Двери приоткрыли

Двери приоткрыли

О перспективности и больших возможностях нового порта Тамань говорят на всех уровнях власти и бизнеса в России. Общая стоимость проекта составляет более 6,9 млрд долларов. 

Морской порт в Тамани начали строить еще в 2004 году, но потом стройку заморозили по ряду причин. Порт требовал значительных инвестиций; кроме того, были обнаружены серьезные нарушения строительных норм: отсутствие экологической экспертизы, пользование недрами без лицензии, несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления.

Возможное участие казахстанской стороны в качестве инвесторов возрожденной стройки уже подтвердило Министерство транспорта России. По версии ведомства, наибольший интерес могут проявить казахстанские производители «нефтепродуктов и серы». Пока еще компании Казахстана, которые будут вкладывать свои инвестиции в проект, не определены, но предполагается, что «КазМунайГаз», металлургические «Казахмыс», ENRC и «Арселор Миттал Темиртау» могут принять в этом участие. Инвесторы из Казахстана, в случае заключения сделки, должны будут в первую очередь покрыть дефицит бюджетных денег на строительство порта в размере 40 млрд рублей.

Проект нового морского порта включает в себя собственно морскую эстакаду с причалами и необходимые объекты инфраструктуры. В их числе: железная дорога и две полностью автоматизированные железнодорожные станции, технологическая эстакада, склады для сыпучих минеральных удобрений, зерновых, хранилища для метанола и аммиака, жилые дома для сотрудников, административно-бытовой комплекс, здание администрации порта.

“Наши инвесторы заинтересованы в этом проекте в связи с тем, что в Казахстане такого масштаба морских портов нет”, говорит казахстанский аналитик Сергей Смирнов.  Однако политолог Сергей Акимов сомневается, что казахстанские компании найдут средства для вложения в строительство порта. «Основной проблемой является дефицит свободных средств в бюджете национальных компаний,  прямое тому подтверждение -  регулярные крупные займы у всевозможных международных организаций и китайских партнеров. К примеру, той же самой компании «КазМунайГаз» нужна астрономическая сумма для возможной покупки долей проекта «Кашаган» и, как следствие, резервы не бесконечные, да и необходимо выполнять ранние обещания», -  объясняет Акимов.

Впрочем, Сергей Акимов считает положительным моментом сам факт того, что инвесторы из Казахстана могут принять участие в стратегических проектах в России. “То, что Россия пускает Казахстан в крупные стратегические проекты, очень отрадно, потому что ранее подобные процессы были односторонними, то есть российские инвестиции шли в Казахстан, а казахстанские - нет. В данном случае можно говорить о том, что Россия приоткрывает двери для серьезных казахстанских инвестиций», - считает Сергей Акимов.

Старший аналитик Агентства по исследованию рентабельности инвестиций Адиль Каукенов рассказал Expertonline.kz  о том, что, по многим прогнозам, существующие порты на Черном море в краткосрочной перспективе исчерпают свой потенциал. Кроме того, отсутствие новой инфраструктуры будет ограничивать экспортные возможности Российской Федерации, и в связи с этим российская сторона придает значение строительству порта Тамань на самом высшем уровне - уровне главы государства. 

«Российская сторона очень заинтересована в развитии, а самое главное – в привлечении крупных инвесторов в данный проект, так как это позволит в разы увеличить инфраструктурную мощь России в южном направлении. Насколько в участии в проекте заинтересованы казахстанские компании – покажет время, так как практические переговоры, как известно, пока даже не начались. Это объясняется тем, что проект крайне дорогостоящ, окупаться он будет долго, а самое главное - еще нет конкретики: на каких условиях предлагают казахстанскому бизнесу участвовать в строительстве? В целом - Казахстан заинтересован в диверсификации, а также в расширении маршрутов экспорта, в первую очередь для нефтегазового и зернового секторов. Но в данном случае для казахстанских компаний нет смысла проявлять излишнюю спешку, пока российская сторона не определилась с преференциями для участников проекта», подчеркнул Каукенов.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее