Со слезами на глазах

Индия сделала весомую заявку на то, чтобы стать главной морской державой в Индийском океане

Со слезами на глазах

День независимости, который  Индия отмечала вчера, 15 августа, прошел в не самой праздничной обстановке. Причина уважительная: взрыв на подводной лодке «Синдхуракшак» (кстати, российского производства), произошедший в порту Мумбая и повлекший за собой многочисленные жертвы.

Трагедия в ночь на 14 августа была тем более некстати, что День независимости индийский ВМФ отмечал большим пополнением. Формально оно позволяет Дели войти в элитный клуб морских супердержав.

Истребитель врагов

Впрочем, с такими старыми субмаринами, как «Синдхуракшак», на которой, кстати, три года назад произошел пожар, стоивший жизни одному матросу, даже при наличии своих авианосцев и ядерных подводных лодок говорить о вступлении в клуб морских супердержав пока, пожалуй, еще рано.

Трагедия с «Синдхуракшаком», на котором не оказалось даже запасного спасательного люка, произошла всего через три дня после спуска на воду первой индийской атомной субмарины. На санскрите слово «Арихант» означает «истребитель врагов». Первая индийская атомная подводная лодка была спущена на воду на военной верфи в Висахапатнаме, восточный штат Орисса. По словам премьер-министра Манмохана Сингха, Индия сделала большой шаг и громко постучала в дверь эксклюзивного клуба ядерных держав.

Построен «Арихант» по проекту индийских конструкторов и исключительно индийскими кораблестроителями. Почетное право включить 85-мегаваттный ядерный реактор доверили индийскому премьер-министру. Вес «Истребителя» составляет 6 тыс. тонн, его длина – 110 метров,   экипаж – 95 человек. Командует кораблем, способным развивать скорость до 44 км/час, капитан Санжай Махендру.  Следующие полтора года «Арихант» будет проходить усиленные испытания, после чего приступит к несению боевого дежурства в Индийском океане.

Индия присоединилась к пятерке ядерных держав, подводный флот которых способен нести на своем борту баллистические ракеты. На вооружении «Истребителя» будут находиться 12 ракет класса К-15 - естественно, тоже индийских, с радиусом действия 700-800 км. Сейчас индийские инженеры работают над новым поколением ракет этого класса, радиус действия которых увеличится до 3,5 тыс. км.

О намерении построить ядерную субмарину в Дели впервые заговорили еще в семидесятые годы прошлого века. Однако настоящая работа началась лишь в девяностые. Всего решено построить пять лодок класса «Арихант», вооруженных ядерными ракетами. Сейчас Индия арендует за 1 млрд долларов у Министерства обороны России атомную подлодку «Чакра», но, по условиям соглашения, не имеет права размещать на ее борту ядерные ракеты.

Дели сравнял счет

Несмотря на то, что в китайском ВМФ атомные субмарины появились еще в 1974 году и китайские баллистические ракеты на их борту имеют радиус дальности 7 тыс. км, в Пекине к появлению у Индии «Ариханта» отнеслись настороженно. Еще больше беспокойств несомненное и значительное усиление ВМФ Индии вызвало в Исламабаде. У Пакистана, который борется с Индией за титул регионального лидера в Индийском океане, напомним, атомных субмарин нет.

Беспокойство соседей Дели понятно, потому что, кроме «Ариханта», накануне Дня независимости ВМФ Индии получил еще и первый индийский авианосец «Викрант» водоизмещением 37,5 тыс.т.

Авианосец спустили на воду на военно-морской верфи в Кочине, южный штат Керала. Если по атомным субмаринам Дели отстал от Пекина почти на 40 лет, то по авианосцам опередил. Китай пока еще только строит первый свой авианосец, а Индия уже присоединилась к четырем державам: США, России, Великобритании и Франции, которые способны собственными силами строить авианесущие корабли.

К тому же - всего за несколько часов до спуска на воду «Викранта» были проведены успешные испытания ракет среднего радиуса действия «Притхви II» класса «земля-земля» с ядерными боеголовками.

«Викрант» в 5 раз больше самого крупного корабля, построенного в Индии до сих пор. Его длина 260 м, а ширина – 60. Он спроектирован конструкторским бюро Министерства обороны Индии и строился с ноября 2006 года. Сейчас за дело возьмутся электрики, которым предстоит провести тысячи километров электропроводки. Много работы еще у сантехников и других служб. Но главное - дизельные генераторы и газовые турбины на корабле уже установлены.

После окончания строительства «Викрант» пройдет в 2016 году испытания и войдет в строй через два года. Кроме российских «МИГ29», на его борту будут и индийские истребители Tejas. Намечено построить еще три корабля такого класса. В этом году Индия должна также получить построенный в России авианосец «Викрамадитья».

В Дели считают, что уже добились преимущества над Китаем в Индийском океане - на новом театре соперничества между двумя крупнейшими азиатскими державами. Азия в последнее время стремительно вооружается. На прошлой неделе спущен на воду 250-метровый японский эсминец «Изумо», способный нести на своем борту 14 вертолетов. Хотя он и назван японцами эсминцем, плоская палуба позволяет ему быть и авианосцем.  В конце прошлого года ввел в строй первый авианосец, «Ляонин», и Китай. Корабль куплен у Украины и назывался «Варяг». Сейчас Пекин быстро строит собственный авианосец и не скрывает планов создать целый флот из авианесущих кораблей.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики