Доступная еда

Верхняя палата парламента Индии приняла закон, обеспечивающий дешевые продукты питания (NFSB) для находящихся за чертой бедности жителей. Впрочем, эксперты не обольщаются: закон настолько непростой, что иначе как предвыборным шагом его мало кто считает

Доступная еда

ВВерхняя палата парламента Индии приняла закон, обеспечивающий дешевые продукты питания (NFSB) для находящихся за чертой бедности жителей, число которых достигает 67% всего населения страны. Как пишет Economic Times, Конгресс считает это социальной мерой благосостояния. Законопроект теперь должен быть подписан президентом страны.
 
Амбициозный план, который направлен на удовлетворение нужд бедствующего населения страны, предполагает поставки продуктов питания населению  названной категории по льготным ставкам. Он предусматривает закупку 62 млн т продуктов питания (преимущественно риса) каждый год. Расходы правительства на эти цели оцениваются в 1,25 млрд долл. в год. Лидеры Конгресса считают, что схема достаточно мощная, чтобы помочь партии противостоять обвинению в коррупции и неэффективности работы правительства. Глава Конгресса Соня Ганди, которая в понедельник приняла участие в дискуссии по законопроекту, заявила, что программа является своеобразной «революцией». "Настало время дать всем понять, что Индия может принять ответственность за обеспечение продовольственной безопасности для всех индийцев", – заявила Ганди, отметив, что «цель заключается в уничтожении голода и недоедания по всей стране».
 
На аргумент оппозиции, что схема приведет к увеличению бюджетного дефицита и, следовательно, ухудшит и без того плохой инвестиционный климат, Ганди категорично отметила, что «ресурсы для программы должны быть найдены». "Вопрос не в том, что у нас достаточно ресурсов и пойдет ли это на пользу фермерам или нет. Мы должны найти ресурсы для этого. Мы обязаны это сделать", – сказала она. В своей речи Ганди указала, что принятый закон – еще один компонент подхода ее партии к социальным проблемам.
 
И хотя речь Ганди явно была направлено на то, чтобы доказать населению необходимость программы продовольственной безопасности, эксперты расценивают происходящее как популистские заявления, направленные на получение политических дивидендов. Так, несмотря на то, что схема сумела получить поддержку скептиков в правительстве - таких, как министр сельского хозяйства Шарад Павар, многие критики рассматривают это как пустую трату казенных денег. "Программа вызовет серьезные нарушения на рынке зерна, приведет к умножению потерь и утечек и будет значить слишком мало для рынка продуктов питания", – считает экономист Арвинд Панагария из Колумбийского университета.
 
Потратить на законопроект предполагается весьма значительную сумму, которая составляет почти одну восьмую часть бюджета страны, указывает управляющий активами ФК Aforex Сергей Ковжаров. И это действительно чисто популистский шаг: видимо, правящая партия боится народных волнений, которые могут парализовать экономику страны. Надо сказать, что такие меры на грани военного распределения еще никому не помогали. Это способ загнать проблему вглубь вместо того, чтобы создавать на эти деньги рабочие места и развивать инфраструктуру. Конечно, это приведет к разгону инфляции, а деньги наверняка будут расходоваться не в соответствии с рыночными принципами. Выиграют от этого фермеры, за счет которых правящая партия и будет расширять свою электоральную базу.
 
С помощью принятого закона парламентарии пытаются стимулировать внутренний спрос, что должно позитивным образом сказаться на экономических показателях, считает главный специалист отдела ценных бумаг банка «Интеркоммерц» Иван Кибардин. Заявленное предложение особенно актуально на фоне того, что уровень промышленного производства в Индии резко сократился в августе: индекс PMI от HSBC понизился до отметки 48,5, поскольку сократились как внутренние, так и внешние заказы. Более того: за счет принятия законопроекта индийские политики смогут заработать себе дополнительные очки, поскольку и без  того небогатое население страны в последнее время стало еще беднее, с начала года индийская рупия потеряла более 20%.
Учитывая то, что закон был предложен правящей партией страны и уже получил одобрение нижней и верхней палат парламента, его шансы быть подписанным президентом весьма велики.
 
Впрочем, проект интересен для  рынка soft commodities и очень показателен в культурологическом плане, возражает начальник аналитического отдела ИК «Универ-Капитал» Дмитрий Александров. Поскольку в Индии всё ещё очень сильно влияние кастовой традиции, такое "спонсирование" низших слоёв показательно. С другой стороны - действительно, экономически решение явно не лучшее, поскольку содержит в себе и колоссальный коррупционный потенциал и не ведёт к стимулированию сокращения числа бедных как такового - нет программы роста занятости, зато есть чрезмерная нагрузка на госбюджет. Поэтому, скорее, такое решение рискует в итоге привести к спирали усугубления проблем.
 
С точки зрения социальной политики принятие закона, который позволит поддержать малоимущие семьи, выглядит серьезным шагом в рамках борьбы с бедностью, говорит начальник отдела продаж инвестиционных продуктов банка «Стройкредит» Сергей Александров. Вместе с тем принятие закона и в самом деле будет иметь негативные последствия для экономики Индии в целом. Инвесторы и так выводят средства из страны, опасаясь, что  ФРС свернет программу стимулирования экономики. Инфляция на уровне 10%, минимальные за последние 10 лет показатели ВВП, санкции по ограничению перевода денежных средств за рубеж, все это - негативные аргументы для инвесторов. Теперь же к общему списку добавляется программа по борьбе с бедностью, которая составит серьезную нагрузку для бюджета Индии. Для реализации подобной программы сейчас не самое лучшее время.
 
Действительно: стоит посмотреть на сравнительные данные по уровню жизни населения в разных странах, собранные The Legatum Prosperity Index Table Rankings за 2012 год. Индия занимает в нем 101-е место из 142 возможных. Для сравнения: на первом месте Норвегия, а Россия - на 66-м. Самые слабые баллы у Индии по безопасности и социальному капиталу. По мнению управляющего активами TNO Capital Александры Лозовой, причиной такого положения дел является низкий уровень образования. И раздача дешевых продуктов - популистская и временная мера, которая не затронет самые проблемные вопросы. Инвестиции в образование и обучение детей, молодежи принесут существенно больший эффект при тех же затратах, но на длительном горизонте времени. Дешевые продукты дадут краткосрочный положительный эффект лишь правящей партии.
 
Не нужно рассматривать такие законопроекты и как "панацею" для бедных стран, потому что это на самом деле является целевой дотационной программой, которая представляет собой одномоментную поддержку наиболее бедных слоев населения, говорит аналитик Инвесткафе Екатерина Шишко. В долгосрочном периоде - можно сказать, что такие программы негативно скажутся на бюджете страны, увеличив его нагрузку на 4-10%, что, например, для Индии будет достаточно серьезным показателем. По мнению эксперта, в странах с большой долей населения за чертой бедности для того, чтобы расширить доступ бедных к питанию, необходимо проводить тендеры на поставку дешевых продуктов питания. В то же время компании, занимающиеся такими поставками, могут получать налоговые льготы от государства и развивать различные аспекты своего бизнеса.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики