Найти выход

Найти выход

Основная работа Министерства индустрии и новых технологий Казахстана в первом полугодии 2013 года была направлена на реализацию программы индустриализации. Ключевым механизмом для ее выполнения является Карта индустриализации Казахстана, призванная выработать верные инвестиционные решения и обеспечить взаимосвязь реализации проектов частного сектора с развитием инфраструктуры и ресурсным потенциалом страны. При этом стоит отметить, что Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию (ГПФИИР) направлена на обеспечение устойчивого и сбалансированного роста экономики, и реализуется она через диверсификацию, а также повышение ее конкурентоспособности во  всех регионах страны.

По расчетам Института экономических исследований, вклад проектов Карты в 5%-ном приросте ВВП в 2012 году составил 1,3% или более четверти прироста. Общий объем производства вырос на 1,8%, в том числе горнодобывающая промышленность - на 2,2%, обрабатывающая - на 1,8%. Кроме того, за счет введенных проектов Карты индустриализации трудоустроено 40,9 тыс. человек - это почти половина всех созданных постоянных рабочих мест в промышленности за период с 2008 по 2012 год.

Несмотря на положительные моменты, причин для критики программы немало: слабая заинтересованность бизнеса в реализации инновационных проектов, слабое содействие государственных органов на местах, недостаточность финансовых возможностей.

Решить проблемы в рамках проекта «Совершенствование модели финансирования госпрограммы индустриально-инновационного развития» предлагает председатель правления АО «Национальный управляющий холдинг «Байтерек» Куандык Бишимбаев. «Самая большая проблема для развития малого и среднего бизнеса - это доступность финансирования, на длинный срок и по доступным ставкам. Мы как раз эту проблему решаем, ищем пути развития, она ляжет в основу работы по финансированию проектов второй пятилетки ГПФИИР. Это значит, что мы и дальше хотим снижать ставки, это позволит лучше реализовывать проекты», - сказал Бишимбаев.

По его словам, в первом модуле проекта будет дана макрооценка существующих проблем в финансовой системе Казахстана, призванная определить качество финансовых институтов для устойчивого развития обрабатывающей промышленности страны. Второй модуль включает в себя оценку потребностей реального сектора экономики Казахстана в финансировании в течение 10 следующих лет,  третий модуль призван определить потенциальные источники финансирования для обеспечения экономического роста и меры по их мобилизации.

Экономист Юрий Храмцов предполагает, что снижение ставок по кредитам, направляемым на создание предприятий, при грамотной реализации целого комплекса дополнительных мер будет являться ощутимым фактором, стимулирующим развитие производства в Казахстане.  «Чрезвычайно важно, однако, чтобы было четкое понимание того, что именно необходимо производить, кто будет являться покупателем, как обеспечить лучшую по сравнению с конкурентами цену и, самое главное, категорически нельзя допустить разворовывания и нецелевого использования средств», - подчеркнул Юрий Храмцов. -  Важно также, чтобы финансовые стимулы в конечном итоге были сконцентрированы на поддержке реальных исполнителей, в том числе работников, а не многочисленных посредников и генеральных подрядчиков, которые могут вмиг расплодиться вокруг любой программы. Несоблюдение этих условий способно погубить любую самую замечательную идею. На мой взгляд, на сегодня зачастую степень безответственности и безнаказанности крайне велика.

По его мнению, источниками финансирования индустриальных проектов могли бы стать как бюджет, так и пенсионные фонды, и коммерческие банки. При условии фондирования последних за счет депозитов физических лиц, фактически инвестором выступало бы население Казахстана, имеющее сбережения в банках (в реальности превалируют корпоративные депозиты). Более того: стоит учитывать, что если деньги будут расхищаться или расходоваться неэффективно, без соблюдения должных балансов в расходной части, то это будет катастрофа.

«Важно понимать, что какими бы замечательными ни были источники финансирования, - если в результате будут построены предприятия, которые производят ненужный или очень дорогой продукт (предполагающий повышение цены вместо ее снижения вследствие возрастающей конкуренции), то закончится все это не очень хорошо. Это будут уже не возвратные, а невозвратные инвестиции, другими словами - просто затраты. Причем, если для организации производства ввозить все импортное, а казахстанское содержание обеспечивать за счет маржи карманных посредников (услуг которых можно было бы избежать), то как мультипликативный эффект, так и финансовый успех такой модернизации может быть весьма сомнителен», - констатировал Юрий Храмцов.

Директор Центра макроэкономических исследований Олжас Худайбергенов добавляет, что основным источником финансирования для обеспечения экономического роста является Национальный банк. Учитывая, что в целом денежная масса в экономике низкая, и она практически вся уже используется, встанет вопрос о том, что Национальный банк должен увеличить ее и обеспечивать механизмы, при которых прирост денежной массы будет направлен на инвестиционные проекты.

«Есть еще другие источники финансирования - такие, как Национальный фонд, но это маленький источник, и его пока лучше не трогать. Можно также развивать программы импортозамещения, которые, по сути,позволяют валютной денежной массе не вытекать из страны. Кроме того, прежде всего также решения должны быть направлены на борьбу с импортом. Как только победим импорт, можно идти на экспорт. Тем более - такое развитие ситуации логичнее в плане финансов у страны», - заключил Худайбергенов.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики