Нефтяная измена

Wood Mackenzie в новом исследовании отмечает тенденцию к росту импорта нефти в Китай, тогда как США сокращают закупки «чужого» сырья. Это может привести к тому, что поставщики ОПЕК, которые традиционно ориентированы на США, вынуждены будут сместить акцент в сторону Китая

Нефтяная измена

Спрос Китая на импортную сырую нефть увеличивается быстрыми темпами, констатируют в Wood Mackenzie. В результате, по прогнозам компании, эта страна будет тратить на зарубежную нефть порядка 500 млрд долларов к 2020 году - практически вдвое больше, чем на сегодня. Это демонстрирует тот факт, что зависимость китайской             экономики от импорта нефти стремительно растет, в то время как у США потребность в импорте продолжит снижаться из-за ослабления спроса на нефть и растущего ее предложения на внутреннем рынке.

Противоположные тенденции в сфере импорта сырой нефти у двух крупнейших мировых экономик будут влиять на ситуацию в этом сегменте обеих стран и межрегиональных торговых потоках, полагают в Wood Mackenzie. Как отметил глава отдела Global Markets в Wood Mackenzie в Пекине Уильям Дурбин, "К 2020 году 70% спроса на нефть в Китае будет удовлетворяться импортом. С другой стороны, США снизят спрос на импортную нефть из-за высокого уровня собственной добычи. Важно отметить: эти противоположные тенденции означают, что они ориентируются на Северную Америку как главного поставщика сырья, тогда как Китай больше зависит от Ближнего Востока и сырой нефти ОПЕК. Поэтому поставщики ОПЕК, которые традиционно ориентированы на США по продажам нефти, вынуждены будут сместить акцент в сторону Китая".

Переломным моментом, когда китайский импорт сырой нефти превысит импорт США, станет примерно 2017-й год, считают в компании. В период к 2020 году китайский импорт нефти увеличится с 2,5 млн баррелей в сутки до 9,2 баррелей в сутки, в то время как импорт в США упадет с пиковых 10,1 баррелей в сутки до 6,8 млн баррелей в сутки. Это означает 360%-й рост импорта сырой нефти в Китае и 32%-е снижение этого показателя в США.

В Китае рост спроса на импорт в значительной степени связан с внутренними потребностями страны в углеводородном сырье, например - спросом на бензин в связи с ростом использования личных автомобилей, а также на дизельное топливо, поддерживаемым коммерческими грузоперевозками. Как отметил Гарольд Йорк, аналитик Principal Oils Markets, к 2020 году Китай станет второй страной после США по количеству личных автотранспортных средств. К 2020 году, по его прогнозам, количество личных автомашин в КНР вырастет с 20 млн до 160 млн.

В результате к 2020 году доля нефти ОПЕК в китайском импорте вырастет с 52% до 66%, тогда как импорт стран, не входящих в ОПЕК, сократился с 48% до 34% уже к 2012 году и будет продолжать снижение до конца десятилетия. Для сравнения: доля нефти ОПЕК, поставляемой в США, упадет до 33%, в то время как общий объем импорта нефти Канадой из Америки составит примерно 60%.

Как заключает Уильям Дурбин, "Китай и США движутся в противоположных направлениях в сфере импорта сырой нефти. Хотя Америка была крупнейшим импортером до сих пор, Китай обгонит ее». Уже сейчас США обходится импорт нефти дешевле, чем Китаю, поставки для которого ориентированы на цены нефти марки Brent, И в дальнейшем импорт для США продолжит дешеветь: внутренняя добыча обеспечивает легкую нефть, цена которой выше, а в импортируемом сырье становится больше высокосернистой дешевой нефти, отмечают в компании.

Согласно последним данным ОПЕК, спрос на нефть в 2013 и 2014 годах останется на ожидавшемся ранее уровне: прогноз повышения мирового спроса на нефть в текущем году составляет 1,04 млн баррелей в сутки, в 2014 году мировой спрос повысится еще на 1,16% по сравнению с показателем 2013 года, достигнув 90,68 млн баррелей вместо нынешних 89,6 млн баррелей в сутки. Основной причиной повышения прогнозов по росту мирового спроса на черное золото остаются позитивные ожидания относительно улучшения в мировой экономике, объясняет аналитик ИФК «Солид» Эльза Бикчурина.

В то же время ОПЕК указывает на то, что возможна ситуация, когда будет наблюдаться рост добычи нефти странами, не входящими в картель, и, наоборот, сокращаться в странах – членах организации. Например, не исключается, что в 2014 году страны, не входящие в картель, будут производить нефти больше на 10 тыс баррелей в сутки, чем сейчас, в то время как члены ОПЕК сократят добычу на 260 тыс баррелей в день. Что касается более близких периодов, то, по данным ОПЕК, в июле производство нефти странами, не являющимися ее членами, выросло на 570 тыс баррелей - при том, что только США и Канада обеспечили 40% этого прироста. Наиболее серьезным фактором, угрожающим стабильности добычи нефти со стороны ОПЕК, является развитие сланцевых технологий в Северной Америке, в первую очередь - в США.

Безусловно, такая ситуация не может не беспокоить организацию, так как подавляющая часть доходов стран, входящих в картель, формируется именно за счет продажи нефти на мировом рынке. Там в последнее время активно муссируются слухи о том, что ОПЕК примет решение о сокращении добычи уже на ближайшем заседании в декабре. Считается, что картель может сократить лимит добычи нефти на 500 тыс баррелей с текущего уровня 30 млн баррелей в сутки. Если решение будет принято, это произойдет впервые за последние пять лет. И все же, полагает Эльза Бикчурина, сейчас это - единственный способ приспособиться к растущим объемам производства сланцевой нефти. В противном случае рыночные котировки нефти могут заметно просесть в сравнении с сегодняшними уровнями.

Основной посыл исследования Wood Mackenzie - переход США к импортозамещению энергоресурсов, что для мирового рынка означает плавное сокращение спроса со стороны одного из крупнейших мировых потребителей, отмечает управляющий активами TNO Capital Александра Лозовая. Но рост импорта энергоресурсов в Китае заместит этот спрос лишь частично. На рынке будет наблюдаться превышение предложений над спросом. С одной стороны, это создаст понижающее давление на цены, с другой - приведет к плавному сокращению предложения, то есть рынок найдет баланс. Мы и сейчас можем наблюдать развитие этой тенденции. Так, цены на нефть Brent за последние 2,5 года не выходят из коридора 95-115 долларов за баррель, что совпало с бурным развитием замещения нефти газом (добыча сланцевого газа, рост мощностей по производству СПГ).

Рост добычи нефти в США а также Канаде, основном поставщике иностранной нефти в США, за счет разработки альтернативных запасов нефти, сланцевых залежей и нефтеносных песков, приводит к тому, что глобальная торговля нефтью действительно меняется, указывает содиректор аналитического отдела Инвесткафе Григорий Бирг. В будущем этому будет также способствовать рост добычи нефти в Мексике, так как эта страна меняет законодательство для привлечения иностранного капитала к разработке углеводородных запасов страны и для того, чтобы после многих лет снижения добычи нефти добиться-таки роста. Традиционно в число крупнейших поставщиков для США, помимо Канады, входят Саудовская Аравия, Ирак, Кувейт, а также целый ряд активно развивающих добычу африканских стран.

И по мере того, как США будет импортировать больше нефти из близлежащих стран, этим поставщикам придется переориентироваться в сторону других крупнейших потребителей: европейских стран и стран АТР. Уже в третьем квартале этого года США перестанет быть крупнейшим нетто-импортером нефти в мире. Это место займет Китай. По мере того как конкуренция за рынки АТР обострится, могут страдать интересы частных компаний, неспособных гарантировать существенные объемы поставок и их стабильность, полагает эксперт.

Сейчас доля импорта нефти в Китай составляет примерно 60% и, однозначно, процент будет только увеличиваться, прогнозирует директор аналитического департамента компании «Альпари» Александр Разуваев. Быстрорастущая экономика Китая требует все нового сырья. При этом Китай, естественно, постарается диверсифицировать поставщиков: это снижает экономические и военно-политические риски. Кроме Ближнего Востока, важным поставщиком является Россия. При этом цена, по которой Россия продает нефть в Китай, выше, чем в Европу. А значит - Россия пожертвует европейским рынком в пользу Китая. Существенно нарастить объемы добычи в текущей ситуации Россия не может. Что касается США, то сейчас там эйфория от сланцевой революции. Однако экологические риски слишком высоки, и сланцевая революция может оказаться блефом. Поэтому - не факт, что США не будут вынуждены в итоге вернуться к увеличению импорта черного золота. Поэтому - кто будет основным импортером нефти в мире к 2020 году, США или Китай, сейчас сказать все-таки сложно.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики