Универ 4G

Универ 4G

Что представляют собой университеты четвертого поколения и в чем заключается их принципиальное отличие от того, что имеется сегодня? Какими качествами нужно обладать казахстанскому вузу или, точнее, какой базой нужно обладать университету, чтобы называться университетом нового поколения?

В Казахстане еще не существует аналогов, которые можно было бы с определенной долей уверенности назвать университетами, отвечающими всем мировым стандартам. У нас осталось большое количество замечательных институтов и университетов от советской эпохи, но их состояние сегодня не удовлетворяет спрос даже внутреннего рынка. В таком контексте подает большие надежды Nazarbayev University в Астане. Но и там пока еще есть некоторые проблемы, поскольку это абсолютно новый проект -  в масштабе как города, так и всего государства.

Университет четвертого поколения выходит далеко за рамки такового в классическом понимании: это не только место, где обучаются студенты и преподают профессора. Скорее, это место, которое само по себе является зоной генерации идей, место со своей уникальной экосистемой, где студенты совместно с профессорами ведут фундаментальные и прикладные исследования, где существуют все три ступени образования, где все стороны заинтересованы капитализировать свои идеи - и так далее. Университеты нового поколения отличаются, прежде всего, своей бизнес-ориентацией. Университет работает на бизнес, и  при этом является непосредственным «производителем» бизнес-проектов. Университет занимается инкубированием прорывных проектов, которые затем приносят доход.

Место для вашего инжиниринга

Попытаемся определить: что необходимо иметь университетам нового поколения для того, чтобы отвечать всем требованиям времени.Трудно представить университет без сильной инженерно-технической школы. Помимо факультетов, ведущих исследования в области естественных наук и инженерии, при университетах действуют сильные инжиниринг-центры. А что такое инжиниринг? В целом инжиниринг является комплексом коммерческих услуг по подготовке и обеспечению процесса производства и реализации продукции. Развитие инжиниринговых центров происходит в три этапа: на первом формируется партнерская среда центра, на втором реализуются совместные научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, и на завершающем, третьем этапе организуется управление деятельностью инжиниринг-центра.

Здесь нужно отметить, что инжиниринговые центры сами по себе являются емкими структурами: это площадка для трансферта знаний и технологий (центр трансферта технологий функционирует внутри как независимая ячейка). В инжиниринг-центрах   трансферт не происходит по старому межотраслевому принципу, когда представителям одной отрасли неизвестно, как и что кто-то сделал в других отраслях.

Инжиниринг-центр – это не только место встречи спроса и предложения. Он также является средой обитания венчурного капитала. Примеры успешных инжиниринговых центров – Englekirk Center (University of California – San Diego – проекты по оптимизированному строительству), OPTEC(K.U.Leuven Center of Excellence – центр по оптимизации процессов в инженерии), Discovery Park (Purdue University – проекты по альтернативным источникам питания для мобильного транспорта), Trinity Center for Bioengineering (Trinity College Dublin – создание высокотехнологичных медицинских устройств для людей) и многие другие.

Здесь также следует отметить, что исследования и разработки ведутся, как правило, не по одной дисциплине, а в нескольких отраслях знания одновременно. Например, OPTEC центр – это междисплинарный инжиниринговый центр, который интегрировал такие области инженерии, как информатика, химическая, автоматическая и электрическая инженерии.

Качественным отличием инжиниринг-центров от исследовательских учреждений старого формата является внедрение и повсеместное использование новых технологических решений. Здесь можно упомянуть и технологию ТРИЗ (алгоритм для решения изобретательских задач), «ubiquitous computing» (повсеместные вычисления, интегрированные в окружающую среду), serendipity-менеджмент (умение использовать случайные открытия), «simulation-based design» (цифровое проектирование). Инженеры и исследователи здесь обладают высоким уровнем компетентности: быстрая числовая интерпретация, качественный сбор информации, критический анализ, стратегическое планирование и мышление, проектный менеджмент. Новые технологии существенно увеличивают эффективность любой налаженной технологической линии, работы любого коллектива, снижают волокиту, уменьшают затраты и так далее.

Секрет успеха инжиниринговых центров - и в междисциплинарности. Никого не интересует отдельно ни материал, ни конструкция, если дело, например, касается композитных материалов. Всех интересует материал плюс конструкция. Технологические переделы задачи находятся в области акустики, динамики жидкости, механики, термодинамики, химии.

Длинный эффект коротких программ

Вторым отличием университетов нового поколения является наличие бизнес-школ, работающих при университетах как часть трансфертной и преподавательской цепочки. Такие школы располагают большим предложением программ по менеджменту, маркетингу, финансам, главным образом MBAи EMBA, для менеджеров линейного, среднего и топ-менеджмента (длительность программ – от 4-х месяцев до 2-х лет, в зависимости от положения менеджеров в корпоративном  секторе).

Особенностью этих программ является то, что они ориентированы на конкретные запросы, с которыми компании обращаются в бизнес-школы. Как правило, все программы - «под ключ», то есть они формируются исходя из конкретных нужд заказчика. Нечто похожее попытались внедрить организаторы «Открытого университета Сколково». Но успешнейший образец в этой сфере - ведущий университет Скандинавии, который также активно работает в консалтинге, – Hameen Ammattikorkeakoulu в Финляндии.

Длинные программы создаются для топ-менеджмента и кадрового резерва, по содержанию они близки к MBA. Впрочем, длительное обучение не всегда устраивает компании: многим нужны компактные программы. Спросом пользуются короткие программы повышения квалификации, длительностью 4–6 месяцев. Люди получают знания и навыки по конкретным направлениям:  управление проектами, логистика, повышение операционной эффективности, HR-менеджмент и так далее. Компании теперь считают  деньги и платят только за то, что приносит отдачу. Например, Московская школа управления «Сколково» только в прошлом году принесла примерно 15 млн долларов. Опыт показывает, что доход от обучения по коротким программам может достигать 60% валового дохода школы.

В дополнение к отлаженной работе инжиниринг-центров и бизнес-школ, в университетах нового поколения функционируют центры коммерциализации, которые главным образом отвечают за патентование идей и достижений. На ежегодной основе университеты инкубируют стартапы и выпускают все новые спин-оффы. Ярким примером такого университета может служить Technion в израильской Хайфе. Две трети израильских компаний, котируемых в NASDAQ, являлись выпускниками Technion. Помимо коммерческой составной, под эгидой университета профессора, научные сотрудники постоянно публикуются в уважаемых научных изданиях с высоким импакт-фактором – занимаются фундаментальной наукой, интересами которой в коммерциализованной науке часто жертвуют.

Третьей фишкой университетов нового поколения является наличие онлайн-программ по востребованным специальностям. Еще их называют дистанционными. Сегодня не все люди, занятые на целый день, имеют возможность и время находиться по 4-6 часов в лекционных залах. Тем более - дистанционное обучение заметно снижает сумму финансовых средств, потраченных на образование. Многие университеты уже долгое время используют пространство Сети для проведения лекций, лишь усовершенствовались способы подачи информации и материала. Теперь можно просматривать лекции, когда удобно, выполнять онлайн-задания с помощью университетских компьютерных программ (не покупая на них лицензию), скачивать электронные версии книг и научных публикаций, а также иметь круглосуточный доступ ко всем университетским услугам. Более того: студенты имеют возможность выступить в роли преподавателя, поучаствовать в совместном проекте и непосредственным образом повлиять на дальнейший курс развития университета. Так, например, университет P2PU (Калифорния) работает по этой самой модели. Также престижное онлайн-образование можно получить в MIT-Harvard, Oxford и Singapore National University.

Сам себя кормит

В заключение нужно отметить, что университеты нового поколения не только являются эффективной площадкой для преподавания, исследований, местом генерации идей и их дальнейшей коммерциализации, свободного доступа к информации для венчуристов и бизнес-ангелов, они также тесно интегрированы в инфраструктуру, в которой находятся как локально, так и в более широком масштабе (общегородском). Это университеты, ориентированные на предпринимательскую деятельность.

Помимо того, что университеты нового поколения выпускают комплекс услуг и продуктов на своих базах, они еще и с самых ранних стадий образования культивируют предпринимательский дух среди студентов. Доход от проектов, которые нашли свое применение на практике, а также влились в цепочки поставок и прошли через процесс коммерциализации, занимают львиную долю в финансировании самих исследований (примерно 60 на 40: большее – самофинансирование, меньшее – государственные гранты, другие финансовые вливания).

Поэтому профессура и исследователи в основном пользуются качественно новыми методами исследованиями, оценить реальный синергетический выхлоп которых удается не сразу – методы расходятся по разным отраслям науки. Блестящими примерами университетов нового поколения могут быть Harvard University, Oxford, MIT, Stanford, Cornell University (университет технологически нового поколения планируется запускать в 2015 году совместно с Google и Technion в Нью-Йорке), ETH Zürich – Swiss Federal Institute of Technology Zürich, бельгийский KU Leuven и Tsinghua University в Китае.

Ануар Байтулаков*

*- старший эксперт управления анализа инвестиционных процессов Центра развития предпринимательства «Института экономических исследований»

Статьи по теме:
Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом