Одеяло на себя

Одеяло на себя

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР)  выделил кредит в размере около 19,2 млн евро на поддержку и развитие частной казахстанской компании «Олжа», занимающейся грузоперевозками сжиженного нефтяного газа (СНГ) и нефтепродуктов.

“Грузовладельцы  отдают предпочтение лизингу  вагонов, не желая иметь их в собственности. В случае дальнейшего увеличения добычи нефти и газа в Казахстане в краткосрочном периоде спрос на услуги грузоперевозчиков, в том числе на услуги компании “Олжа”, значительно возрастет”, объясняют в банке принятое решение о кредитовании. 

«Направление, которым занимается заемщик, очень перспективно. В связи с тем, что цены и объемы железнодорожных перевозок через Казахстан растут, сделка весьма логичная и понятная», - говорит финансовый аналитик Тулеген Аскаров.

Согласно данным агентства Казахстана по статистике, в 2012 году по стране железнодорожным путем перевезено порядка 300 млн тонн груза,

в целом за последние годы рынок вырос более чем на 20%. Стабильный рост трафика обеспечило, в числе прочих условий, решение компании “Казахстан Темир жолы” (КТЖ), которая обеспечивает  более половины объема железнодорожных грузовых перевозок, передать в прошлом году весь государственный парк вагонов своей дочерней компании “Казтемиртранс”.  «КТЖ изначально стремилось к тому, чтобы передавать грузоперевозки в частные компании; тем не менее, у КТЖ есть своя дочерняя компания, которая этим занимается», поясняет Аскаров. 

По данным за 2012 год,  железнодорожными перевозками в Казахстане занимались более 400 компаний.

Более половины перевезенных грузов - на счету трех из них: “Казтемиртранса”, “Олжа” и “Исткомтранса”. Многие компании предпочитают брать вагоны в лизинг, чтобы уменьшить риск простоя и обезопасить себя в случае  краткосрочных контрактов. «У каждой компаний своя политика. Например, «Тенгизшевройл» предпочитает брать не собственный подвижной состав, а работать именно на аутсорсинге. Некоторые компании берут вагоны под конкретные недолгосрочные  проекты. Если есть долгосрочные контракты, то тут можно приобрести вагоны в собственное пользование», объяснил ExpertOnline.kz директор департамента анализа производства и сбыта компании «ТенгизТрансГруп» Игорь Головков.

Перспективы сектора грузовых перевозок во многом зависят от инвестиций в его модернизацию. «Вагоны нужны, так как парк наших вагонов очень изношен. Казахстан в настоящее время обладает парком около 90 тысяч вагонов, из них 60% изношены и подлежат своевременной замене», говорит президент научно-исследовательского института транспорта и коммуникаций Мурат Бекмагамбетов. “Парк вагонов устарел, и его нужно менять. Необходимо закупать новые вагоны либо строить самим. Хотелось бы, чтоб подобных инвестиций, как в случае с ЕБРР, в транспортный сектор  было больше», подтверждает Аскаров.

Несмотря на уверенность ЕБРР в развитии сектора железнодорожных перевозок,  в 2014 году ожидается снижение спроса на железнодорожные вагоны, в частности, на цистерны для нефти - в связи с вводом в действие нового трубопровода Каспийского Трубопроводного Консорциума протяженностью более 1,5 тыс. км. КТК расширяет мощность, и вся нефть будет транспортироваться через этот трубопровод, а новых объемов добычи нет, пока «Кашаган» не начал функционировать. Вагоны уже не будут использоваться в таком количестве, как сейчас, - раза в три меньше», - говорит Головков.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики