Такая история

Редакционная статья

Такая история

В 2009 году группа российских историков подготовила доклад под названием «Освещение общей истории России и народов постсоветских стран в школьных учебниках истории новых независимых государств». Вот какие вещи там констатируются: «Отношения между народами в националистической историографии понимаются только как игра с нулевой суммой. Если Россия, русские, империя прилагали усилия для социально-экономического развития окраин, инвестировали ресурсы, прокладывали каналы и железные дороги, строили заводы и города, создавали театры и университеты, то в логике проанализированных учебников это лишний раз доказывает, что они эти окраины русифицировали и эксплуатировали в своих целях. Если какие-то положительные изменения в жизни нерусских народов все же происходили и не упомянуть о них никак нельзя, то они совершались исключительно вопреки «имперскому центру» и его политике. Если существующие тенденции продолжатся, то через 15—20 лет события XX века будут прочно забыты населением. В сознании народов бывшего СССР будет сформирован образ России как зловещей империи, которая веками уничтожала, подавляла и эксплуатировала их».

Собственно, зачем это делается, вполне понятно. Учебник истории — это один из мощнейших инструментов, с помощью которого власть закладывает самоидентификацию в будущие поколения. Не имеющий самоидентификации гражданин опасен для государства, так как непредсказуем. Дети 70-х — 90-х как раз пережили самоидентификационный слом. Разрушились и их представления о мире и о самих себе в мире. Часть этих людей, которые слишком долго не знали, к кому себя отнести, сейчас увлекаются радикальным исламом… Чтобы подобных вещей не происходило со следующими поколениями, учебники дают новым людям свою законченную картину мира. Заложенная в школьников картина мира — своего рода гарантия завтрашнего суверенитета. Очевидно, в свете сближения с Россией в рамках Таможенного союза вопрос встал острее.

Проблема, которую сейчас постулировала казахстанская власть — это невероятная топорность работы. Эта самая картина мира в версии от казахстанских историков неубедительна, выглядит смешно и наивно на первом километре от национальной границы, как выразился Марат Тажин. От профессионального сообщества потребовали, кажется, чтобы оно выдало на гора нечто более внятное.

Однако задание, во всяком случае сейчас, невыполнимо. Во-первых, население республики все еще многонационально. Легко писать такие труды грузинам (83,7% титульного этноса), азербайджанцам (78,13%), узбекам (78%). А в Казахстане с его 64,5% (на 1 января 2012 года, согласно данным Агентства РК по статистике) казахский и казахстанский — это все еще не синонимы.

Татарские советские дети страшно некомфортно себя чувствовали, изучая главы о татаро-монгольском иге советских опять-таки учебников. Русь прекрасно развивалась, однако тут пришли монголо-татары и прервали этот рост на три сотни лет… Но то были дела давно минувших дней. Ну не хватало духа признать, что Русь к моменту прихода татаро-монголов представляла собой разодранное лоскутное одеяло, была крайне слаба, и если бы не было татаро-монголов, то их следовало бы выдумать, чтобы такую Русь встряхнуть. К тому же потом советские татарские дети узнавали о Татарской АССР и «братстве народов» — и успокаивались.

Пытаться провернуть такие же фокусы в современном Казахстане в отношении русского, например, этноса просто опасно. Россия ведь ответит так же. Уже отвечает. Редакторы того самого названного выше доклада, достаточно адекватного самого по себе, выигравшие госгрант под проект «Формирование у молодежи неконфронтационных, интеграционных взглядов на историю в России и странах постсоветского пространства», позже написали свой учебник, в котором русские подаются как «благородные колонизаторы», если можно так выразиться, несшие культуру и просвещение диким народам. Даже если в этом и есть капля истины, нельзя это так подавать. Потому что может запросто обернуться конфликтами со смертельным исходом завтра. Между бывшими детьми, которые по разные стороны одной границы читали разные учебники.

Да и нужно ли идти этим путем вообще? Имеется в виду и Россия, и Казахстан. Создание мифов о себе любимых есть косвенное подтверждение своей слабости. Россия ведь не вымарала эпизод про наем варягов для княжения. Хотя он по-своему унизителен. И ничего, пока еще существует, суверенитет не утеряла. Может быть, подавать историю объективно и просто давать историкам честно делать свою работу, а не спускать им сверху разнарядки — это самый правильный выбор.      

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики