Зона отчуждения

События последнего дня лета и первой ночи осени в Алматы стали самыми обсуждаемыми на этой неделе. Негодование молодежи из-за срыва концерта популярного певца Кайрата Нуртаса оказалось индикатором настроений значительного числа молодых, чувствующих свою социальную незащищенность и выражающих недовольство так, как они могут

Зона отчуждения

Сегодня это - недовольство из-за сорванного концерта, но что будет завтра? Этими вопросами уже начали задаваться казахстанские эксперты: неслучайно   вновь заговорили о необходимости формирования молодежной политики и обсуждения проблем самой пассионарной части общества. 

Тем временем инцидент и его расследование приковывают все большее внимание граждан. Дирекция торгово-развлекательного центра «Прайм-Плаза» распространила официальное сообщение, в котором говорится, что Кайрат Нуртас, спев одну песню, принял решение отменить выступление и покинуть концертную площадку, видимо, испугавшись собственных поклонников. Это вызвало недовольство среди зрителей и в дальнейшем привело к массовым беспорядкам. Веских причин  для отказа артиста от выступления  не было, о чем свидетельствуют сделанные видеозаписи. 

Однако сам исполнитель утверждает  обратное. Он во всем винит как раз организаторов шоу и называет организацию концерта отвратительной. «Невозможно было стоять на этой сцене. Рядом со мной стояли зрители, которые полезли на сцену. Никто не обеспечивал охрану, мне трудно было сосредоточиться. Я опасался за свою жизнь. Прошу вас отнесись с пониманием к той ситуации, в которой я оказался. Я два раза выходил на сцену, просил зрителей успокоиться. Затем представитель организаторов попыталась успокоить собравшихся. Они не успокоились. На сцене оказалось много зрителей. Организаторы мне сказали прекратить выступление, и я это сделал», заявил Нуртас.

Власти активно ищут виновников беспорядков.  Пока что в роли «стрелочника» оказалась администрация ТРЦ «Прайм-плаза». «Это самовольная акция, которую провели руководители этого торгового дома. И они, естественно, понесут наказание, поскольку никакого согласования не было. А раз не было согласования, они сами должны были обеспечивать порядок. Но порядок не обеспечили. Как мне доложили, все это произошло стихийно, никакой подготовки не было, но надо будет еще разбираться. Сломали билборд, из арыков брали камни», - сказал аким Алматы Ахметжан Есимов. 

Вместе с тем администрация ТРЦ опровергла информацию о том, что акция была проведена самовольно, без извещения городских властей. «28 августа нами было отправлено письмо в акимат Ауэзовского района с просьбой об оказании содействия в охране правопорядка и предотвращении дорожно-транспортных происшествий во время проведения концерта.  29 августа было получено ответное письмо, подтверждающее данное содействие.  Руководство службы безопасности ТРЦ и УАП ДВД проводили совместное совещание по расстановке заградительных кордонов», - сообщили в «Прайм-Плаза». 

Организаторам концерта, закончившегося беспорядками, грозит до пяти лет тюрьмы, полицией в день погромов задержано 165 человек. За медицинской помощью  обратились 90 человек.  Сумма ущерба, нанесенного «Прайм-Плаза», оценивается в 30 млн тенге. В результате драки на концерте в больницу попали 7  сотрудников органов внутренних дел. Различные травмы  получили 28 военнослужащих и 9 полицейских, возбуждено уголовное дело по ст. 257 ч.3 УК РК – хулиганство, совершенное с применением или попыткой применения предметов, специально приспособленных для причинения вреда здоровью. В отношении организаторов концерта возбуждено уголовное дело по ст. 232 УК РК  - недобросовестное отношение к обязанностям. Директор РТЦ находится под подпиской о невыезде. 

«По поводу беспорядков в Алматы - никаких оргвыводов со стороны МВД не будет. Ответственность должны взять на себя организаторы концерта, которые не обеспечили должный правопорядок и безопасность артиста и зрителей», - сообщили в МВД Казахстана. 

За сухой статистикой  многие увидели зреющее недовольство молодежи, которая чувствует существенный социальный разрыв в обществе и не может найти свое место в жизни. Бунт юности против правил, устоев, взглядов может обернуться трагедией для всего общества и государства, но именно оно очень часто толкает ее на необдуманные поступки с катастрофическими последствиями. Один из самых ярких фильмов, который рассказывает об этих проблемах – легендарная лента режиссера Фернанда Мейреллиша «Город бога». Это жестокий фильм о том, куда молодых людей может бросить общественная среда и можно ли вырваться из социального дна. 

Действие фильма разворачивается в 60-е годы XX века. «Город Бога» - квартал в бразильском Рио-де-Жанейро, именно здесь живут герои повествования. Восьмилетний Ракета хочет стать  фотографом, его сверстник Дадинью в свои юные годы участвует в вооруженном ограблении, которое организовал живущий по соседству гангстер Кабалейро; с подачи Кабалейры он совершает свое первое убийство. Проходит 10 лет. Фавелы живут своей жизнью, в которой для молодых есть только клубная музыка, наркотики и алкоголь.

Ракета вырос, он совершает  мелкие правонарушения, но надеется вырваться из болота и начать новую жизнь. Дадинью уже совершил несколько убийств. Он главарь банды, который осознал, что большие деньги в его социальной среде дает только контроль над торговлей наркотиками в их квартале. Ракета добивается своей цели: получает фотоаппарат и самоопределение в жизни.  Дадинью тоже добился своего: в 18 лет он - самый известный наркоторговец в Рио. «Фильм шокирует. Фильм вдохновляет. Фильм заставляет задуматься. Фильм стоит смотреть.  На протяжении всего просмотра события не вызывали у меня шока или каких-то сильных эмоций, происходящее казалось самим собой разумеющимся, хоть и очень драматичным и жестким. События сменяли друг друга, постепенно оставляя внутри осадок, который взрывается на последней сцене. Именно в этот момент, пришло осознание, что они все-таки дети. Пока «взрослые» решают свои «большие» проблемы — выплаты по кредиту, зарабатывание денег на путешествие, проблемы со второй половиной - эти ребята берут и решают свои», напишет один из критиков.

Этот фильм важно посмотреть, чтобы понять, отчего в молодых людях зреет бунт против общества.  Как известно, по подозрению в хулиганстве на концерте 1 сентября  задержаны трое несовершеннолетних,  от 15 до 17 лет, и трое восемнадцатилетних ребят. Что могло юношей  подвигнуть на то, чтобы присоединиться к общему хаосу  - именно об этой проблеме и повествует фильм «Город бога», который мы советуем вам посмотреть в эти выходные.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики