Двери приоткрыли

Двери приоткрыли

О перспективности и больших возможностях нового порта Тамань говорят на всех уровнях власти и бизнеса в России. Общая стоимость проекта составляет более 6,9 млрд долларов. 

Морской порт в Тамани начали строить еще в 2004 году, но потом стройку заморозили по ряду причин. Порт требовал значительных инвестиций; кроме того, были обнаружены серьезные нарушения строительных норм: отсутствие экологической экспертизы, пользование недрами без лицензии, несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления.

Возможное участие казахстанской стороны в качестве инвесторов возрожденной стройки уже подтвердило Министерство транспорта России. По версии ведомства, наибольший интерес могут проявить казахстанские производители «нефтепродуктов и серы». Пока еще компании Казахстана, которые будут вкладывать свои инвестиции в проект, не определены, но предполагается, что «КазМунайГаз», металлургические «Казахмыс», ENRC и «Арселор Миттал Темиртау» могут принять в этом участие. Инвесторы из Казахстана, в случае заключения сделки, должны будут в первую очередь покрыть дефицит бюджетных денег на строительство порта в размере 40 млрд рублей.

Проект нового морского порта включает в себя собственно морскую эстакаду с причалами и необходимые объекты инфраструктуры. В их числе: железная дорога и две полностью автоматизированные железнодорожные станции, технологическая эстакада, склады для сыпучих минеральных удобрений, зерновых, хранилища для метанола и аммиака, жилые дома для сотрудников, административно-бытовой комплекс, здание администрации порта.

“Наши инвесторы заинтересованы в этом проекте в связи с тем, что в Казахстане такого масштаба морских портов нет”, говорит казахстанский аналитик Сергей Смирнов.  Однако политолог Сергей Акимов сомневается, что казахстанские компании найдут средства для вложения в строительство порта. «Основной проблемой является дефицит свободных средств в бюджете национальных компаний,  прямое тому подтверждение -  регулярные крупные займы у всевозможных международных организаций и китайских партнеров. К примеру, той же самой компании «КазМунайГаз» нужна астрономическая сумма для возможной покупки долей проекта «Кашаган» и, как следствие, резервы не бесконечные, да и необходимо выполнять ранние обещания», -  объясняет Акимов.

Впрочем, Сергей Акимов считает положительным моментом сам факт того, что инвесторы из Казахстана могут принять участие в стратегических проектах в России. “То, что Россия пускает Казахстан в крупные стратегические проекты, очень отрадно, потому что ранее подобные процессы были односторонними, то есть российские инвестиции шли в Казахстан, а казахстанские - нет. В данном случае можно говорить о том, что Россия приоткрывает двери для серьезных казахстанских инвестиций», - считает Сергей Акимов.

Старший аналитик Агентства по исследованию рентабельности инвестиций Адиль Каукенов рассказал Expertonline.kz  о том, что, по многим прогнозам, существующие порты на Черном море в краткосрочной перспективе исчерпают свой потенциал. Кроме того, отсутствие новой инфраструктуры будет ограничивать экспортные возможности Российской Федерации, и в связи с этим российская сторона придает значение строительству порта Тамань на самом высшем уровне - уровне главы государства. 

«Российская сторона очень заинтересована в развитии, а самое главное – в привлечении крупных инвесторов в данный проект, так как это позволит в разы увеличить инфраструктурную мощь России в южном направлении. Насколько в участии в проекте заинтересованы казахстанские компании – покажет время, так как практические переговоры, как известно, пока даже не начались. Это объясняется тем, что проект крайне дорогостоящ, окупаться он будет долго, а самое главное - еще нет конкретики: на каких условиях предлагают казахстанскому бизнесу участвовать в строительстве? В целом - Казахстан заинтересован в диверсификации, а также в расширении маршрутов экспорта, в первую очередь для нефтегазового и зернового секторов. Но в данном случае для казахстанских компаний нет смысла проявлять излишнюю спешку, пока российская сторона не определилась с преференциями для участников проекта», подчеркнул Каукенов.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности