Тратить с умом

Профицит местных бюджетов заставил министерство финансов пойти на решительные шаги по реформированию системы выделения целевых трансфертов на развитие регионов

Тратить с умом

Ежемесячно на контрольных счетах местных бюджетов остается в среднем 200 млрд тенге. В частности, по состоянию на 1 июля текущего года остатки составили 224,1 млрд тенге, которые сложились за счет перевыполнения собственных доходов местных бюджетов на сумму 77,6 млрд тенге, сумм неиспользованных целевых трансфертов и кредитов на сумму 43,5 млрд тенге и остатков на начало года. Что касается показателей исполнения бюджетов на местном уровне, министр финансов Казахстана Болат Жамишев говорит о том, что расходы местных бюджетов за 1 полугодие 2013 года исполнены в сумме 1,45 трлн тенге, что составило 96,4 % к плану отчетного периода в сумме 1 507,8 млрд тенге. Объем недоиспользованных средств на местном уровне составил 54,1 млрд тенге. 

Целевые трансферты обеспечивают финансирование порядка 65% местных капитальных расходов, включая инвестиции в жилищный сектор ( коммунальные услуги, жилищное строительство, восстановление жилого фонда и так далее), образование, здравоохранение и автомобильный транспорт. Глава Минфина предложил выделять деньги по результатам: «Бюджетный кодекс нужно дополнить нормой о выделении регионам целевых трансфертов на развитие по мере представления актов выполненных работ», - сказал Жамишев.

В настоящее время администраторы программ, по словам Болата Жамишева, выполняют лишь функцию оператора по перечислению средств регионам. При этом он обратил внимание на большие суммы неиспользованных трансфертов, которые «мертвым грузом» лежат на счетах местных бюджетов.  Ранее глава Минфина обозначил проблему отсутствия со стороны администраторов республиканских бюджетных программ действенного мониторинга использования выделенных регионам средств.

В начале года аналитики Всемирного банка предлагали правительству Казахстана реформировать систему распределения капитальных субсидий. В частности, предлагалось снизить роль трансфертов и выделять финансирование в виде целевых денежных субсидий для реализации конкретных проектов. Впрочем, очевидно, что реформирование системы выделения целевых трансфертов на развитие не решит более фундаментальных проблем в секторах экономики.

Например, в случае с социальным жильем - правительству необходимо принять решение не только относительно того, как выделять трансферты на социальное жилье, но и о том, должен ли вообще государственный сектор оставаться собственником жилья. Аналогичным образом - в секторе здравоохранения необходимы меры по обеспечению реализации новой стратегии, ставящей акцент на развитии первичной медико-санитарной помощи, а не просто улучшение системы выделения бюджетных средств на строительство больниц. В этих отраслях реформы, касающиеся процедур выделения целевых трансфертов на развитие, должны будут сопровождаться более масштабными реформами всей отрасли.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики