Универ 4G

Универ 4G

Что представляют собой университеты четвертого поколения и в чем заключается их принципиальное отличие от того, что имеется сегодня? Какими качествами нужно обладать казахстанскому вузу или, точнее, какой базой нужно обладать университету, чтобы называться университетом нового поколения?

В Казахстане еще не существует аналогов, которые можно было бы с определенной долей уверенности назвать университетами, отвечающими всем мировым стандартам. У нас осталось большое количество замечательных институтов и университетов от советской эпохи, но их состояние сегодня не удовлетворяет спрос даже внутреннего рынка. В таком контексте подает большие надежды Nazarbayev University в Астане. Но и там пока еще есть некоторые проблемы, поскольку это абсолютно новый проект -  в масштабе как города, так и всего государства.

Университет четвертого поколения выходит далеко за рамки такового в классическом понимании: это не только место, где обучаются студенты и преподают профессора. Скорее, это место, которое само по себе является зоной генерации идей, место со своей уникальной экосистемой, где студенты совместно с профессорами ведут фундаментальные и прикладные исследования, где существуют все три ступени образования, где все стороны заинтересованы капитализировать свои идеи - и так далее. Университеты нового поколения отличаются, прежде всего, своей бизнес-ориентацией. Университет работает на бизнес, и  при этом является непосредственным «производителем» бизнес-проектов. Университет занимается инкубированием прорывных проектов, которые затем приносят доход.

Место для вашего инжиниринга

Попытаемся определить: что необходимо иметь университетам нового поколения для того, чтобы отвечать всем требованиям времени.Трудно представить университет без сильной инженерно-технической школы. Помимо факультетов, ведущих исследования в области естественных наук и инженерии, при университетах действуют сильные инжиниринг-центры. А что такое инжиниринг? В целом инжиниринг является комплексом коммерческих услуг по подготовке и обеспечению процесса производства и реализации продукции. Развитие инжиниринговых центров происходит в три этапа: на первом формируется партнерская среда центра, на втором реализуются совместные научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, и на завершающем, третьем этапе организуется управление деятельностью инжиниринг-центра.

Здесь нужно отметить, что инжиниринговые центры сами по себе являются емкими структурами: это площадка для трансферта знаний и технологий (центр трансферта технологий функционирует внутри как независимая ячейка). В инжиниринг-центрах   трансферт не происходит по старому межотраслевому принципу, когда представителям одной отрасли неизвестно, как и что кто-то сделал в других отраслях.

Инжиниринг-центр – это не только место встречи спроса и предложения. Он также является средой обитания венчурного капитала. Примеры успешных инжиниринговых центров – Englekirk Center (University of California – San Diego – проекты по оптимизированному строительству), OPTEC(K.U.Leuven Center of Excellence – центр по оптимизации процессов в инженерии), Discovery Park (Purdue University – проекты по альтернативным источникам питания для мобильного транспорта), Trinity Center for Bioengineering (Trinity College Dublin – создание высокотехнологичных медицинских устройств для людей) и многие другие.

Здесь также следует отметить, что исследования и разработки ведутся, как правило, не по одной дисциплине, а в нескольких отраслях знания одновременно. Например, OPTEC центр – это междисплинарный инжиниринговый центр, который интегрировал такие области инженерии, как информатика, химическая, автоматическая и электрическая инженерии.

Качественным отличием инжиниринг-центров от исследовательских учреждений старого формата является внедрение и повсеместное использование новых технологических решений. Здесь можно упомянуть и технологию ТРИЗ (алгоритм для решения изобретательских задач), «ubiquitous computing» (повсеместные вычисления, интегрированные в окружающую среду), serendipity-менеджмент (умение использовать случайные открытия), «simulation-based design» (цифровое проектирование). Инженеры и исследователи здесь обладают высоким уровнем компетентности: быстрая числовая интерпретация, качественный сбор информации, критический анализ, стратегическое планирование и мышление, проектный менеджмент. Новые технологии существенно увеличивают эффективность любой налаженной технологической линии, работы любого коллектива, снижают волокиту, уменьшают затраты и так далее.

Секрет успеха инжиниринговых центров - и в междисциплинарности. Никого не интересует отдельно ни материал, ни конструкция, если дело, например, касается композитных материалов. Всех интересует материал плюс конструкция. Технологические переделы задачи находятся в области акустики, динамики жидкости, механики, термодинамики, химии.

Длинный эффект коротких программ

Вторым отличием университетов нового поколения является наличие бизнес-школ, работающих при университетах как часть трансфертной и преподавательской цепочки. Такие школы располагают большим предложением программ по менеджменту, маркетингу, финансам, главным образом MBAи EMBA, для менеджеров линейного, среднего и топ-менеджмента (длительность программ – от 4-х месяцев до 2-х лет, в зависимости от положения менеджеров в корпоративном  секторе).

Особенностью этих программ является то, что они ориентированы на конкретные запросы, с которыми компании обращаются в бизнес-школы. Как правило, все программы - «под ключ», то есть они формируются исходя из конкретных нужд заказчика. Нечто похожее попытались внедрить организаторы «Открытого университета Сколково». Но успешнейший образец в этой сфере - ведущий университет Скандинавии, который также активно работает в консалтинге, – Hameen Ammattikorkeakoulu в Финляндии.

Длинные программы создаются для топ-менеджмента и кадрового резерва, по содержанию они близки к MBA. Впрочем, длительное обучение не всегда устраивает компании: многим нужны компактные программы. Спросом пользуются короткие программы повышения квалификации, длительностью 4–6 месяцев. Люди получают знания и навыки по конкретным направлениям:  управление проектами, логистика, повышение операционной эффективности, HR-менеджмент и так далее. Компании теперь считают  деньги и платят только за то, что приносит отдачу. Например, Московская школа управления «Сколково» только в прошлом году принесла примерно 15 млн долларов. Опыт показывает, что доход от обучения по коротким программам может достигать 60% валового дохода школы.

В дополнение к отлаженной работе инжиниринг-центров и бизнес-школ, в университетах нового поколения функционируют центры коммерциализации, которые главным образом отвечают за патентование идей и достижений. На ежегодной основе университеты инкубируют стартапы и выпускают все новые спин-оффы. Ярким примером такого университета может служить Technion в израильской Хайфе. Две трети израильских компаний, котируемых в NASDAQ, являлись выпускниками Technion. Помимо коммерческой составной, под эгидой университета профессора, научные сотрудники постоянно публикуются в уважаемых научных изданиях с высоким импакт-фактором – занимаются фундаментальной наукой, интересами которой в коммерциализованной науке часто жертвуют.

Третьей фишкой университетов нового поколения является наличие онлайн-программ по востребованным специальностям. Еще их называют дистанционными. Сегодня не все люди, занятые на целый день, имеют возможность и время находиться по 4-6 часов в лекционных залах. Тем более - дистанционное обучение заметно снижает сумму финансовых средств, потраченных на образование. Многие университеты уже долгое время используют пространство Сети для проведения лекций, лишь усовершенствовались способы подачи информации и материала. Теперь можно просматривать лекции, когда удобно, выполнять онлайн-задания с помощью университетских компьютерных программ (не покупая на них лицензию), скачивать электронные версии книг и научных публикаций, а также иметь круглосуточный доступ ко всем университетским услугам. Более того: студенты имеют возможность выступить в роли преподавателя, поучаствовать в совместном проекте и непосредственным образом повлиять на дальнейший курс развития университета. Так, например, университет P2PU (Калифорния) работает по этой самой модели. Также престижное онлайн-образование можно получить в MIT-Harvard, Oxford и Singapore National University.

Сам себя кормит

В заключение нужно отметить, что университеты нового поколения не только являются эффективной площадкой для преподавания, исследований, местом генерации идей и их дальнейшей коммерциализации, свободного доступа к информации для венчуристов и бизнес-ангелов, они также тесно интегрированы в инфраструктуру, в которой находятся как локально, так и в более широком масштабе (общегородском). Это университеты, ориентированные на предпринимательскую деятельность.

Помимо того, что университеты нового поколения выпускают комплекс услуг и продуктов на своих базах, они еще и с самых ранних стадий образования культивируют предпринимательский дух среди студентов. Доход от проектов, которые нашли свое применение на практике, а также влились в цепочки поставок и прошли через процесс коммерциализации, занимают львиную долю в финансировании самих исследований (примерно 60 на 40: большее – самофинансирование, меньшее – государственные гранты, другие финансовые вливания).

Поэтому профессура и исследователи в основном пользуются качественно новыми методами исследованиями, оценить реальный синергетический выхлоп которых удается не сразу – методы расходятся по разным отраслям науки. Блестящими примерами университетов нового поколения могут быть Harvard University, Oxford, MIT, Stanford, Cornell University (университет технологически нового поколения планируется запускать в 2015 году совместно с Google и Technion в Нью-Йорке), ETH Zürich – Swiss Federal Institute of Technology Zürich, бельгийский KU Leuven и Tsinghua University в Китае.

Ануар Байтулаков*

*- старший эксперт управления анализа инвестиционных процессов Центра развития предпринимательства «Института экономических исследований»

Статьи по теме:
Экономика и финансы

Ушли, но обещали вернуться

Одним из факторов, спровоцировавших ослабление тенге, стал выход нерезидентов из краткосрочных нот Нацбанка

Казахстанский бизнес

Забетонировать цену

На рынке цемента цены восстанавливаются до уровня 2013 года

Тема недели

Труба для Астаны

Газификация столицы стала возможной только с третьей попытки

Казахстанский бизнес

Торг здесь электронный

Казахстанская система электронных госзакупок, выстроенная ЦЭК, позволяет производить все закупки госорганов в электронном виде, вести электронный мониторинг корректности процесса закупок и даже электронно жаловаться, если что-то пошло не так