Неотвратим конец пути

Каждый народ проходит через свою Голгофу. Обольщаться и надеяться, что можно проскочить, - не стоит

Неотвратим конец пути

«Свобода будет каторгой, пока хотя бы один человек на Земле остается порабощенным», - так писал Альбер Камю, хорошо понимавший, какую цену человечество еще заплатит за годы прозябания и тоталитарного гнета. Братоубийственная война, которая развернулась в эти дни в Египте, обострившаяся ситуация в Тунисе и Ливии показывают, что нельзя закамуфлировать проблемы и скрыть их под маской мнимой стабильности. Власть в Казахстане, видя тот ужас, который творится во многих мусульманских странах мира, должна понимать, что пора проводить истинные, а не мнимые реформы, так как история имеет обыкновение повторяться не только в качестве фарса, но и в качестве трагедии.

В любом случае система придет в состояние бифуркации, а последующий взрыв, снесет не только ее апологетов, но и повергнет в хаос на долгие годы простых людей. Собственно, этот хаос после диктатуры мы сегодня и наблюдаем в тех странах, куда пришли революции. Но это именно та цена, которую платят народы за свое историческое безволие и позднее нравственное прозрение. 

Более ста убитых в дни священного для мусульман месяца Рамазан на улицах Каира - вот цена, которой сегодня расплачиваются египтяне, отсрочившие борьбу за право жить в свободной стране. 30 лет они соглашались играть по правилам Мубарака, но так не бывает, что в бесчестной игре можно победить.

Отсроченное сражение за свой исторический выбор не означает, что удастся избежать битвы, поэтому когда нам пытаются внушить, что лучше жуткое душное, но тихое и спокойное пространство, чем слишком горький вкус обретенной свободы, - это жестокая подмена понятий. Жить по лжи в предлагаемых обстоятельствах, когда выбор делают за тебя, а тебе остается лишь  встраиваться в формулу «один за всех – все за», это значит, так или иначе, приближать и себя, и свой народ к неминуемому часу X, к моменту исторической расплаты и горького покаяния.   

История показала, что в основе человеческого мироздания всегда лежала борьба за свободу взглядов, мнений, идей; по сути, это - пожалуй, высшая ценность, ради которой стоило жить во все времена. Что было страшнее – существовать при Мубараке, Бен Али, Каддафи или жить после них? На этот счет есть классическая простонародная формула:  лучше ужасный конец, чем ужас без конца. В конечном счете – это был выбор тех народов, которые устали от гнета и решили испить свою чашу испытаний до дна.

Собственно - чем истории в Ливии, Тунисе, Кыргызстане, Грузии отличаются от того, что было во Франции в 1789—1794 годах, или в США в период Гражданской войны 1861-1865 годов, или от японской реставрации Мейдзи в 1868 -1889 годах? Да, был другой исторический фон, и корни тех тектонических изменений, которые происходили в обществе, лежали в иной плоскости, но в конечном итоге это все было осознанным выбором людей, которые вставали на свободный путь развития; при этом никто не заставлял их отказываться от своего менталитета, национальных и культурных особенностей.

Свобода дорого стоит, и чаще всего она бывает оплачена кровью, если общество во время не осознает ее ценность и позволяет загонять себя в исторический тупик диктата одного человека. В свое время исторический выбор сделали испанцы, отказавшиеся от наследия генерала Франко, и греки, покончившие с властью «Черных полковников». Чешские студенты, которые еще в 1968 году вышли на площадь протестовать против введения советских танков в Прагу, и студент Ян Палах, сжегший себя в знак протеста на Вацлавской площади. Каждый из них шел на свою маленькую Голгофу ради будущих поколений. За все приходится платить, и иногда слишком дорогой ценой, а за право выбора - в особенности.

Но за тебя твой путь никто не пройдет и повторить тоже не сможет, об этом и говорил Андрей Вознесенский, когда написал свое известное четверостишие:

- Мама, кто там вверху, голенастенький,

- Руки в стороны — и парит?

- Знать, инструктор лечебной гимнастики. 

- Мир не может за ним повторить

Собственно, повторить не дано: универсальной модели пути к демократии нет, у каждого своя, долгая дорога, где - в дюнах, а где - в барханах. Но то, что она необходима, казалось, в первую очередь должны были бы знать именно «Братья-мусульмане», которые выстраивали свою политическую идеологию, исходя из норм Корана. А он предписывает всем быть честными и жить не по лжи. Ибо об этом и говорил пророк Мухаммед, когда однажды его сподвижник Абу Хурейра, заметив, что пророк часто шутит над ним, спросил: «О, посланник Аллаха! Ты разве с нами шутишь?». Пророк ответил: «Да, я шучу, но говорю одну лишь правду».

В основе всех нравственных учений, в особенности религиозных, лежит именно призыв говорить правду и себе, и окружающим. Неправда - это путь в никуда, в тот хаос, из которого сегодня и пытаются выбраться «Братья-мусульмане», которые, видимо на вопрос, почему они убивают других своих братьев, готовы, как и Каин, изречь: разве они сторожа братьям своим.   

Правды требовал и Иисус, сказавший, что никто, зажегши свечу, не ставит ее в сокровенном месте, под сосудом, но на подсвечнике, чтобы входящие видели свет. Великие мессии хотели от общества правды, честности и даровали им свободу выбора, а то, как этим распоряжались народы, - это было их личное решение. Кто-то прошел путь страдания и лишений за свои права еще в Средневековье, кто-то делает это сейчас. Но сам этот процесс, как показывает ход истории, все-таки оказался неизбежен.

Всем - и тунисцам, и ливийцам, и афганцам, и всем постсоветским братьям по разуму и без разума, и египтянам, придется пройти свой крестный ход на пути к освобождению от гнета. Жан Жак Руссо написал в «Общественном договоре», что все люди рождаются свободными, но всюду томятся в оковах. Со временем оковы все равно приходится скидывать, и это очень болезненный процесс. Выдерживают его не все, но пройти его предстоит каждому.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности