Как в лучших домах

Как в лучших домах

Цирк шапито, школа верховой езды, биогазостанция, визит-центр, этноаул — в течение ближайших пяти лет с помощью бизнесменов и нового менеджмента Алматинский зоопарк будет превращен в доходоприносящее предприятие, обставленное не хуже лучших зоопарков Европы

Правда, за удовольствие и платить придется по-европейски: вход после реконструкции будет стоить горожанам 1500 тенге вместо сегодняшних 500 для взрослых и 100 — для детей. Впрочем, как утверждает Ербулат Мукашев, заместитель директора зоопарка Алматы, позиционирующий себя кризис-менеджером зоопарка, платить действительно будет за что.

— Алматинскому зоопарку в этом году исполняется 76 лет. За это время масштабных реконструкций и модернизации не было. Площадь зоопарка составляет 21 га, есть еще 96 га в поселке Байсерке, где выращиваются корма для животных. Помимо этого есть еще одна территория — 150 га, которую город выделил зоопарку под сафари на трассе Алматы — Капчагай, но еще никаких средств и общей концепции по «Сафари парку» нет, поэтому земля пока не используется. Количество видов животных — 341, количество особей — более 6000.

Алматинский зоопарк входит в пять международных ассоциаций. Членство предполагает соблюдение всех нормативов и стандартов, которые приняты в этих организациях: по содержанию животных, по ветеринарному обслуживанию, по научной и образовательно-просветительской работе. В настоящее время по многим параметрам алматинский зоопарк не выдерживает эти стандарты, поэтому принято решение сделать коренную реконструкцию и модернизацию.

В марте мы приглашали международных экспертов, чтобы сделать независимую оценку по состоянию зоопарка. И вот на основе этой оценки мы готовим концепцию реконструкции, чтобы зоопарк соответствовал международным стандартам.

— Под «реконструкцией» вы подразумеваете просто ремонт?

— Нет. Во-первых, вольеры размещены хаотично, то есть могут рядом находиться животные и из Южной Америки, и из Казахстана. Поэтому мы начнем с геозонирования, зоопарк будет поделен на три зоны: «Фауна Казахстана», где будут собраны все животные и эндемики страны, самое главное — здесь мы изменим ландшафт под экосистему, в которой проживает каждое животное. Следующие зоны — «Южное полушарие» и, соответственно, «Северное полушарие». Во всех этих зонах изменится концепция вольеров, то есть она будет больше приближена к естественному виду — не как сейчас: вы видите, что пока животные закрыты, как в цирке, в клетках. Там же будет обеспечиваться более достойное содержание животных, по международным стандартам.

— Насколько я понимаю, мировые зоопарки стремятся к сокращению видов в обмен на улучшение содержания животных…

— Да, у нас тоже есть такая стратегия. Мы склонны к тому, чтобы иметь более качественную коллекцию животных, с меньшим количеством особей.

— Какие ожидаются изменения по финансовому менеджменту?

— Международные стандарты предполагают совсем иной подход к управлению зоопарком, а именно — отходить от менталитета иждивенчества к бизнес-модели, к увеличению доходной части. Соответственно, нужно и предлагать посетителю более качественные услуги.

— Скажите, а с реконструкцией стоимость входа увеличится?

— Мы понимаем, что не можем поднимать цены, не повышая качества услуг. Скажем, стоимость детского билета, 100 тенге, не поднималась уже в течение десяти лет, цена взрослого билета — 500 тенге. В то же время, как вы знаете, растут тарифы на электроэнергию, воду; практически, мы подсчитали, на 27% увеличились затраты на коммунальные услуги за последние три года.

— А как же дотации?

— Конечно, ежегодно есть поступления из местного бюджета, но растут коммунальные услуги, нам не хватает средств. Если смотреть в разрезе поступлений, то большую часть средств зоопарк получает от государства, часть — от посетителей и еще 5–6% от продажи животных. Но, к сожалению, в этом году количество посетителей уменьшилось на 19% по сравнению с 2012 годом. Эта тенденция замечается не только у нас, но и в смежном парке им. Горького.

— В чем причина, как вы считаете? Ведь население города, наоборот, растет.

— Возможно, у горожан поменялись приоритеты. Если честно, мы не делали маркетингового анализа, не исследовали этот вопрос.

— Кстати, никогда не видела ни одной рекламы зоопарка в городе и в Интернете. Может, косвенная причина в этом?

— Этот вопрос мы тоже собираемся решать, разрабатываем маркетинговую стратегию на 2014 год. В общественный совет входитдиректор рекламного агентства Panda Communications Елена Кукеле, которая вызвалась нам помогать, есть и другие рекламные агентства. Что касается Интернета, у нас есть сразу несколько нововведений — например, круглосуточная трансляция.

— Сколько нужно посетителей ежегодно, чтобы зоопарк окупался и даже приносил прибыль?

— Порядка 700–800 тысяч. Мы думаем, что после модернизации и реконструкции доведем эту цифру и до миллиона — это вполне реально: население города составляет 3 миллиона человек, и сейчас всего 15% из них посещают зоопарк.

— А вы сами как давно работаете в зоопарке?

— Второй месяц. Моя основная задача — провести эту модернизацию.

— Чем вы занимались до этого?

— Работал в бизнесе, связанном с продуктами повседневного спроса, в строительном девелопменте, где приобрел очень богатый опыт. В бизнесе более 18 лет. В принципе, расцениваю себя как кризис-менеджера.

— Создание общественного совета бизнесменов при зоопарке — тоже ваша инициатива?

— Нет, идея принадлежит руководителю управления культуры Алматы Кайрату Кульбаеву, общественный совет  создан из числа крупных бизнесменов города. Задача этих семерых человек — поддерживать четкую связь между общественностью и зоопарком. Кроме того, они готовы делиться своим опытом, видением и ресурсами для развития зоопарка, например — для привлечения инвестиций.

— Их решения носят только рекомендательный характер?

— Да, это так. Тем не менее их опыт, возможности и ресурсы будут помогать в развитии, чтобы мы не делали ошибок и лишних неэффективных действий. Основная задача, которая стоит перед ними, — увеличить доходность зоопарка.

— Может быть, бизнесмены уже дали какие-то рекомендации?

— Пока у них идет разработка стратегии деятельности.

— Какая основная цель зоопарка, по вашему мнению? Для чего они вообще существуют?

— Основная цель — сохранение животных для их дальнейшей реинтродукции в ареал обитания; параллельно — научная деятельность. Ученые зоопарков во всем мире занимаются проблемами размножения и сохранения животных. И, конечно, образовательно-просветительская деятельность.

— Получается, что с этими задачами алматинский зоопарк не справляется?

— Не то чтобы не справляется, можно сказать, что после развала Советского Союза мы немного потеряли позиции. Ушли люди, которые занимались наукой, остались только фанатично преданные. В зоопарке вообще ощущается сильная нехватка кадров.

— Можно ведь привлечь волонтеров, как делают во многих других зоопарках мира.

— Мы как раз над этим работаем, создаем отдел развития при зоопарке. Но все равно многие молодые люди не хотят идти сюда. Возможно, не видят перспективы. Но я могу сказать, что работа здесь очень интересная. Мы хотим создать парк по международным стандартам, чтобы и туристы, и местные жители были поражены фауной нашей страны, которая будет представлена в изобилии. Цель — создать свой стиль, стиль Алматинского зоопарка. Главная задача — найти достойные кадры и воспитать их.

— Когда будет готова концепция по реконструкции?

— Мы находимся на стадии разработки техзадания для ТЭО, после чего будем разрабатывать концепцию. Для этого мы предполагаем пригласить специалистов со всего мира.

— Как долго продлится реконструкция зоопарка?

— Это очень долгая работы, мы предполагаем сделать это в течение 4–5 лет. Не хотим закрывать парк, все-таки постараемся делать реконструкцию поэтапно. Основная проблема зоопарка даже не в том, что устарели вольеры. Инженерно-коммуникационные системы требуют срочного ремонта — здесь очень большой блок работ, которые предстоит сделать.

— Вы сотрудничаете с цирком?

— Да, в наших планах после реконструкции сделать цирк шапито на территории зоопарка, чтобы были какие-то представления с животными. А вообще зоопарк должен стать более естественным и для животных, и для посетителей. Есть четкое понимание того, что зоопарк должен быть зонирован. Мы последуем примеру западных зоопарков и будем держать разные виды животных, которые могут «сосуществовать» как один социум, в одном вольере.

Кроме того, при зоопарке будет создан визит-центр, санитарно-ветеринарная лаборатория, биогазостанция. Также одна из статей дохода — продажа корма для животных, школа верховой езды, парковочная зона. Кроме того, пустим автобусы из спальных районов города, которые будут возить людей в зоопарк. Также будет создан этноаул — маленький образец казахского аула. Место для пикников посетителей, небольшая ферма с молодняком наподобие домашней фермы.

В приоритетах алматинского зоопарка стоит задача по увеличению доходной части. Для этого разрабатывается программа по оптимизации расходов на 2014 год и увеличению прибыльности за счет увеличения числа посетителей, развития более качественной инфраструктуры предлагаемых услуг. Вся планируемая прибыль будет инвестироваться в развитие зоопарка.

Мы стараемся найти удобную форму хозяйственной деятельности зоопарка для того, чтобы была возможность предлагать специалистам конкурентную зарплату. Возможно, это будет государственно-частное партнерство.

— Государство заинтересовано?

— Да, как раз ведем работу по этому вопросу, чтобы все соответствовало законодательству. Над зоопарком висит угроза по выходу из международных организаций, которых сейчас не устраивают условия содержания животных. Если мы лишимся членства в этих организациях, то лишимся возможности пополнять нашу коллекцию, обмениваться животными. В итоге будет развиваться имбридинг, то есть кровосмешение. И все животные просто вымрут.

— Какие доходы предполагает получать зоопарк после переформатирования?

— Как я уже говорил, мы собираемся выйти на уровень 1 млн посетителей в год. При стоимости билета 1500 тенге доход составит 1,5 млрд тенге в год. Этот доход поможет вернуть вложенные инвестиции на реконструкцию за несколько лет.

— Сколько планируется затратить на реконструкцию?

— Предполагаю, что от 6 до 8 млрд тенге. Это по самым грубым подсчетам. Но мы еще не просчитывали построение коммуникаций, так что об окончательной стоимости говорить пока рано.           

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики