речь идёт о снятии барьеров на движение капитала. «Много разговоров ведётся о свободе торговли, но мало кто говорит о свободе инвестиций. Свободное перемещение капитала должно стать таким же важным элементом международной политики, как и свобода торговли», - считает Кирилл Дмитриев. Он также подчеркнул важность создания совместных инвестиционных инструментов для нескольких стран.

Второй блок рекомендаций целевой группы касается стимулирования частных инвестиций в инфраструктуру. «Среди стран G20 существуют стандартные банковские и страховые инструменты. Для привлечения частных инвестиций в инфраструктурные проекты этим странам также необходимо разработать стандартные механизмы», - пояснил спикер.

Наконец, Кирилл Дмитриев отметил важность повышения эффективности инвестиций. «Мы считаем крайне необходимым организовать механизм обмена опытом в сфере инвестиций в инфраструктуру между странами "Группы двадцати". Сегодня планируется создание центра в Москве по изучению лучших практик в этой сфере, что позволит сравнивать наилучшие решения различных инфраструктурных проблем», - пояснил он, добавив, что уже в ближайшее время Россия будет запускать масштабные инфраструктурные проекты на базе прозрачности с привлечением многих мировых инвесторов. Проекты будут осуществляться во взаимодействии частных инвесторов и государства, поскольку некоторые инфраструктурные проекты без поддержки государства оказываются убыточными, и в них не удастся привлечь частных инвесторов.

Инвестиции в инфраструктурные проекты сократились из-за проблем в экономике США и Европы, из-за кризиса ликвидности: «длинные» деньги стало невыгодно вкладывать в проекты с длительными сроком окупаемости, которые составляют 20-30 лет, объясняет аналитик "БКС Форекс" Дмитрий Тремасов. Проблема в том, что многие из этих инвестиций, сделанные частными инвесторами, стали убыточными из-за кризиса, и сейчас частные структуры стали гораздо более осмотрительны. Замедление экономического роста действительно выводит на первый план государственные и квазигосударственные инвестфонды, которые могут позволить себе большие сроки окупаемости по проектам, ориентированным на решение задач национальных экономик. В то же время они могут подключать частных инвесторов, риски которых снижаются из-за гарантий со стороны государства. В этом плане сотрудничество со странами Ближнего Востока позволит осуществить финансирование больших проектов стоимостью в несколько миллиардов долларов.

Но стоит понимать, что триллион долларов - это не только прямые, но и косвенные издержки, которые экономика понесла из-за того, что эти проекты не были осуществлены или стали не нужны из-за экономического кризиса и дальнейшего спада в экономике США, Европы и Китая, напоминает управляющий активами ФК Aforex Сергей Ковжаров. Это большая цифра, но, с другой стороны, эти инвестиции больше всего необходимы развивающимся экономикам, например - странам БРИКС, где государство и так вкладывает большие средства в строительство дорог, подготовку глобальных спортивных событий и т.д. Речь идет о том, чтобы привлекать частных инвесторов, которые не хотят рисковать своими средствами из-за не всегда оптимальной законодательной базы, больших сроков окупаемости и отсутствия гарантий со стороны контрагентов, которые будут пользоваться проектами.

Только высокая степень бюрократизации лишает экономики, привлекательные в качестве объектов вложения, от 150 до 300 млрд долларов прямых инвестиций в год, напоминает аналитик Инвесткафе Екатерина Шишко. Естественно, это не единственная преграда для денежных вложений. В этот список также входят непрозрачность экономических процессов, программы госзакупок или ключевых тендеров, которые делают интересные для инвесторов сектора недоступными, законодательные аспекты, делающие инвестиции неэффективными, слабость и недостаточная развитость сегментов и отраслей экономики.

Соответственно, резюмирует эксперт, чтобы увидеть реальный фундаментальный, а не "надувной" рост мировой экономики устойчивыми темпами, необходимы серьезный подход к решению этих проблем и как можно более быстрое принятие соответствующих мер для улучшения ситуации. Частичное решение хотя бы одной из вышеперечисленных проблем даст прирост мировой экономике минимум на 0,1%.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее