Искусство — в массы

В Алматы завершился четвертый «Парад оркестров». На этот раз фестиваль впечатлил симфонией Римского-Корсакова, сыгранной на народных инструментах, зрелищными танцами Имперского русского балета и музыкой к мультфильмам в исполнении духового оркестра

Искусство — в массы

Парад оркестров стал ежегодным праздником классического искусства для алматинцев и гостей южной столицы, проводимым в конце лета при поддержке городского акимата. Благодаря хорошим классическим оркестрам городу и стране есть чем блеснуть. А если к живому оркестровому звучанию добавить яркое танцевальное шоу Имперского русского балета под руководством Гедиминаса Таранды, а также прокручивать на новых больших экранах отрывки из любимых мультфильмов — можно получить весьма увлекательную, насыщенную впечатлениями концертную программу. Со своей стороны, мягкий августовский бриз, создавая благодатную вечернюю прохладу, располагал к таким возвышенным посиделкам. Даже поливший на второй вечер дождь не испугал ни публику, не покинувшую своих мест и распахнувшую зонтики, ни артистов, вышедших плясать босиком прямо на мокрую мостовую Дворца республики.

Смена жанра

В первый вечер слушателей порадовали певцы отечественной оперы Дина Хамзина, Эмиль Сакавов, Альфия Каримова, Дархан Жолдыбаев, Бауржан Мусин и группа «Ансар», исполнившие песни, посвященные Алма-Ате, под аккомпанемент ансамбля «Отырар сазы». По мнению ежегодной участницы «Парада оркестров», певицы театра оперы и балета им. Абая Альфии Каримовой (в первый день она спела песню «Южная столица» композитора Хабибуллы Сетекова, а на второй — дуэтом с Медетом Чотабаевым арию из «Призрака оперы» и саундтрек к фильму «Титаник»), фестиваль растет, становится интереснее и профессиональнее, репертуар обновляется. «Как сказал Георг Отс, для истинного певца должен быть интересен любой репертуар,— продолжает она. — Если петь эстрадные песни на классический манер — будет смешно. Поэтому перемена манеры исполнения — важная творческая задача. Мюзикл ближе опере, и мы поем его академически. А песня из «Титаника» — эстрадная, поэтому происходит смена жанра: ее надо петь другим голосом. Овладение другой манерой и голосом способствует эволюции певца. Я смогу сказать, что и этот жанр мне под силу». Певица находит ситуацию, когда выходцев с «Фабрики звезд» тоже называют певцами, странной. «Я и мои коллеги учатся годами. Наш “Парад оркестров” — проект, который не дает народу потреблять суррогат в яркой обложке. Он предлагает только все свежее и вкусное», — резюмировала она. Певица уверена, что алматинская публика готова к восприятию качественной музыки: «Человек, не занимающийся музыкой профессионально, схватывает ее на интуитивном уровне. Поэтому эстраде тоже нужны и голос, и талант. А также дыхание, харизма, эмоциональность. Вспомним Лару Фабиан, Уитни Хьюстон, Селин Дион». Альфие Каримовой было бы небезынтересно спеть в мюзикле на открытом воздухе или в комической опере с хорошими спецэффектами.

По словам солиста оперы Медета Чотабаева, ему приятно петь эстрадные песни, пробуя себя в новом жанре. Он тоже уверен, что оперный певец должен уметь исполнять все. Каких-либо трудностей для себя в эстрадных песнях он не видит — оперу петь куда сложнее.

Как считает певица Дина Хамзина, современная ситуация диктует свои правила: «Мы не должны петь только оперу. Я хочу занять место в сердце своего народа. Поэтому я ищу путь. Кому-то нравится опера, кому-то эстрадные песни. В первый день я исполняю песнь об Алматы. В отличие от оперы, более долгой и растянутой во времени, мне нужно передать информацию и эмоции за короткое время — выложиться в одной песне. За три-четыре минуты я должна найти своего зрителя и обменяться энергией».

Вторая часть первого вечера ознаменовалась, как подчеркнули сами организаторы «Парада», премьерой балета «Шехерезада». Премьерой эту постановку сделало исполнение музыки Римского-Корсакова оркестром народных казахских инструментов «Отырар сазы». Оригинальное звучание впечатлило не только слушателей, но и исполнителей. Знаменитую постановку Михаила Фокина 1910 года, впервые осуществленную с легендарными русскими танцорами Идой Рубинштейн, Вацлавом Нижинским и Алексеем Булгаковым в Париже, перед казахстанскими зрителями представили солисты Имперского русского балета.

Балансировать на грани

Гедиминас Таранда назвал исполнение сюиты «Шехерезада» Римского-Корсакова сенсацией. Он также сообщил, что с оркестром народных инструментов «Отырар сазы» его балет планирует гастролировать по России и за рубежом. В первую очередь мы хотим показать эту постановку в Москве, отметил он. «Шехерезада» входит в репертуар Имперского русского балета вот уже 15 лет.

— Гедиминас, как, интерпретируя классику, удержать равновесие, не перейти дозволенную грань?

— Грань зависит от таланта. Талант задает эту грань, и если ее перейти, будет пошло. По этой грани надо еще и умудряться балансировать! Аранжировщиков, которые делают это здорово, единицы.

Художественный руководитель «Имперского русского балета» Гедиминас Таранда
Фото: ИТАР-ТАСС

— Вы что-то привнесли в знаменитый балет на этот раз?

— «Шехерезада» — это классическая постановка 1910 года. Но моей задачей было превратить ее из архаики в современное актуальное произведение. Поэтому Евнух, роль которого исполнял мой брат, наполнил этот спектакль живым актерским мастерством. Нужно в определенную форму хореографии вдохнуть жизнь. Если использовать кальку 1910 года без внутренностей — это будет мертвое искусство. Наш конек — изюминка в балете. Нас всегда спрашивают: а что вы такого сделали, что он у вас совсем по-другому смотрится? Очень важен подбор артистов: каждого надо поставить на свое место по эмоциональности, характеру и внешнему виду. Например, у меня была тройка балерин: восточная красавица стояла в середине, по бокам — блондинка и русая. Они символизировали разные народы. Такие изюминки надо делать, и тогда народ смотрит — он заинтригован: что же там такого необычного? Когда вы увидите нашего «Дон Кихота», вы не поймете, что это за спектакль: вроде бы как все — то же самое, и в то же время — другое. Мы туда вставили элементы настоящего фламенко — чуть-чуть. А все говорят, что у нас полностью новая постановка. Не совсем полностью! Просто нужно уметь вкраплять такие штучки. Конечно, такие решения мы находим преимущественно с помощью классических костюмов и декораций.

— Кто художник костюмов «Шехерезады»?

— Декорации и костюмы изготовлены по знаменитым эскизам Льва Бакста. Все досконально, вплоть до застежек.

— Чем вы руководствуетесь, когда привносите авторские элементы? Это зависит от публики и обстановки?

— Пожалуй, нет. Я умею смотреть со стороны. Смотришь на другие постановки и коллективы и понимаешь, что это скучно. Я могу скучнейший спектакль смотреть до конца: может, в конце искра божья все-таки вспыхнет? Бывает, что нет. Нужно много смотреть — не только классический балет, но и шоу.

— Может быть, вы назовете кого-нибудь из отечественных или зарубежных постановщиков, которые вас заинтриговали?

— Из наших это, прежде всего, Борис Эйфман, который видит по-своему музыку и у которого потрясающие дизайнеры по свету и декорациям. Он работает в своем ключе. Эйфман может кому-то нравиться, а кому-то нет, но это один из лидеров российской хореографии современного направления. Из молодых таким был Евгений Панфилов из Перми. Сейчас я постановщиков такого уровня не вижу. Современную хореографию стараются везде использовать, но талантов нет. Ее нужно грамотно и талантливо притягивать. Тогда она будет понятна, как и классика.

— Как вам звучание классического произведения в исполнении оркестра «Отырар сазы» на народных инструментах? Вдохновляло?

— Мои ребята сказали, что никогда не танцевали с таким вдохновением. Это был новый опыт. Римский-Корсаков мечтал о таких инструментах. Он специально имитировал классическими инструментами старинные восточные. Если бы он это слышал! Это мировая премьера — такого никто не делал.

Родом из детства

Как отметил Марат Омаров, генеральный директор группы компаний Eventica, отвечавшей за проведение мероприятия, на этот раз организаторы сами формировали репертуар. «Существует хорошая серьезная классика, но она не покупается массовым слушателем. Профессионалы от искусства не всегда понимают, как ее продавать. В прошлом году Алессандро Сафина был приглашен в последний момент. Это популярная опера, которая пользуется спросом. У нас есть хорошие оперные певцы, но они не продаются так же, как Сафина. Мы, как организаторы, находимся посередине между профессионалами и слушателями. Мы стараемся изменить отношение к классическому исполнению. Наши дети должны слушать музыку вживую».

«Парад оркестров» — проект, который не дает народу потреблять суррогат в яркой обложке. Он предлагает только все свежее и вкусное

В самом деле, замечательную музыку детства в прекрасном исполнении духового оркестра в третий вечер услышало немало детей. Благодаря ей смогли поностальгировать о былом и взрослые. Государственный духовой оркестр под управлением Каната Ахметова и Александра Белякова буквально без передышки услаждал слух аудитории, одну за другой исполняя прекрасные мелодии, композиции и целые симфонии, созданные специально для мультфильмов. Надо заметить, что произведениям знаменитой голливудской и японской анимации составила достойную конкуренцию музыка из советской мультипликации, превращенная в красочные музыкальные марафоны «Мультяшный балаган» Леонида Брагинского, «Ну, погоди!» Тамаша Деака и Хози Остервальда, «Попурри “Союзмультфильм”» Владимира Шаинского. Обрело мультипликационную жизнь симфоническое произведение «Ночь на лысой горе» Модеста Мусоргского — колоритная картина «шабаша духов тьмы» и «величания Чернобога». Мощную, потрясающую до глубины души музыку украсила завораживающая анимация, воплотив в себе тезис современного искусства о композиционном единстве видео- и звукоряда.

В качестве одной из центральных проблем Марат Омаров выделил настройку звука и поиск звукорежиссера: «В оркестре 80 инструментов, и каждый нужно услышать и озвучить. Проблема — в открытом воздухе. Когда это пустая площадь — это один звук. Когда на ней собирается много людей — все принципиально меняется. Тем более рядом проходит оживленный проспект. Прошлый год показал проблемы со звуком, в этом году их будет гораздо меньше. Приехал звукорежиссер из Бостона, который помог нам отладить звук. Профессиональных звукорежиссеров у нас очень мало, и они дорого стоят». В этот раз, нужно отдать должное организаторам, и звук, и картинка, и освещение были на уровне.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности