Хождение за Каспийское море

В азербайджанском городе Габала состоялся саммит тюркоязычных государств, где предполагалась договориться о создании зоне свободной торговли между странами, входящими в объединение и дать старт новой системе в тюркоязычном мире. Однако завышенные ожидания, по словам экспертов, не оправдались

Хождение за Каспийское море

В работе саммита приняли участие президенты Азербайджана Ильхам Алиев,  Казахстана Нурсултан Назарбаев, Турции Абдулла Гюль, Кыргызстана Алмазбек Атамбаев. Сам Совет создан в 2009 году, его целью называют объединение тюркоязычного мира для создания самой сильной структуры в Евразии. 

"Проведение таких встреч на высоком уровне в различных городах носит ознакомительный характер, в то же время еще более укрепляя единство между нашими странами и народами. Тюркский мир усиливается. Тюркский мир охватывает большую географию, и, естественно, наши народы должны лучше знать друг друга, а сотрудничество - вестись с большей скоростью. С большим чувством гордости могу сказать, что с проведением предыдущей встречи на высоком уровне в Азербайджане, а именно в Нахичевани, был создан новый формат для сотрудничества между тюркоязычными странами.  Применение такого формата в рамках Совета сотрудничества тюркоязычных государств является новым этапом нашего сотрудничества", - заявил Ильхам Алиев.

Основной темой переговоров лидеров тюркоязычного мира стало сотрудничество в сфере транспорта и проблемы, связанные с упрощением таможенных процедур.

Нурсултан Назарбаев, несмотря на все радужные заявления, звучавшие в Габале, обозначил и проблемы, которые существуют между государствами, входящими в Совет. "Общий объем внутреннего валового продукта шести независимых тюркоязычных государств достигает 1,15 трлн долларов. Несмотря на это, товарооборот между странами не соответствует нашему потенциалу. К примеру, объем товарооборота Казахстана с тюркоязычными государствами за 2012 год составил лишь 8 млрд долларов. Это всего лишь 6% нашего товарооборота", - сказал Назарбаев.

Он также отметил, что транспорт и коммуникации должны стать основой для развития  экономической мощи как Казахстана, так и всего тюркоязычного мира.  К 2020 году планируется увеличить транзитные перевозки через Казахстан в два раза, а к 2050 году - в десять раз. В будущем планируется довести грузоперевозки по территории Казахстана до 50 млн тонн в год. Также в скором времени  будет начато строительство новых авиа-, морских, авто-, железнодорожных путей и трубопроводов, которые соединят Европу с Тихим океаном через  Центральную Азию и страны прикаспийского региона.

«На границе с Китаем функционируют наши «восточные ворота» - центр приграничного сотрудничества «Хоргос». На западе страны реализуются проекты по расширению морского порта «Актау» и строительству логистического центра в Актобе. Эти проекты выполняют функцию «западных ворот», которые предоставляют нам доступ к каспийскому региону и далее - в Россию и Европу. В будущем в китайском порту Ляньюньгань на Желтом море будет построена терминальная инфраструктура. Благодаря развитию сотрудничества между морскими портами Турции, Азербайджана и Казахстана, мы получили возможность увеличения транспортного потенциала Каспийского моря. В этой связи поддерживаем проведение первой встречи министров транспорта и коммуникаций, - заявил Назарбаев.

В мае нынешнего года  произведена стыковка казахстанско-туркменского участка железной дороги «Казахстан-Туркменистан-Иран», напомнил глава Казахстана. Ожидается  ввод железной дороги «Баку-Тбилиси-Карс», и старт проекта контейнерного поезда мультимодального транспорта в рамках международного транспортного коридора ТРАСЕКА.

Вместе с тем казалось, что в ходе саммита каждая сторона пыталась говорить лишь о своих проблемах и перспективах, но не о взаимоотношениях государств Совета. Так, Азербайджан неоднократно возвращался к проблеме Нагорного Карабаха.  «К сожалению, Азербайджан долгое время страдает от армянской оккупации. Двадцать процентов азербайджанских земель находятся под оккупацией, нарушена признаваемая международным сообществом территориальная целостность страны. В отношении азербайджанского народа   проведена этническая чистка, грубо нарушены все нормы международного права. Скорейшее и справедливое, основанное на нормах международного права решение армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта положит конец этой несправедливости и станет вкладом в региональную безопасность", - полагает Ильхам Алиев

Остальные лидеры Совета не стали столь же яростно выражать свою позицию в отношении ситуации с Нагорным Карабахом, ограничившись дежурными фразами.

Лидеры государств остановились и на вопросах равномерного распределения акватории Каспийского моря и западного проекта по восстановлению Великого шелкового пути. «Впервые в истории Каспийское море соединено со Средиземным, и это историческое событие, являющееся большим достижением, в то же время  привело к реализации других значимых проектов. Восстановление древнего Шелкового пути уже стало реальностью. Мы обогащаем этот Шелковый путь, совершенствуем его с помощью новых инфраструктурных проектов", - заявил Ильхам Алиев.

Генеральный секретарь Совета Халиль Акынчы обратил внимание лидеров тюркоязычного мира на проблему доставки грузов из Центральной Азии в Турцию: средняя скорость движения грузовой машины  составляет 17 км в час. Это один из самых низких показателей по доставке грузов в Турцию,  что происходит в силу огромного количества процедур, через которые проходят участники внешнеэкономической деятельности в странах Центральной Азии.  «Мы намерены сократить эти процедуры, чтобы увеличить скорость грузоперевозок между тюркоязычными странами»", - заявил Акынчы.

Интересной особенностью саммита в Габале стало участие в нем представителя от Туркмении – заместителя премьер-министра Туркменистана Сапардурду Тойлиева. Отметим, что Туркмения дистанцируется от прямого участия в работе Совета тюркоязычных государств, однако заинтересована в ряде проектов с Турцией и Казахстаном, что, видимо, стало поводом для отправки в Габалу Тойлиева. Вместе с тем то, что  официальный Ашгабад направил на встречу даже не премьера, а его заместителя, должно было подчеркнуть отношение президента Туркменистана Гурбанкулы Бердымухамедова к названной структуре. И все же это был некий реверанс к Турции, так как в дни саммита тюркоязычных государств в Азербайджане там присутствовал президент Турции,  а премьер-министр этой страны принимал участие в закладке фундамента нового морского порта в Туркменистане.

Следует признать: несмотря на ожидания, что лидеры тюркоязычного мира договорятся о зоне свободной торговли и выведут Совет на новый уровень, в целом встреча оказалось дежурной. Она лишь подтвердила:  интеграция  прикаспийских государств и стран Центральной Азии происходит медленно, а ее перспективы туманны.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики