Пивные проблемы

Из-за падения доходов в США и Европе крупнейшие пивовары намерены активнее осваивать развивающиеся рынки

Пивные проблемы

Heineken NV и Carlsberg, пивоваренные компании №3 и №4 в мире по продажам, заявляют о снижении потребления пива в Старом свете. Они не ожидают изменений к лучшему как минимум до конца года и дружно, хотя, естественно, и независимо друг от друга собираются еще энергичнее снижать расходы и осваивать развивающиеся рынки. Голландские и датские пивовары сходятся с коллегами из Бельгии - Anheuser-Busch InBev и Великобритании - SABMiller PLC в том, что на продажи пива в этом году крайне отрицательно повлияли плохая погода и снижение спроса в Западной Европе и США.

В Европе и Америке сухой сезон

Для того, чтобы переломить ухудшившуюся ситуацию на развитых рынках, где спрос страдает от общего ухудшения экономического положения, а также слабеющего интереса потребителей к пиву и ужесточающегося законодательства, крупнейшие игроки на пивном рынке решили активнее искать счастья на относительно новых рынках: в Латинской Америке и Азии.

«Потребительское доверие в Европе и США остается низким, - говорится в заявлении генерального директора Heineken Жана-Франсуа ван Боксмеера по итогам первых шести месяцев 2013 года. - Ситуацию ухудшила плохая погода и замедление развития экономик некоторых развивающихся стран».

В Heineken, среди известных брендов которой, кроме одноименного пива, значатся Amstel и Sol, до конца года особых изменений в лучшую сторону не ждут, несмотря на июльское улучшение погоды в Западной Европе и ожидаемые повышения продаж в ряде развивающихся стран - таких, как Мексика и Нигерия.

У Carlsberg такие же проблемы. «В первые шесть месяцев группа достигла определенного роста доходов, несмотря на ухудшающиеся условия на рынках Западной и Восточной Европы», - говорит президент и гендиректор датской компании Йорген Буль Расмуссен. Датчане, напомним, выпускают такие известные сорта пива, как Carlsberg, Tuborg, Kronenbourg 1664 и Holsten, а также Somersby Cider. Показатели пивоваренного гиганта Копенгагена по продажам оставляют желать лучшего. В Восточной и Центральной Европе они понизились на 7%, а в Западной – на 6%.

Спасение в Азии?

Голландские и датские пивовары сходятся во мнении, что необходимо энергичнее осваивать новые рынки. Они также сходятся в том, что нужно продвигаться вглубь Азии, но дальше их пути расходятся. В то время как Carlsberg энергично действует в Восточной Европе, в прицеле Heineken - Латинская Америка. Кстати, за последние три года голландские пивовары потратили на приобретения с развивающихся рынков  свыше 10 млрд евро.

Carlsberg для того, чтобы компенсировать потери на Западе, обратился в сторону России, которая постепенно превратилась для датской компании в главный рынок, занимающий 39%. Однако из-за борьбы российских властей с употреблением пива дела в стране также идут неважно. В России пивоварам, и не только - естественно, датским, приходится вести неравный бой с правительством. Москва вот уже несколько лет планомерно ужесточает законодательство для пивоваренных компаний. Продажи пива в России упали в январе – июне этого года на 7%. Раньше в Копенгагене прогнозировали, что в 2013 году не будет роста, но все же надеялись, что не будет и снижения продаж. А сейчас, по пересмотренному прогнозу на весь год, ожидается падение на 5%.

Европейских пивоваров продолжает радовать Азия, где наблюдается сильный и устойчивый рост потребления пенного напитка. Продажи Heineken в Азии во втором квартале выросли на 4%, а Carlsberg - на 7%. «Большая часть этих 1,4 млрд  евро (капиталовложений) идут на развивающиеся рынки, - заявил финансовый директор голландской компании Рене Хуфт Графланд. - Мы строим пивоваренные заводы в Эфиопии и Мьянме (Бирме) и расширяемся в таких странах, как Вьетнам, Нигерия и Мексика».

Carlsberg, кстати, стал первой западной пивоваренной компанией, вложившей деньги в Мьянму. Произошло это в начале нынешнего года. В этом нет ничего удивительного, потому что в последние годы рост датской компании происходит почти исключительно за счет Азии. В то время как в Западной Европе доходы пивоваров из Копенгагена в 2010-12 годах выросли только на 4,4%, а в Восточной  - на 7,2, в Азии они взлетели на 62%.

Тем не менее для Carlsberg Азия остается наименьшим из трех главных рынков, и в этом видится потенциал компании для дальнейшего роста. Операционная рентабельность в Азии в 2012 году была 18,5% - значительно ниже, чем в Восточной Европе, где она составила 22,1%, хотя и выше, чем в Западной Европе (13,6%). Здесь следует помнить, что в пивном бизнесе играет важную роль сезонность, и что финансовые показатели пивоваренных компаний по кварталам сильно отличаются друг от друга. Они также отличаются и по годам, хотя и не в такой сильной мере.

В то время как Carlsberg присутствует только в Европе и Азии, география Heineken куда обширнее. Голландцы активно работают также в Латинской Америке, США и Африке. Объем продаж голландских пивоваров во втором квартале снизился на 1%, а по итогам двух кварталах – на 2%. Потери в США, Бразилии и Мексике превысили рост в Канаде и бассейне Карибского моря.

Экономия продолжится

Heineken и Carlsberg не только переносят акцент на развивающиеся рынки с более высоким ростом экономик, но и энергично снижают расходы. Судя по заявлениям компаний, эта практика продолжится и в будущем. Carlsberg, к примеру, продолжает минимизировать бизнес, особенно в Западной Европе. Что же касается Heineken, то он даже увеличил задачи по экономии средств к концу 2014 года с прежних 525 млн евро до 625 млн.

Чистая прибыль Heineken снизилась по итогам первого полугодия на 17% - до 639 млн евро. Годом ранее падение было более заметным – 766 млн евро. Выручка выросла на 6,6%, до 9,35 млрд евро. На этом показателе благотворно сказалась покупка оставшихся акций пивоваренной компании Asia Pacific Breweries в Сингапуре. Однако органический рост выручки снизился на 1% вследствие снижения объема продаж. Снижение было бы значительнее, если бы не рост цен.

Carlsberg заявил по итогам второго квартала чистую прибыль в размере 2,07 млрд датских крон (280 млн  евро), что на 38% ниже, чем было во втором квартале 2012 года (3,36 млрд  датских крон). Продажи выросли на 1,6% и составили 19,64 млрд крон.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее