Пивные проблемы

Из-за падения доходов в США и Европе крупнейшие пивовары намерены активнее осваивать развивающиеся рынки

Пивные проблемы

Heineken NV и Carlsberg, пивоваренные компании №3 и №4 в мире по продажам, заявляют о снижении потребления пива в Старом свете. Они не ожидают изменений к лучшему как минимум до конца года и дружно, хотя, естественно, и независимо друг от друга собираются еще энергичнее снижать расходы и осваивать развивающиеся рынки. Голландские и датские пивовары сходятся с коллегами из Бельгии - Anheuser-Busch InBev и Великобритании - SABMiller PLC в том, что на продажи пива в этом году крайне отрицательно повлияли плохая погода и снижение спроса в Западной Европе и США.

В Европе и Америке сухой сезон

Для того, чтобы переломить ухудшившуюся ситуацию на развитых рынках, где спрос страдает от общего ухудшения экономического положения, а также слабеющего интереса потребителей к пиву и ужесточающегося законодательства, крупнейшие игроки на пивном рынке решили активнее искать счастья на относительно новых рынках: в Латинской Америке и Азии.

«Потребительское доверие в Европе и США остается низким, - говорится в заявлении генерального директора Heineken Жана-Франсуа ван Боксмеера по итогам первых шести месяцев 2013 года. - Ситуацию ухудшила плохая погода и замедление развития экономик некоторых развивающихся стран».

В Heineken, среди известных брендов которой, кроме одноименного пива, значатся Amstel и Sol, до конца года особых изменений в лучшую сторону не ждут, несмотря на июльское улучшение погоды в Западной Европе и ожидаемые повышения продаж в ряде развивающихся стран - таких, как Мексика и Нигерия.

У Carlsberg такие же проблемы. «В первые шесть месяцев группа достигла определенного роста доходов, несмотря на ухудшающиеся условия на рынках Западной и Восточной Европы», - говорит президент и гендиректор датской компании Йорген Буль Расмуссен. Датчане, напомним, выпускают такие известные сорта пива, как Carlsberg, Tuborg, Kronenbourg 1664 и Holsten, а также Somersby Cider. Показатели пивоваренного гиганта Копенгагена по продажам оставляют желать лучшего. В Восточной и Центральной Европе они понизились на 7%, а в Западной – на 6%.

Спасение в Азии?

Голландские и датские пивовары сходятся во мнении, что необходимо энергичнее осваивать новые рынки. Они также сходятся в том, что нужно продвигаться вглубь Азии, но дальше их пути расходятся. В то время как Carlsberg энергично действует в Восточной Европе, в прицеле Heineken - Латинская Америка. Кстати, за последние три года голландские пивовары потратили на приобретения с развивающихся рынков  свыше 10 млрд евро.

Carlsberg для того, чтобы компенсировать потери на Западе, обратился в сторону России, которая постепенно превратилась для датской компании в главный рынок, занимающий 39%. Однако из-за борьбы российских властей с употреблением пива дела в стране также идут неважно. В России пивоварам, и не только - естественно, датским, приходится вести неравный бой с правительством. Москва вот уже несколько лет планомерно ужесточает законодательство для пивоваренных компаний. Продажи пива в России упали в январе – июне этого года на 7%. Раньше в Копенгагене прогнозировали, что в 2013 году не будет роста, но все же надеялись, что не будет и снижения продаж. А сейчас, по пересмотренному прогнозу на весь год, ожидается падение на 5%.

Европейских пивоваров продолжает радовать Азия, где наблюдается сильный и устойчивый рост потребления пенного напитка. Продажи Heineken в Азии во втором квартале выросли на 4%, а Carlsberg - на 7%. «Большая часть этих 1,4 млрд  евро (капиталовложений) идут на развивающиеся рынки, - заявил финансовый директор голландской компании Рене Хуфт Графланд. - Мы строим пивоваренные заводы в Эфиопии и Мьянме (Бирме) и расширяемся в таких странах, как Вьетнам, Нигерия и Мексика».

Carlsberg, кстати, стал первой западной пивоваренной компанией, вложившей деньги в Мьянму. Произошло это в начале нынешнего года. В этом нет ничего удивительного, потому что в последние годы рост датской компании происходит почти исключительно за счет Азии. В то время как в Западной Европе доходы пивоваров из Копенгагена в 2010-12 годах выросли только на 4,4%, а в Восточной  - на 7,2, в Азии они взлетели на 62%.

Тем не менее для Carlsberg Азия остается наименьшим из трех главных рынков, и в этом видится потенциал компании для дальнейшего роста. Операционная рентабельность в Азии в 2012 году была 18,5% - значительно ниже, чем в Восточной Европе, где она составила 22,1%, хотя и выше, чем в Западной Европе (13,6%). Здесь следует помнить, что в пивном бизнесе играет важную роль сезонность, и что финансовые показатели пивоваренных компаний по кварталам сильно отличаются друг от друга. Они также отличаются и по годам, хотя и не в такой сильной мере.

В то время как Carlsberg присутствует только в Европе и Азии, география Heineken куда обширнее. Голландцы активно работают также в Латинской Америке, США и Африке. Объем продаж голландских пивоваров во втором квартале снизился на 1%, а по итогам двух кварталах – на 2%. Потери в США, Бразилии и Мексике превысили рост в Канаде и бассейне Карибского моря.

Экономия продолжится

Heineken и Carlsberg не только переносят акцент на развивающиеся рынки с более высоким ростом экономик, но и энергично снижают расходы. Судя по заявлениям компаний, эта практика продолжится и в будущем. Carlsberg, к примеру, продолжает минимизировать бизнес, особенно в Западной Европе. Что же касается Heineken, то он даже увеличил задачи по экономии средств к концу 2014 года с прежних 525 млн евро до 625 млн.

Чистая прибыль Heineken снизилась по итогам первого полугодия на 17% - до 639 млн евро. Годом ранее падение было более заметным – 766 млн евро. Выручка выросла на 6,6%, до 9,35 млрд евро. На этом показателе благотворно сказалась покупка оставшихся акций пивоваренной компании Asia Pacific Breweries в Сингапуре. Однако органический рост выручки снизился на 1% вследствие снижения объема продаж. Снижение было бы значительнее, если бы не рост цен.

Carlsberg заявил по итогам второго квартала чистую прибыль в размере 2,07 млрд датских крон (280 млн  евро), что на 38% ниже, чем было во втором квартале 2012 года (3,36 млрд  датских крон). Продажи выросли на 1,6% и составили 19,64 млрд крон.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики