Защитный фонд

Страны БРИКС близки к достижению консенсуса по созданию резервного фонда объемом 100 млрд долларов, который призван защитить их от действий ФРС. И хотя озвученного объема средств мало для полноценной защиты, эксперты считают, что стабилизировать ситуацию они способны помочь

Защитный фонд

Крупнейшие развивающиеся страны, известные как группа БРИКС (Китай, Бразилия, Индия, Россия и ЮАР), близки к достижению консенсуса по созданию резервного фонда (CRA), объемом 100 млрд долларов. Фонд призван облегчить ситуацию с предоставлением рынкам краткосрочной ликвидности и обеспечить финансовую стабильность, заявил замминистра финансов КНР Чжу Гуаньяо.

Действительно: признаки того, что США скоро свернет свою программу стимулирования экономики, крайне негативно изменили ситуацию на финансовых рынках - инвесторы стали  выводить деньги из активов развивающихся экономик. Представители группы также призвали ФРС США учитывать время и скорость, с которой она будет сворачивать свою программу количественного смягчения, чтобы избежать негативных последствий для стран с развивающейся экономикой, сообщает China Daily. Это же мнение разделяют в МВФ: директор-распорядитель организации Кристин Лагард посоветовала центробанкам стран «двадцатки» выстраивать совместную линию обороны, тогда как ФРС и ведущие центробанки должны учитывать последствия сворачивания программ стимулирования для всех экономик.

Однако не все в ФРС готовы идти навстречу кому-либо в этом вопросе. На прошлой неделе  глава Федерального резервного банка Атланты Деннис Локхарт в интервью Bloomberg заявил, что руководители ФРС не будут учитывать последствия сворачивания стимулирующих программ в США для развивающихся стран. "Следует помнить о том, что мы являемся созданием Конгресса и наш мандат предусматривает заботу исключительно об интересах США. Другим странам просто нужно принять это как реальность и приспосабливаться, если происходит что-то важное для их экономики", – отметил он.

Так что развивающимся странам просто пришлось ускорить решение вопроса со стабилизацией ситуации. Выступая на пресс-брифинге перед саммитом лидеров G20 в России, Йи Ган, заместитель главы Народного банка Китая, сообщил также, что лидеры БРИКС уже договорились о соотношении взносов, механизме функционирования, структуре управления и других параметрах работы фонда. Соглашение о формировании  самого фонда министры финансов пяти стран подписали в марте 2013 года. Итоговые договоренности будут достигнуты в кулуарах саммита G20, который состоится в Санкт-Петербурге 5 и 6 сентября. "Мы увидим запуск фонда в обозримом будущем", сказал Йи.

Фонд предоставляет собой средства для страховки от любого негативного эффекта из-за волатильности на мировом финансовом рынке и является дополнением к существующей международной финансовой системе и институтам - таким, как МВФ и Всемирный банк. Эффективность и возможность этих организаций сдерживается их сложными механизмами принятия решений», – сообщил Чжао Ксиюн, заместитель директора по финансам и ценным бумагам научно-исследовательского института Renmin University of China. "Новый фонд будет способствовать обеспечению финансовой устойчивости крупных развивающихся экономик, а их устойчивость, в свою очередь, пойдет на пользу мировой экономике и финансовым рынкам", – добавил он.

Йи указал на брифинге, что Китай внесет "большую доля" в фонд, но не более 50% от общей суммы взносов, не вдаваясь в подробности. Как было озвучено, в фонд около 41 млрд долларов внесет Китай, по 18 млрд долларов — Россия, Бразилия и Индия, еще 5 млрд долларов — ЮАР. "Китай находится в лучшем положении, чтобы играть большую роль в новом фонде, потому что имеет самую большую экономику среди стран БРИК и наибольшую долю наиболее диверсифицированных активов в структуре международной торговли", – объясняет такое решение Сонг Гуолианг, профессор финансов в Пекинском университете международного бизнеса и экономики.

100 млрд долларов, разумеется, не спасут БРИКС от проблем, которые обеспечит рынку сворачивание программы QE-3, однако некоторая стабилизация ситуации вполне может произойти, считает заместитель директора аналитического департамента компании Альпари Дарья Желаннова. К тому же капитал впоследствии может быть увеличен, что обеспечит большие возможности для поддержки стран-участниц. Средства фонда могут быть использованы для устранения нехватки краткосрочной ликвидности. В случае ухудшения капитального счета страны-участницы партнеры по БРИКС смогут поддержать ее платежный баланс. К тому же эти деньги могут позволить странам обходиться без помощи МВФ, который традиционно требует выполнения жестких условий.

Создание резервного фонда является довольно перспективной идеей для стран БРИКС, соглашается аналитик Инвесткафе Екатерина Кондрашова, хотя для большей устойчивости фонда нужно заложить как минимум 120-140 млрд долларов. Имея  собственный фонд, странам БРИКС будет удобнее вести диалог о предотвращении и недопустимости валютных войн с развитыми экономиками, ведь пока что валюты развивающихся стран находятся в числе аутсайдеров. Вполне вероятно, что у резервного фонда будут такие функции, как поддержание той или иной экономики в сложный для нее период, выдача краткосрочных займов или возможность страхования рисков при проведении размещений и госзаимствований.

Страны БРИКС в самом деле пытаются создать страховку на случай кризиса, когда золотовалютных резервов одной из стран может не хватить на случай ухудшения экономической обстановки, соглашается управляющий активами ФК Aforex Сергей Ковжаров. Создание объединенного фонда позволит организовать выкуп облигаций по примеру ФРС или ЕЦБ; кроме того, это фонд будет играть важную психологическую роль, поскольку экономическая мощь стран БРИКС не вызывает вопросов. Однако сейчас все они стали жертвами ухудшения ситуации в мировой экономике, и бегство инвесторов из сырьевых активов заставляет их идти на превентивные меры.

Это своего рода защитная позиция, указывает и аналитик МФХ FIBO Group Анатолий Воронин. В этом случае ФРС, учитывая интересы сторонних экономик, может не реализовать собственные, и при таком раскладе проводимая политика стимулирования просто выглядит бессмысленной. Странам БРИКС нужно перестать чувствовать себя постоянно проигравшими и модернизировать свою монетарную политику с тем, чтобы лоббировать интересы своих валют - это во многом касается Бразилии (реал обесценился на 16% за три месяца) и Индии (рупия "похудела” на 13%). Если страны БРИКС будут вести диалог с развитыми экономиками на равных, дела пойдут активнее и, возможно, "валютные войны" закончатся.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики