Торговый каганат

Торговый каганат

Президенты Азербайджана,  Казахстана, Кыргызстана и Турции, которые встретятся на следующей неделе в Баку на очередном заседании ассамблеи тюркоязычных стран (ТюркПА), рассмотрят вопрос о создании зоны свободной торговли между странами ТюркПА. Если главы тюркских государств примут в Баку консолидированное решение, то ТюркПА начнет разработку конкретных механизмов для ускорения этого процесса, говорит  генеральный секретарь организации Рамиль Гасанов.  Однако созданию зоны могут препятствовать  целый ряд причин, главная из которых - то, что страны уже являются участниками различных торговых объединений.

Пересечение интересов

«Этот вопрос будет вынесен на повестку дня; другое дело - насколько это  необходимо. В 2011 году  принят договор о создании зоны свободной торговли в рамках СНГ, который не подписан Азербайджаном и Туркменистаном; кроме   Казахстана, его никто даже не ратифицировал. Если мы теперь говорим о Тюркском совете, то, как известно, туда не входят с 2009 года Узбекистан и Туркменистан. Получается – в чём смысл тогда образования зоны торговли? Кроме Азербайджана, с той же Турцией никто напрямую не граничит”, объясняет директор центра "Альтернатива" (Казахстан) Андрей Чеботарёв. По словам Чеботарева, Казахстану нет смысла участвовать в проекте по созданию зоны в “тюркоязычных” рамках.  “Зона торговли в любом случае будет иметь политический аспект, она не затрагивает все тюркоязычные страны. Поэтому смысла большого в её создании нет, её вполне могли Азербайджан с Турцией между собой рассмотреть», отмечает он.

Депутат Милли Меджилиса Азербайджана Расим Мусабеков считает, что дело не продвинется дальше обсуждения. “Поднять вопрос и реализовать что-то – это разные вещи. Так, например, Турция и Киргизия входят во Всемирную Торговую Организацию (ВТО). Азербайджан, Узбекистан, Казахстан – не входят. Туркменистан также не входит, но и не участвует в этих мероприятиях. Поэтому я не думаю, что эта идея сразу же приобретёт какую-то форму с точки зрения реализации», - отметил депутат в интервью «Вестнику Кавказа». - “Говорить о приоритетности рынка тюркоязычных государств даже для самой Турции, откуда и инициируется такой порыв, весьма сомнительно: и рынок ближневосточных государств для Турции и Евросоюза, и рынок России являются более важными с точки зрения торгово-экономического оборота, чем рынки тюркоязычных государств», - поясняет Мусабеков.

Доцент факультета международных отношений университета экономики и технологий ТОББ (Анкара) Тогрул Исмаил отмечает, что идея торгового сотрудничества не раз обсуждалась между странами на различных уровнях, однако так и не была (и, возможно, не будет) осуществлена из-за законодательных сложностей: «Одна из главных целей учреждения парламентской ассамблеи тюркоязычных государств состоит в том, чтобы создать условия для экономической и политической интеграции именно тюркоязычных государств. Естественно, этот союз, зона свободной торговли – одно из этих направлений. Идея хорошая, но рановато говорить, что по этому вопросу будут приняты какие-то конкретные шаги, потому что существуют различные трудности, особенно на уровне таможенных, законодательных вещей. Первоначально надо создать условия для того, чтобы эти различия или разногласия по этим вопросам разрешились на законодательном уровне. Это главное", - считает Тогрул Исмаил.

Исмаил признает, что проект представляет определенный интерес для Турции, но не являет приоритетом: «Дело в том, что Турция хотя и торгует с Евросоюзом, но торгует одновременно и с Россией, с другими странами Таможенного Союза”. По его словам,  в ситуации, когда мировой экономический кризис продолжается, любые начинания, которые дадут некий толчок развитию турецкой экономики, рассматриваются Анкарой очень доброжелательно и очень положительно. Естественно, Турция заинтересована в этом, то есть в развитии экономических отношений с тюркоязычными странами. “Но мы видим, что Турция идёт на это не только с тюркоязычными, но и с другими государствами: с Россией, с Украиной, с прибалтийскими странами. Мы прежде всего видим ликвидацию таможенных барьеров, а первоначально – улучшение визовых отношений”, говорит Исмаил.

Членство во Всемирной торговой организации (ВТО) действительно накладывает на Турцию и Кыргызстан обязательства в плане выстраивания внешнеэкономических отношений. Кроме того, Турция, являясь кандидатом на вступление в Евросоюз, вряд ли будет нарушать европейские нормы и процедуры ради возможного общего рынка тюркских стран. Казахстан, в свою очередь, входит в Таможенный союз с Россией и Беларусью, так что страна тоже ограничена в маневрах на общетюркском пространстве.  По факту все страны ТюркПА  находятся в разных системах, и если главы государств серьезно настроены на создание работающей зоны свободной торговли, придется решать множество вопросов на уровне правительств, министерств и ведомств.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики