Восстановление репутации

о итогам второго квартала Facebook отчитался о финансовых результатах, оказавшихся значительно лучше прогнозов, что привело к резкому скачку стоимости акций компании на фондовом рынке. Впрочем, эксперты предупреждают, что радоваться рано: с такими темпами роста выручки и рентабельностью достигнуть цены, по которой происходило IPO соцсети, реально лишь в перспективе нескольких лет

Восстановление репутации

Чистая прибыль социальной сети Facebook во втором квартале текущего года выросла до 333 млн долларов после убытка на уровне 157 млн в аналогичный период годом ранее. Данные оказались значительно лучше ожиданий аналитиков. Так, чистая прибыль компании на одну обыкновенную акцию составила 0,13 доллара - при том, что в аналогичный период 2012 года убыток на акцию составлял 0,08 долл.

Рекламные доходы, составляющие 88% от общего объема продаж, подскочили на 61%, до  1,6 млрд долларов, благодаря тому, что  Facebook сосредоточил свое развитие на мобильном сегменте. При этом выручка социальной сети за период с апреля по июнь 2013 г. составила 1,813 млрд долларов, что на 0,63% больше показателей годичной давности, когда она достигла 1,184 млрд долларов. Количество ежедневно активных пользователей Сети в июне 2013г. составило в среднем 699 млн человек, что на 27% превышает показатели годичной давности. В результате акции социальной сети подскочили на 19% после закрытия торговой сессии - до 31,81 доллара за бумагу, хотя они все еще находятся ниже отметок мая 2012 года, когда в период IPO компании они стоили 35 долларов.

Рост финансовых показателей компании стал возможным, несмотря на опасения, что трафик Facebook может пострадать на фоне конкуренции со стороны таких приложений, как Snapchat и WhatsApp. "Компания успешно осуществляет переход на мобильные и новые форматы, которые работают очень хорошо, например - Facebook Ad Exchange", – отмечает Стерн Эйджи, аналитик Arvind Bhatia.

"Мы добились хорошего прогресса в росте количества наших пользователей, углублении взаимодействия, что и стало основой для сильных финансовых результатов, особенно в мобильном сегменте", – говорится в заявлении генерального директора компании Марка Цукерберга. – Работа, которую мы проделали для мобильного сегмента, показывает хорошие результаты и дает нам прочную основу для будущего".

В целом раскрытые результаты можно считать позитивными, полагает аналитик Инвесткафе Тимур Нигматуллин. Ежемесячная аудитория возросла на 21% г/г, или на 4% месяц к месяцу, и составила 1,115 млрд активных пользователей. Как и ожидалось, основной прирост обеспечила Азия, где он составил почти 33% г/г и 6,2% месяц к месяцу - до 339 млн активных пользователей. В целом азиатский сегмент будет основной «точкой роста» аудитории социальной сети в ближайшие 2-3 года.

Что касается финансовых показателей, то здесь Facebook также демонстрирует хорошую динамику. Дело в том, что темпы роста выручки стабильно опережают прирост аудитории. За второй квартал 2013 года показатель возрос более чем на 53% г/г и на 25% месяц к месяцу - до 1,813 млрд долларов. Это означает, что социальная сеть  активно работает над повышением эффективности. Например, средний по миру ARPU год к году возрос на 25% и составил 1,6 доллара. У компании есть хорошие перспективы увеличения ARPU в Европе ($1,87) и Азии ($0,75). Эти сегменты по-прежнему значительно отстают по показателю от США и Канады с 4,32 доллара. Тем не менее стоит заметить, что развитие европейского и азиатского сегментов минимум до конца 2013 года будет сдерживать рецессия в еврозоне.

Основная проблема Facebook, считает Тимур Нигматуллин, заключается не в темпах роста финансовых или операционных показателей, а в переоценке, на его взгляд, рынком акций компании. Так, текущий коэффициент P/E компании  составляет 115,26, что почти в десять раз больше среднего значения по аналогичным компаниям США. Именно с этим и связано падение котировок компании почти на 10% за последний год, до 26,51 доллара за бумагу.

Поддается объяснению и интерес к соцсети пользователей. Сейчас, вероятно, уже работает эффект привязанности к соцсети: если ранее Facebook приходилось разрабатывать собственные "фишки" с тем, чтобы привлечь новых пользователей и удержать их, то сейчас основное большинство пользователей просто привыкло к системе, ее контенту и предложениям, объясняет интерес пользователей и рекламодателей к Facebook Тимофей Шолтес, президент инвестиционно-финансовой компании РБС. Объемы прибыли от рекламы закономерно снижаются, но Facebook пока что не имеет конкурентов по многим параметрам, в том числе и по настройкам индивидуальных возможностей для пользователя.

Между тем - проблем у соцсети еще хватает, считает аналитик финансовой компании AForex Нарек Авакян. Во-первых, необходимо понимать, что в какой бы отрасли ни работала компания, показатель Р/Е 100 - это очень много, и справедливая стоимость переоценена как минимум в три раза. Во-вторых, несмотря на улучшение показателей по выручке и итоговой прибыли во втором квартале, тем не менее - оба эти показателя остаются крайне низкими для компании с капитализацией в 65 млрд  долларов, поэтому Цукербергу придется еще долго думать над тем, как бы еще монетизировать свой сервис. Ну и, наконец, сама стоимость акций соцсети на данный момент выглядит явно спекулятивно перекупленной, поэтому вполне вероятно, что это - не больше, чем просто пузырь, который рано или поздно лопнет. Если же говорить о том, что в финансовом плане компания ожидала оправдания, то тут выручка как минимум вдвое должна увеличиться до конца года, чтобы говорить о каком-то устойчивом финансовом состоянии, что представляется маловероятным.

Что же касается акций Facebook, то, указывает управляющий активами TNO Capital Александра Лозовая, несмотря на рост акций компании в последние два месяца - с начала июня они прибавили 16% и на закрытие 24 июля цена акции составила $26,51, - они по-прежнему существенно ниже цены IPO. Цена в ходе публичного размещения составляла $38, сейчас она на треть ниже. С начала 2013 года динамика также неутешительна: акции потеряли 5%. Основа доходов FB – реклама, конкуренция в сегменте становится все жестче и, несмотря на успехи FB в наращивании аудитории, выручка практически не изменилась (0,6% г/г). С такими темпами роста выручки и рентабельностью достигнуть цены IPO реально лишь в перспективе нескольких лет - от трех до пяти.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики