Проще повторить

Франчайзинговые схемы могут стать альтернативным видом инвестирования для казахстанских предпринимателей благодаря слабой развитости этого сектора в стране

Проще повторить

“Казахстанским бизнесменам необходимо активно развивать сектор франчайзинга, учитывая потенциально взрывной рост этого сегмента. Показатели и так достаточно высоки: по имеющимся данным, Казахстан является лидером сектора франчайзинга в Центральной Азии.  Однако доля участников франчайзинговых отношений в объеме субъектов малого и среднего предпринимательства Казахстана составляет не более 3,5%, в то время как в Германии, например, 45%”, говорит  вице-президент Независимой ассоциации предпринимателей Тимур Назханов.  Объем розничного товарооборота через франчайзинговые сети в Казахстане, по подсчетам Назханова, составляет 1,5% (в Германии 60%), 75% франшиз существует на рынке не более 5 лет. «В основном на рынке Казахстана представлены дистрибьюторские франшизы, из них 70% - торговля одеждой и обувью. Сервисный франчайзинг, услуги для бизнеса, коммунальные услуги, СМИ, образование, IT-технологии и др. составляют 25%, и только 5% - в сфере производства», - сказал Назханов в комментарии для ExpertOnline.kz.

В  стране франчайзинг регулируется специальным «Законом о комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинг)» 2002 года, который регулирует деятельность между компанией, предоставляющей франшизу, и самим франчайзи (тем, кто ее покупает). То есть законодательные нормы и защита со стороны государства в области  интеллектуальной собственности существуют. С прошлого года национальное агентство по экспорту и инвестициям «KAZNEX INVEST» в рамках Программы «ЭКСПОРТ 2020» осуществляет поддержку экспортеров путем возмещения им 50% затрат, понесенных при выводе отечественной продукции на внешние рынки.  Такая поддержка распространяется и на приобретение франшизы в производственной сфере для организации ориентированного на экспорт производства.

Франчайзинг в Казахстане работает не напрямую, а через посредников, что делает покупку франшизы дороже, чем она есть на самом деле. Структура франчайзингового сектора  в стране неоднородна: в основном на рынке представлены смешанные сети, состоящие из собственных и франчайзинговых точек.  «Чаще всего франшизы в Казахстане проходят через субфранчайзинг или мастер-лицензию. По такой схеме, например,  работает американская компания «PizzaHut», которая попала на  казахстанский рынок через Кувейт. В Кувейте есть компания, которой были выданы права на развитие ее на территории центральноазиатского региона», заявил глава Союза Франчайзинга Казахстана Алексей Матвеев.

Очень часто иностранные  компании, которые работают в Казахстане, действуют через российские мастер-лицензии, так как Россия предоставляет уже адаптированный вариант договоров.  «Франчайзер заходит на территорию России, а уже потом по мастер-лицензии распространяется в Казахстане. Это удобней с юридической точки зрения: нет необходимости переводить всю документацию на русский язык», - поясняет Матвеев.

Большую часть ниши франчайзинга занимают российские бренды, вслед за ними следует украинский франчайзинг, который уже открыл ряд проектов в Казахстане. Россияне прочно обосновались в казахстанской франчайзинговой структуре, продолжая свою конкуренцию с местными предприятиями.  «Чаще всего франшиза на нашу страну оказывается проданной соседней стране. Обычно России, иногда Турции. Казахстанские предприниматели не так известны на мировом рынке, поэтому происходят такие вещи», - подтверждает вице-президент Казахстанской ассоциации франчайзинга Бекнур Кисиков.

По оценкам экспертов, более 200 иностранных франчайзеров предпринимают активные меры по поиску партнеров в Казахстане и более 5 тыс. потенциально готовы сотрудничать с отечественными предпринимателями.

Казахстанский предприниматель, жалеющий купить франшизу компании с мировым именем, должен обладать немалой финансовой стабильностью.  Впрочем, Алексей Матвеев говорит о том, что  в  Казахстане «все больше предпринимателей  предпочитают не покупать франшизу, а создавать собственную, что, несомненно, говорит о повышении уровня жизни и улучшении положения в экономическом плане».

Цена за сделку

Цена на франшизу варьируется в зависимости от величины компании, ее узнаваемости и раскрученности бренда. Все это оценивается паушальным  взносом, то есть оплатой цены за сам бренд. Условия и жесткость определяются самой компанией. К примеру, самыми жесткими условиями сделки по франчайзингу определенно отличается Макдоналдс. Условия использования договора на франшизу здесь таковы, что компанией учитывается даже мелочи, например - цветовая гамма и размер столиков. 

Одной из проблем открытия франшизы в Казахстане Бекнур Кисиков называет  “отсутствие  франчайзингового менталитета”.  Людям хочется непременно купить дорогой бренд за небольшие деньги. “К примеру, самым популярным запросом является   покупка Макдональдса. Но при этом инвестиционные возможности франчайзи  находятся в районе 80 – 150 000 у.е. Эти деньги достаточны, чтобы купить франшизу Макдональдс в США, где уже есть мастер франшиза. Но не в Казахстане, где инвестор франчайзи должен подписывать контракт на международную франшизу», объясняет Кисиков.

Общая цена на открытие ресторана  Макдоналдс оценивается примерно в 4,5-5 млн долларов. При этом около 1,2 млн долларов необходимо, чтобы  обеспечить заведение соответствующим оборудованием и налаживанием самой работы. Также у компании есть требования: к примеру, будущий владелец должен иметь собственный капитал в размере минимум 950 тысяч долларов.  При этом ежемесячно управляющей компании необходимо отдавать 12,5%  роялти, то есть процент от дохода за месяц. Срок, на который предлагается купить франшизу Макдональдс, составляет 20 лет.

Две стороны медали 

Наряду с выгодами, которые может получить предприниматель, работая в системе франчайзинга, существуют свои плюсы и минусы. Тем, кто приобретает франшизу, компания предоставляет все материалы для ведения бизнеса: свой собственный маркетинг, составление счетов и  планирование, что дает возможность сконцентрироваться на ведении бизнеса, не обременяя себя рутинными делами.Обратная сторона медали в том, что франчайзи вынуждены придерживаться правил и ограничений, установленных компанией. Предприниматели обязаны закупать продукты  и сырье, назначенные франчайзером, что может означать покупку продукции по завышенным ценам. Франчайзер строго следит за этим, осуществляя регулярные проверки и требуя письменные отчеты.

«В целом я ратую за то, чтобы импортировали технологию, а не сам товар. Конечно, на рынке доминируют так называемые дистрибутивные франшизы. Это по сути просто импорт товаров. Также интересны сервисные франшизы, где упор делается на повышении качества услуг. И, конечно, высокотехнологичные и производственные франшизы. Хотелось бы, чтобы наши предприниматели покупали не эмоциональную пустышку, то есть  фейк-франшизу, а то, что нужно в наших рыночных условиях. А то и сами создавали бы свою франшизу», - говорит Бекнур Кисиков. И дополняет:  “Работать по франчайзингу – это строго придерживаться стандартов, описанных  франчайзером. Творческим предпринимателям порой трудно работать в таких сжатых рамках”.

По словам Кисикова, франчайзинговая система удорожает бизнес.  “Помимо покупки самой франшизы, это выплата персонального взноса за вход в бизнес - так называемый паушальный взнос, франчайзи должен нести расходы на выплату роялти, на какие-то другие платежи. Зацикленность на поставках от франчайзера и другие платежи. При этом сам бизнес - только арендуется. В этих условиях достаточно трудно окупить бизнес. Поэтому порой я предлагаю отказаться от мыслей о покупке франшизы и создавать свой бизнес», подчеркивает Кисиков.

Начальный взнос, роялти и затраты на рекламу также иногда являются обременительными, особенно - когда дела идут не столь хорошо. «Любой бизнес, в том числе и открытие компании по франшизе, связан с неким риском; тем не менее - во франчайзинге он ниже, так как компания предлагает не только свою вывеску и товары, но и помогает в руководстве и управлении. В этом случае франчайзи гораздо легче ориентироваться в рыночной ситуации и обучить персонал», - говорит Матвеев.

Внедрение и увеличение государственных программ  развития франчайзинга и привлечение дополнительных дотаций со стороны инвесторов привели к тому, что финансовый оборот во франчайзинге увеличился в разы. По подсчетам Бекнура Кисикова,  оборот франчайзинга в Казахстане превысил 2 миллиарда долларов, более 400 компаний работают по франшизе.

Нет программ

Вице-президент  Независимой ассоциации предпринимателей Тимур Назханов:

«В Казахстане существует ряд проблем, мешающих более динамичному развитию франчайзинга.  Среди них - отсутствие государственных  программ поддержки данного направления бизнеса.

Во многих  странах есть государственные программы, на основании которых участники франчайзинговых отношений получают льготное финансирование, налоговые и другие  преференции. Отсутствуют банковские программы кредитования франчайзинговых компаний. В странах с развитыми франчайзинговыми системами банки лояльны к кредитованию участников франчайзинговых отношений, ряд из них имеют специальные программы кредитования. Немаловажным фактором является проблема защиты интеллектуальной собственности. Население в целом и бизнес в том числе получают мало информации о франчайзинге.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики