Газовый выбор

США и Канада борются за сотни миллиардов долларов, которые транснациональные компании готовы вложить в добычу североамериканского газа

Газовый выбор

500 млрд долларов – именно эту прибыль может принести разработка богатейших месторождений газа в Северной Америке. Весь вопрос в том, кому они достанутся?  Претендентов на освоение двое: американское побережье Мексиканского залива и канадская Британская Колумбия. У каждого из кандидатов есть свои плюсы и минусы. Кого выберут газовые гиганты, покажет время.

Чьи плюсы весомее?

Главный претендент со стороны Канады – Порт-Эдвард в Британской Колумбии, который находится примерно в 560 км с северо-западу от Ванкувера, столицы этой западной канадской провинции, и в 80 км от Аляски.

Назвать этот населенный пункт, расположенный на тихоокеанском побережье Канады, городом даже не поворачивается язык, потому что сейчас в нем проживает лишь544 жителя. Раньше в Порт-Эдварде кипела жизнь. Еще два-три десятка лет назад здесь работали бумажные предприятия и консервные заводы, но сейчас все предприятия закрылись, а жители разъехались кто куда.

Однако если газовые компании  выберут это место в качестве главного перевалочного пункта канадского газа, то судьба Порт-Эдварда изменится во мгновение ока и он быстро станет одним из наиболее динамично развивающихся городов планеты. Главное – убедить инвесторов вкладывать деньги именно в Порт-Эдвард, к основным плюсам которого относятся наличие удобной глубоководной бухты, не замерзающей круглый год, близость к Азии - главному потребителю газа Северной Америки, и даже взвешенная политика федерального правительства Канады в защите окружающей среды.

Первые ласточки уже есть. Малайзийская газовая компания Petroliam Nasional Bhd. (Petronas), например, готова вложить в строительство терминала, трубопровода и инфраструктуры в Порт-Эдварде 20 млрд долларов.

В основе газового бума Канады - огромные залежи сланцевого газа в Западно-Канадском осадочном бассейне. Они составляют значительную часть от всех разведанных запасов канадского газа, оцениваемых примерно в 37 трлн кубометров.

В противоположном углу ринга - американское побережье Мексиканского залива, лишенное многих минусов Порт-Эдварда. Главным, но, конечно, не единственным недостатком американского претендента является нерешительность Вашингтона. В Белом доме никак не могут принять окончательное решение по вопросу, стоит ли вообще затевать многомиллиардный проект по добыче дешевого газа на юге США.

Главное - что близко

Исследовательская компания Eurasia Group считает, что энергетическим компаниям придется потратить 50 млрд долларов на переориентацию существующих в США терминалов жидкого газа с импорта на экспорт. В Канаде их придется строить с ноля, что, конечно же, обойдется значительно дороже. Уже известны и примерные затраты – 100-110 млрд долларов.

Конечно, гигантские затраты не могут не оказать влияния на цены голубого золота. Сейчас британская термическая единица (БТЕ) стоит в Северной Америке 4 доллара, а в Азии в 4 раза дороже. Это объясняется тем, что транспортировка газа в жидком виде всегда стоит дороже, чем в естественном состоянии: газ сначала нужно превратить в жидкость, затем доставить его потребителю и превратить обратно в газ.

В правительстве Британской Колумбии считают, что единственный завод по сжижению природного газа (СПГ) будет стоить до 20 млрд  долларов. Он даст 3,5 тыс. временных рабочих мест на время строительства и 200-300 постоянных рабочих мест после запуска в эксплуатацию.

«Мы можем стать вторым по объемам экспортером жидкого газа в мире,- считает премьер-министр правительства Британской Колумбии Кристи Кларк, который, кстати, уже подсчитал, что газовые инвестиции, налоги и прочие доходы от проекта могут создать «фонд процветания» в объеме 100 млрд долларов.- Когда мы достигнем нашего полного потенциала, газ окажет на экономику Канады такое же воздействие, как нефтеносные пески Альберты».

Понять энтузиазм канадских властей, конечно, можно. Но точно так же легко понять и доводы газовых компаний, которым для освоения Порт-Эдварда потребуются дополнительные многомиллиардные затраты. «Реальность в том, что дополнительные затраты на строительство газопровода и завода СПГ в таком отдаленном месте очень сильно повысят расходы. Дополнительные расходы будут настолько большими, что перекроют все плюсы»,- приводит свои доводы Майкл Смит, директор техасской компании Freeport LNG Development LP. Впрочем, следует оговориться, что Техас находится на американском побережье Мексиканского залива и, следовательно, является конкурентом Британской Колумбии.

Мартин Хьюстон, исполнительный директор британского нефтегазового гиганта BG Group, соглашается с доводами сторонников американского варианта, но указывает на низкую стоимость транспортировки (по сравнению с американским вариантом) газа в Азию. Расстояние между Западной Канадой и Азией корабли преодолевают за 8-10 дней. Этот довод является главным аргументом сторонников канадского варианта.

 

Неожиданное счастье

 

Пока что правительство США одобрило планы по переоборудованию лишь двух терминалов. В Вашингтоне идут горячие споры: стоит ли расширять список. К многочисленным критикам, указывающим на большие затраты, добавляются и «патриоты». Они требуют оставлять газ на континенте, чтобы сохранить на него низкие цены в Америке.

В Канаде таких дебатов нет. В Оттаве уже утвердили планы по строительству трех экспортных терминалов, которыми займутся Chevron Corp. и Royal Dutch Shell. Еще четыре заявки поступили этим летом. Среди них - крупные терминалы, которые хотят построить BG Group и Petronas.

Строительство еще не началось. Прежде чем вкладывать десятки миллиардов в проекты, газовики хотят иметь на руках долгосрочные контракты на газ. Например, малазийская компания намерена принять окончательное решение уже в следующем году.

В качестве партнеров газовики привлекают азиатские компании. У покупателей, естественно, свой интерес: для них важно получать газ как можно дешевле. Поэтому канадский вариант для них привлекательнее.Одним из участников проекта наверняка станет китайская энергетическая компания Cnooc Ltd. Она интересуется расположенным по соседству с Порт-Эдвардом местечком Дигби Айленд, где находится аэропорт с одной-единственной взлетно-посадочной полосой, и еще одной площадкой в 25 км к северу. В прошлом году Cnooc купила за 15,1 млрд  долларов канадскую энергетическую компанию Nexen, которая имеет доли в нескольких газовых проектах на территории Британской Колумбии.

Статьи по теме:
Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом