Смена хозяина

Очередная крупная сделка на медийном рынке позволяет говорить о том, что дела у бумажной прессы не так уж и плохи, как кажется

Смена хозяина

Несмотря на все разговоры о глубоком кризисе, охватившем бумажный сектор медийного бизнеса, количество крупных приобретений в нем продолжает расти. Список владельцев газет пополнился еще одним громким именем. Основатель и владелец крупнейшей на планете онлайновской торговой компании Amazon Джеффри Безос приобрел очередную «игрушку». Он купил за 250 млн  долларов одно из самых авторитетных в Америке изданий – газету Washington Post.

Заключать сомнительные сделки, да еще на такие приличные даже для мультимиллиардеров суммы, никто, конечно, не будет. Тем более - не будет вкладываться в заведомо убыточный проект миллиардер, который знает цену деньгам. Следовательно, можно сделать вывод, что дела в газетном бизнесе не так плохи, как может показаться после, например, недавнего сообщения о массовой распродаже издательским домом Axel Springer почти всех своих газет.

Другой Вашингтон

Сейчас новый владелец Washington Post, наверное, жалеет, что предрек бумажным газетам лет этак через 20 кончину. Потому что в таком случае его покупка за четверть миллиарда долларов одной из наиболее влиятельных и старых (136 лет) газет, которая восемь десятилетий принадлежала семье Грэмов, выглядит как минимум нелогично.

Сделка оказалась для издательского мира полной неожиданностью. Переговоры проходили в атмосфере такой секретности, что сообщение о ней стало для всех громом среди ясного неба. Мало кто мог предположить, что Грэмы продадут убыточную Washington Post за такие большие деньги.

По словам Дональда Грэма, сына известной издательницы Кэтрин Грэм и внука Юджина Майера, финансиста с Уолл-стрит, купившего в 1933 году Washington Post, Джефф Безос предоставил газете лучшие шансы на выживание в нынешних непростых условиях. Понять 68-летнего издателя можно: газета последние семь лет действительно приносит одни убытки. К тому же он отдал ее не в чужие руки. Грэм, который возглавляет правление Washington Post Company - холдинговой компании, владевшей газетой, уже несколько лет дружит с 49-летним Безосом.

Конечно, прежний владелец Washington Post признает, что Джеффри Безос при всем том, что он революционизировал виртуальную торговлю и издательский бизнес, не является волшебником. И ему тоже будет нелегко бороться с проблемами, с которыми столкнулась как Washington Post, так и весь бумажный сектор медийного бизнеса.

Впереди эксперименты

Что касается сотрудников редакции, то они встретили удивительную новость с энтузиазмом. Их надежды, пожалуй, лучше всех выразил Боб Вудворд, ветеран Washington Post, который раскручивал еще Уотергейтский скандал, стоивший в 1974 году Ричарду Никсону кресла президента. В интервью MSNBC он заявил: «Джефф Безос является одним из настоящих новаторов. Он очень глубоко понимает суть проблем, что дано очень немногим. Он хочет вложить в этот проект немало своих денег».

В письме сотрудникам редакции новый владелец Washington Post сразу предупредил, что без изменений, особенно бизнес-модели, не обойтись. Но он тут же поспешил успокоить журналистов, заявив, что не будет, как в случае с Amazon, осуществлять повседневное руководство газетой. Хотя бы, пошутил Безос, потому, что его вполне устраивает жизнь в другом Вашингтоне. Имеется в виду штат на северо-западе США, где находится Сиэтл, место расположения штаб-квартиры Amazon и место жительства Джеффри Безоса. «К тому же, - добавил новый хозяин, - в Post сложилась прекрасная административная команда, которая разбирается в журналистике куда лучше меня».

И все же с финансовыми проблемами дело придется иметь мистеру Безосу, и никому другому. Washington Post Company уже понесла в первой половине этого года убытки на газетах в объеме почти 50 млн долларов. Тираж Post за первые шесть месяцев этого года сократился на 7%. В 2002 году он составлял 769 тыс. экземпляров, а в прошлом снизился до 472 тыс. Доходы компании от газетного бизнеса упали за тот же период на 31% - до 582 млн долларов, а операционная прибыль, составлявшая в 2002 году 109 млн долларов, через десятилетие превратилась в убытки в размере 53,7 млн.

Понизились и доходы от рекламы, а переход к цифровому формату идет недостаточно быстро. Согласно данным Ассоциации газет Америки, в 2007-12 годах доходы от рекламы всего газетного бизнеса в США упали на 55%. Проблем много, но Джеффри Безос, начинавший Amazon в 1994 году, по традиции Силиконовой долины, в гараже при помощи взятых у родителей взаймы 300 тыс. долларов, проблем не боится. Это сейчас он – 19-й в списке самых богатых людей планеты журнала Forbes, мультимиллиардер с состоянием в 28 млрд долларов, которое, кстати, за четыре месяца, миновавшие после выхода последнего списка, увеличил еще на 3 млрд. Первую прибыль Amazon начала приносить лишь через 9 лет. Так что мистер Безос известен не только любовью решать проблемы, но и терпением, и способностью заглядывать в будущее.

Новый владелец заявил своим новым подчиненным, что проторенных дорог у них не будет, и всем вместе придется много изобретать и экспериментировать. Однако в чем будут заключаться эксперименты с Washington Post, он не пояснил.

Кстати, свой прогноз относительно смерти бумажных газет Джеффри Безос дал не так уж и давно, в прошлом году.  «Через 20 лет печатных газет не будет, - сказал он в интервью немецкой газете Berliner-Zeitung. - Они останутся разве что в виде предметов роскоши в некоторых гостиницах, которые захотят предоставлять своим постояльцам экстравагантные услуги».

После покупки Washington Post, наверное, уместно будет спросить у мистера Безоса, изменились ли за год его взгляды? Если не изменились, то не очень понятен смысл покупки, перепродать которую с каждым годом будет все труднее и труднее.

Возможно, Джефф Безос и продолжает считать, что жить газетам осталось пару десятилетий. Но этой теории противоречат как его собственные поступки (кроме покупки Washington Post, он уже в этом году вложил немалые деньги в сайт Business Insider), так и поступки коллег по цеху миллиардеров. Безос стал далеко не первым миллиардером, владеющим газетой. Между прочим, одним из крупнейших акционеров в Washington Post является Berkshire Hathaway Уоррена Баффета, у которой почти 28% акций газеты. Оракул из Омахи за последние два года, несмотря на явный спад в медийном бизнесе, скупил крупные пакеты акций 60-ти мелких и средних газет. Говорят, что они обошлись ему в 200 млн долларов.

На прошлой неделе Джон Генри купил за 70 млн  долларов еще одну   авторитетную в США газету - Boston Globe. Можно вспомнить, что приличных размеров пакет акций New York Times стоимостью 40 млн долларов принадлежит мексиканцу Карлосу Слиму, а чикагский миллиардер Сэм Зелл приобрел в 2008 году за 8,2 млрд долларов медиахолдинг Tribune Co.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?