Хождение за Каспийское море

В азербайджанском городе Габала состоялся саммит тюркоязычных государств, где предполагалась договориться о создании зоне свободной торговли между странами, входящими в объединение и дать старт новой системе в тюркоязычном мире. Однако завышенные ожидания, по словам экспертов, не оправдались

Хождение за Каспийское море

В работе саммита приняли участие президенты Азербайджана Ильхам Алиев,  Казахстана Нурсултан Назарбаев, Турции Абдулла Гюль, Кыргызстана Алмазбек Атамбаев. Сам Совет создан в 2009 году, его целью называют объединение тюркоязычного мира для создания самой сильной структуры в Евразии. 

"Проведение таких встреч на высоком уровне в различных городах носит ознакомительный характер, в то же время еще более укрепляя единство между нашими странами и народами. Тюркский мир усиливается. Тюркский мир охватывает большую географию, и, естественно, наши народы должны лучше знать друг друга, а сотрудничество - вестись с большей скоростью. С большим чувством гордости могу сказать, что с проведением предыдущей встречи на высоком уровне в Азербайджане, а именно в Нахичевани, был создан новый формат для сотрудничества между тюркоязычными странами.  Применение такого формата в рамках Совета сотрудничества тюркоязычных государств является новым этапом нашего сотрудничества", - заявил Ильхам Алиев.

Основной темой переговоров лидеров тюркоязычного мира стало сотрудничество в сфере транспорта и проблемы, связанные с упрощением таможенных процедур.

Нурсултан Назарбаев, несмотря на все радужные заявления, звучавшие в Габале, обозначил и проблемы, которые существуют между государствами, входящими в Совет. "Общий объем внутреннего валового продукта шести независимых тюркоязычных государств достигает 1,15 трлн долларов. Несмотря на это, товарооборот между странами не соответствует нашему потенциалу. К примеру, объем товарооборота Казахстана с тюркоязычными государствами за 2012 год составил лишь 8 млрд долларов. Это всего лишь 6% нашего товарооборота", - сказал Назарбаев.

Он также отметил, что транспорт и коммуникации должны стать основой для развития  экономической мощи как Казахстана, так и всего тюркоязычного мира.  К 2020 году планируется увеличить транзитные перевозки через Казахстан в два раза, а к 2050 году - в десять раз. В будущем планируется довести грузоперевозки по территории Казахстана до 50 млн тонн в год. Также в скором времени  будет начато строительство новых авиа-, морских, авто-, железнодорожных путей и трубопроводов, которые соединят Европу с Тихим океаном через  Центральную Азию и страны прикаспийского региона.

«На границе с Китаем функционируют наши «восточные ворота» - центр приграничного сотрудничества «Хоргос». На западе страны реализуются проекты по расширению морского порта «Актау» и строительству логистического центра в Актобе. Эти проекты выполняют функцию «западных ворот», которые предоставляют нам доступ к каспийскому региону и далее - в Россию и Европу. В будущем в китайском порту Ляньюньгань на Желтом море будет построена терминальная инфраструктура. Благодаря развитию сотрудничества между морскими портами Турции, Азербайджана и Казахстана, мы получили возможность увеличения транспортного потенциала Каспийского моря. В этой связи поддерживаем проведение первой встречи министров транспорта и коммуникаций, - заявил Назарбаев.

В мае нынешнего года  произведена стыковка казахстанско-туркменского участка железной дороги «Казахстан-Туркменистан-Иран», напомнил глава Казахстана. Ожидается  ввод железной дороги «Баку-Тбилиси-Карс», и старт проекта контейнерного поезда мультимодального транспорта в рамках международного транспортного коридора ТРАСЕКА.

Вместе с тем казалось, что в ходе саммита каждая сторона пыталась говорить лишь о своих проблемах и перспективах, но не о взаимоотношениях государств Совета. Так, Азербайджан неоднократно возвращался к проблеме Нагорного Карабаха.  «К сожалению, Азербайджан долгое время страдает от армянской оккупации. Двадцать процентов азербайджанских земель находятся под оккупацией, нарушена признаваемая международным сообществом территориальная целостность страны. В отношении азербайджанского народа   проведена этническая чистка, грубо нарушены все нормы международного права. Скорейшее и справедливое, основанное на нормах международного права решение армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта положит конец этой несправедливости и станет вкладом в региональную безопасность", - полагает Ильхам Алиев

Остальные лидеры Совета не стали столь же яростно выражать свою позицию в отношении ситуации с Нагорным Карабахом, ограничившись дежурными фразами.

Лидеры государств остановились и на вопросах равномерного распределения акватории Каспийского моря и западного проекта по восстановлению Великого шелкового пути. «Впервые в истории Каспийское море соединено со Средиземным, и это историческое событие, являющееся большим достижением, в то же время  привело к реализации других значимых проектов. Восстановление древнего Шелкового пути уже стало реальностью. Мы обогащаем этот Шелковый путь, совершенствуем его с помощью новых инфраструктурных проектов", - заявил Ильхам Алиев.

Генеральный секретарь Совета Халиль Акынчы обратил внимание лидеров тюркоязычного мира на проблему доставки грузов из Центральной Азии в Турцию: средняя скорость движения грузовой машины  составляет 17 км в час. Это один из самых низких показателей по доставке грузов в Турцию,  что происходит в силу огромного количества процедур, через которые проходят участники внешнеэкономической деятельности в странах Центральной Азии.  «Мы намерены сократить эти процедуры, чтобы увеличить скорость грузоперевозок между тюркоязычными странами»", - заявил Акынчы.

Интересной особенностью саммита в Габале стало участие в нем представителя от Туркмении – заместителя премьер-министра Туркменистана Сапардурду Тойлиева. Отметим, что Туркмения дистанцируется от прямого участия в работе Совета тюркоязычных государств, однако заинтересована в ряде проектов с Турцией и Казахстаном, что, видимо, стало поводом для отправки в Габалу Тойлиева. Вместе с тем то, что  официальный Ашгабад направил на встречу даже не премьера, а его заместителя, должно было подчеркнуть отношение президента Туркменистана Гурбанкулы Бердымухамедова к названной структуре. И все же это был некий реверанс к Турции, так как в дни саммита тюркоязычных государств в Азербайджане там присутствовал президент Турции,  а премьер-министр этой страны принимал участие в закладке фундамента нового морского порта в Туркменистане.

Следует признать: несмотря на ожидания, что лидеры тюркоязычного мира договорятся о зоне свободной торговли и выведут Совет на новый уровень, в целом встреча оказалось дежурной. Она лишь подтвердила:  интеграция  прикаспийских государств и стран Центральной Азии происходит медленно, а ее перспективы туманны.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее