Дорога в школу

Кадровые проблемы, сложные хозяйственные условия, износ оборудования – каждый учебный год средняя школа встречает с традиционными проблемами

Дорога в школу

Как сообщил министр образования и науки Бахытжан Жумагулов, в предстоящем учебном году в школах республики будет обучаться более 2,5 млн учащихся, в начале сентября к работе приступят 292 тыс. педагогов, из них всего 9,6 тыс. молодых учителей. Не хватает почти двух тысяч специалистов по математике, химии, физике, английскому языку. Согласно статистике, каждый пятый работающий учитель старше 50 лет. Из общего числа педагогов стаж до трех лет имеют 13%. Ежегодное пополнение из числа молодых кадров составляет лишь 2,6%. Наблюдается гендерная непропорциональность, феминизация профессии (81,3% учителей — женщины). Низкая зарплата (около 60% от средней по стране), непрестижность профессии педагога способствуют утечке высококвалифицированных кадров. Несмотря на то, что с 2000 года зарплата работников образования возросла в 4 раза, ее уровень остается одним из низких в стране.

По словам министра, по акции «Дорога в школу» 15,2 тысячи детей оказана помощь на более чем 59 млн тенге. В целях увеличения средств фонда всеобуча до трех процентов предусмотрено 8,5 млрд тенге из бюджета. К 1 сентября откроется 77 новых школ из 159 запланированных до конца 2013 года. На капитальный ремонт 32% школ от потребности выделяется 19,3 млрд, в том числе по «Дорожной карте занятости-2020» — 14,2 млрд тенге. Министр также отметил, что горячее питание предоставляется около 80% детей в 6,2 тыс. школ, к 2015 году этот показатель планируется довести до 100%. Бесплатным питанием охвачено 30% школьников, в основном это дети из малообеспеченных семей.

Причинами переноса сроков введения 12-летней модели среднего образования послужили хозяйственные условия. По статистике, из общей численности — 64,6% школ расположены в типовых зданиях, 35,4% — в приспособленных, 201 школа находится в аварийном состоянии. В 37,4% школ используют привозную воду. Капитального ремонта требуют 25,1% школ. Оснащены кабинетами физики новой модификации лишь 41,7% основных и средних школ республики, кабинетами химии — 13,2%, кабинетами биологии — 16,3%, ЛМК — 46,7%.

Каждая пятая школа не имеет столовой и буфета. Износ оборудования и инвентаря школьных столовых составляет 80%. 26,4% школ не имеют спортзалов. Отсутствует программа подвоза детей к школе специальными автобусами, финансируемая государством. Характерной чертой казахстанской системы образования является большая доля малокомплектных школ (более 50% от общего их числа). 68,6% из них расположены в сельской местности. В МКШ работает каждый четвёртый учитель и учится каждый шестой школьник.

Между тем практика показывает: как только закрывается малочисленная школа на селе, все работоспособные жители этого села его покидают, потому что у них, как правило, есть дети школьного возраста. Кроме того, ни одна молодая семья не поедет в ту деревню, где нет школы для их детей. В связи с этим премьер-министр Казахстана  Серик Ахметов подчеркнул, что «во многих районных центрах, аулах и селах школы являются центром образования, культуры, поэтому эти вопросы должны быть в числе приоритетов как местной, так и центральных органов власти.

Он также поставил задачу ликвидации аварийных школ и школ с трехсменным обучением. «При формировании бюджета на трехлетний период акимам необходимо остро ставить вопросы, связанные с финансированием образовательной сферы», — резюмировал премьер. Глава правительства также поручил акимам регионов, Министерству образования и науки совместно с соответствующими госорганами «до 29 августа завершить подготовку к учебному году». На Минрегионразвития возложен контроль за своевременным вводом в эксплуатацию строящихся школ, соблюдением пожарной безопасности и санитарных норм.       

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики