Гладко на бумаге

По заказу акимата Алматы, при технической поддержке Программы развития ООН (ПРООН) разработана стратегия развития устойчивого (или «зеленого» - это транспорт и транспортные системы, которые оказывают минимальное вредное воздействие на окружающую среду) транспорта города Алматы на период 2013-2023 годов

Гладко на бумаге

Эксперты утверждают, что основной экологической проблемой города Алматы является постоянный рост выбросов загрязняющих веществ автомобильным транспортом. В Алматы эксплуатируется порядка 800 тыс. единиц автотранспорта, учитывая иногородних и транзитных. Пару лет назад Алматы занял 25-е место в рейтинге самых грязных городов мира, составленном международной рейтинговой компанией NYC Partnership Consulting. После этого стало очевидно, что взиманием с автовладельцев штрафа за превышение токсичности экологическую проблему в городе не удастся решить и поэтому необходимо принимать более эффективные меры.

«Зеленая» стратегия подразумевает повышение уровня качества услуг общественного транспорта, модернизацию дорог для предоставления преимуществ общественному транспорту и внедрение платных парковок, а также набор стимулов, позволяющих пересадить горожан на велосипеды.

«Необходимо менять саму транспортную систему. Без осуществления эффективных мер вмешательства в ближайшие годы в городе Алматы количество заторов достигнет критического уровня, мобильность, как и качество воздуха, значительно ухудшатся. Интенсивные и дорогостоящие инвестиции в строительство дорог и шоссе в ближайшие годы - с одной стороны и ограниченные расходы на развитие систем общественного транспорта - с другой приведут транспортную систему к коллапсу. Без внедрения эффективной системы скоростного общественного транспорта никак не обойтись», - считают специалисты. 

По подсчетам экспертов, городу Алматы необходимо создать условия, в которых автовладельцы сами бы отказались от использования машин или максимально сократили поездки на личных автомобилях. При этом необходимо развивать скоростной общественный транспорт. Заградительные меры против владельцев личных автомобилей предлагается вводить постепенно, заранее развивая, как альтернативу, общественный транспорт: две ветки скоростных трамваев и около десятка скоростных линий по выделенным полосам для удлинённых автобусов и троллейбусов с большей вместимостью.

Наряду с этим эксперты предлагают с 2015 по 2017 год расширить географию платных парковок, а для пассажиров общественного транспорта разработать систему электронного билетирования с возможностью получения единого проездного на все виды транспорта. «Стратегия предполагает принятие более интегрированного подхода, объединяющего различные виды транспорта в единую систему и обеспечивающего координацию этой транспортной системы с планами градостроительства. Настоящая стратегия станет устойчивым фундаментом для будущего города Алматы», - сказал постоянный представитель ПРООН в Казахстане Стивен Тулл на встрече с заместителем акима города Алматы Юрием Ильиным.

По предварительным подсчетам, на реализацию всех планов, прежде всего - покупку автобусов, троллейбусов, трамваев - городские власти должны будут выделить 6.9 миллиарда долларов.

Эксперты ПРООН оптимистично предполагают, что стратегия поможет сократить выбросы парниковых газов в атмосферу города. При действующем сценарии развития транспортной системы, когда большинство инвестиций вкладывается в развитие дорожной сети и растет число автомобилей, к 2023 году уровень выхлопных газов в Алматы вырастет на 75%.

Специалист Экологического общества «Зеленое спасение» Светлана Спатарь сомневается, что программа будет принята и в дальнейшем реализована. «К сожалению, у нас часто бывает, что принимаются различные государственные программы, которые потом не финансируются и не выполняются. Мы не видим, чтобы акимат города что-либо предпринял по улучшению транспортной системы в городе - учитывая, что эти предложения международные эксперты рекомендуют уже не первый год. Однако система общественного транспорта как была проблемной, так и остается. Так же не развиваются альтернативные виды транспорта, только строятся новые автомобильные развязки, которые на самом деле не решают транспортных проблем. Стоит прокатиться в общественном транспорте, и станет все ясно», - объясняет Спатарь. 

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности