Двигаясь интуитивно

Реклама и PR остаются непаханым полем для реализации бизнес-стратегии в Казахстане

Двигаясь интуитивно

Проект Young businessmen. Live

ExpertOnline.kz  продолжает новый проект о молодом поколении успешных предпринимателей, которые, стартовав на местном рынке совсем недавно, уже сделали имя в сфере бизнеса. Они молоды, амбициозны, хорошо разбираются в экономике и политике и могут находить общий язык с людьми, которые содействуют им в построении успешной бизнес-стратегии. Наш проект подготовлен совместно с клубом молодых предпринимателей Казахстана, который ищет новые таланты в среде молодежи - тех, кто имеет деловые навыки и экономическую жилку. Мы предоставили им слово, дали возможность в свободном, непринужденном стиле рассказать о себе, своих увлечениях, воззрениях, экономических взглядах и поделиться секретами своего успешного дела. Это небольшие сюжеты о наших современниках - еще совсем молодых, но знающих, чего они хотят от жизни, и размышляющих о месте и роли предпринимательства как в Казахстане, так и в современном мире в целом. Это молодые предприниматели с живым блеском в глазах

Часть вторая. Окончание

Почти год назад я начал заниматься собственным бизнесом - организацией тематических выставок и, хотя это не совсем связано с журналистикой и медиа-бизнесом, но все же является сферой, смежной с рекламой и PR. Организация любых мероприятий - дело всегда хлопотное и сложное, и результат не всегда предсказуем. Но каждое мероприятие, каждая выставка - для меня, в частности, приносит огромный опыт.

Картинки с выставки

Сфера выставочной деятельности является весьма перспективной. Участниками первой выставки-ярмарки стали различные мастера ручной работы. Сначала было сложно привлекать серьезные компании к участию. Но уже в третьей нашей выставке участвовали серьезные игроки рынка. Тематику мы выбираем, прежде всего исходя из собственных интересов и экономического развития отраслей.

Так, одной из самых крупных наших презентаций стала "Свадьба и выпускной бал - 2013". Мы проводили ее во дворце спорта, и я с гордостью могу сказать, что выставка стала самой большой в этой области, с наибольшим количеством участников и посетителей.

Хотя и это далось не без сложностей и не без происков конкурентов. Так, некий "участник" забронировал 78 квадратных метров - колоссальную для нас площадь. Уже ближе к дате выяснилось, что не существует ни такой компании, ни таких людей, и про оплату и участие не может быть и речи. Конечно, это было ударом для компании, но всё-таки не потопило нас.

Сейчас мы готовимся к следующей выставке - Fashion Jewelry -  демонстрации аксессуаров и бижутерии. Мы искренне верим, что она станет самой интересной и крупной в сегменте красоты!

Старт дается, действительно, сложно. Все - как я и говорил: первый успех, первое фиаско, и все по сценарию. Только не в моих правилах сдаваться.

Формула бизнеса

Идея о создании подобной компании принадлежит моей маме - Виолетте Першиной. И первые шаги в этом направлении мы начали делать с ней вместе. Деньги на организацию были взяты из семейного бюджета, а знания - из Интернета. Может, не очень умело, порой интуитивно, но я двигаюсь к своей цели

И вот сейчас я на пороге нового для меня мира - мира бизнеса! На типичный вопрос "что будешь делать после вуза?" я теперь точно знаю ответ:  "Я предприниматель!" - гордо могу сказать о себе.

Мне бы очень хотелось поделиться своими наблюдениями и рассказать о том, через что я сейчас прохожу сам.

Формулу бизнеса можно представить так: люди + идея + капитал. На вопрос, что самое важное, чаще всего я слышу ответ: капитал, в значении - деньги. Да и на вопрос - что мешает заняться тебе собственным делом - многие говорят: отсутствие стартового капитала. Возможно, я сейчас не открою Америку, но скажу так, как искренне считаю: главное в бизнесе - это идея! И даже не так важно качество реализации: ведь если идея достойна, то ее обязательно воплотят в жизнь хорошо. Возможно - уже не вы, но реализована она будет непременно! Вера в то, что если будут деньги, то будет и бизнес, как все подобные утверждения, я думаю, остановила многих. Возможно, это и к лучшему.

Вообще слово "капитал" понимается всегда очень узко. Обычно, используя его, мы имеем в виду деньги или активы, но часто забываем про интеллектуальный капитал. Знания, опыт, навыки, которыми мы обладаем, всегда остаются с нами. Они могут заменить нам деньги на старте целиком. Ведь именно знания и обладание актуальной информацией дают нам возможность оптимизировать процессы и сокращать расходы. А это - одно из важнейших деловых качеств бизнесмена, особенно в начале его предпринимательского пути.

Правильно смешать ингредиенты

Всегда находятся люди, которые к формуле прибавляют еще четвертый ингредиент - связи. "В нашей стране без связей ничего не решишь!" - громогласно заявляют они. И в этот момент мы либо должны позавидовать их связям, либо расстроиться вместе с ними. Но что такое связи или понятие, называемое новым модным словом Networking?

Это знакомства, общение, общение и еще раз общение! Никто не рождался, имея друзей с первой секунды жизни. Решив начать свое дело, нам просто жизненно необходимо знакомиться со всеми подряд! Пусть то будут люди на остановке или спикеры международного класса. Нужно не бояться и разговаривать, рассказывая и слушая. Эти, случайные сегодня, люди завтра могут оказаться партнерами, клиентами, началом сарафанного радио или даже "лифтом". Связи, как и деньги, дело наживное. И бояться отсутствия связей - все равно, что бояться разговаривать с людьми.

На самом деле - многие молодые люди порываются начать собственное дело, но очень часто переоценивают начало бизнеса и недооценивают перспективы развития. Говорят, что главное - начать, что ракета тратит 2/3 топлива на старте. Но по своему опыту скажу, что начать - не самое сложное. Намного труднее - продолжить.

  1.  "Жизнь как стартап" Рид Хоффман
  2.  "Сделай себя сам" Тина Силик
  3. "Сам себе MBA" Джоф Кауфман
  4. "Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей" Дейл Карнеги
  5.  "Секрет" Ронда Берн

Ведь в самом начале, когда только берешь чистый лист бумаги, чтобы расписать свою идею, тебя распирает чувство собственной гениальности и веры в успех! И порой при составлении таких бизнес-планов "на коленке", без специальных маркетинговых исследований, с расчетами из головы, не замечаешь слабых сторон. Да и уязвимость будущего дела бывает очень недооценена. Все поначалу идет хорошо. Готов логотип, слоган, возможно - что-то еще.

Все и сразу

Как правило, успех не заставляет себя долго ждать поначалу. У вас могут появиться первые клиенты и первая прибыль. И вот, казалось бы, взлет! Но это лишь подготовка к взлету, испытание в лабораторных условиях. Началом взлета можно считать первую неудачу. Когда вдруг что-то пойдет не так, можете считать это настоящим бизнесом. Вот это самое "не так" или, как я говорил ранее, "взлет" может продолжаться не один год. И это нужно осознавать целиком и полностью. Пройдя эту самую сложную стадию, можно говорить о доходах и прибыли. Но многие инвесторы и стартаперы хотят вернуть вложенные средства уже через год, а лучше - через 6 месяцев. И если кто-то сможет привести пару обратных примеров, то я скажу, что это,скорее, исключения, лишь подтверждающие правила.

Вообще проблема "все и сразу", имеющая свои корни в юношеском максимализме", актуальна для многих. Бывая на различных конференциях и встречах, я общался со многими молодыми людьми, которые сетовали на то, что не могут найти инвесторов для своих проектов. Когда они начинали рассказывать о своих идеях и планах, то масштабность их вызывала восхищение, но опыт и компетентность этих людей заставляли сомневаться. Они просили у инвесторов, как им казалось, ничтожно малые деньги, обычно - от 500 000 долларов и выше. И многим из них даже не приходила в голову мысль о том, что управлять такими деньгами с малым опытом и в основном с теоретическими вузовскими знаниями - архисложная задача!

Если бы в 10 классе мне дали 10 000 долларов, то наверняка от них бы ничего не осталось. Сейчас я готов работать с суммами намного больше. И даже суммой в 100 000 долларов меня не испугать. Но все это достигалось постепенно. Многие люди, выигравшие в лотерею, тратят свои миллионы за 4-5 лет и остаются на том же уровне доходов и жизни, как и до выигрыша. А все - потому,  что все и сразу - тоже плохо!

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики