Мимикрируем «по-европейски»

Глобализация глобализацией, а свой костюмчик ближе к телу

Мимикрируем «по-европейски»

Во время поездки в Европу с вами заговаривают на языке той страны, где вы гостите, и даже, возможно, спрашивают, как пройти к нужному месту. Если это так, то вас принимают за «своего». Если же каждый встречный видит в вас туриста-иностранца, то наверняка вас выдает ваша одежда. В разгаре лето — время отпусков. Многие наши соотечественники собираются посетить новые страны — как говорится, на других посмотреть и себя показать. Что-что, а себя показать мы умеем: любим набрать с собой самые красивые наряды, яркие украшения и косметику. Пусть люди видят, какие красавицы и красавцы есть на свете.

В этой статье мы поговорим о тех, кто направляется в Европу не только для отдыха, но и для развития своего бизнеса. А это всегда предполагает прямое общение с людьми других культур. Поэтому сразу становится актуальным вопрос: как расположить к себе партнера, как вызвать его доверие, как, в конце концов, ему просто понравиться. Ваша одежда с первых минут знакомства может рассказать собеседнику о вас гораздо больше, нежели вы предполагаете. Поэтому лучше заранее знать, что ваш иностранный партнер сможет оценить, а к чему отнесется настороженно. Ведь поговорку «кто на меня похож, тот мне и гож» еще никто не отменял.

Классика вне времени

Если вы думаете, что очаруете своего английского партнера твидовым костюмом или тройкой в полоску, то это стереотипы прошлых лет. В наши дни англичане одеваются несколько иначе, хотя консерватизм присутствует у них на ментальном уровне и проявляется практически во всем. При первой встрече ваш английский деловой партнер непременно обратит внимание на ваш костюм, обувь, и на то, что у вас в руках (сумка, портфель, барсетка). Эти вещи смогут ему рассказать о том, насколько вы состоятельны, насколько вы вхожи в определенные круги общества и насколько вы вообще «в теме». Если на вас хорошо сидящий темный костюм из тонкой шерсти, а ботинки из хорошо выделанной кожи со шнуровкой, то первый высокий балл в его глазах у вас уже есть. Если к этому прилагается еще и сумка или портфель известного и уважаемого бренда (лучше даже слегка потертый, так как в Англии ценится приверженность к традициям и старине), то считайте, что полдела уже сделано. Он увидел в вас «своего» парня. Но если же костюм сидит на вас так, как будто он сшит из бумаги, а обувь — спортивного типа или какого-то «странного» цвета, да еще и барсетка в руках, то я вам не завидую. В таком случае вряд ли удастся заключить какой-либо серьезный контракт, если, конечно, вы не работаете в цирковом бизнесе.

Часто наши соотечественники удивляют англичан не только выбором одежды и обуви, но и манерой их носить. Например, я помню, как коллега-англичанин был крайне удивлен, когда увидел, как наш бизнесмен ходил с расстегнутой верхней пуговицей рубашки и при этом в галстуке со спущенным узлом. То есть ситуация была похожа на ту, что человек либо недооделся, либо недоразделся. А в наших широтах эту картину можно наблюдать довольно часто, особенно в летнее время.

Что касается отношений англичанина с галстуком, то иначе, как взаимная любовь, это не назовешь. В наше время англичанин средней руки имеет в своей коллекции от 80 до 100 галстуков. Относится к ним с трепетом. Ухаживает за ними, отдает в химчистку, покупает специальные вешалки или скручивает в рулон, следит за последними тенденциями и регулярно обновляет свой ассортимент. Но и галстуки платят англичанам взаимностью. Как прекрасно выглядит англичанин в костюме и с галстуком, который либо подчеркивает голубизну его глаз, либо алый цвет его губ, либо создает прекрасный фон его рыжей бороде.

Еще один практичный совет, не относящийся к одежде: расскажите историю своей семьи. Лучше, если у вас в родне будут присутствовать писатели, поэты, художники, видные общественные деятели и т.д. Англичане обожают такие истории. За это они могут простить вам многое — ваш безвкусный внешний вид, косноязычие, неловкость манер. Главное — что вы принадлежите, хоть десятым коленом, к роду «великих», и они это ценят. В Англии, в отличие от Америки, не особо чтят «золушек» и «self-made people». Здесь важна порода, род. Так что если у вас есть знаменитые предки, не стесняйтесь об этом поведать вашему английскому собрату где-нибудь вечерком в пабе за кружечкой пива. Поверьте: на следующее утро он будет смотреть на вас другими глазами — с уважением, как минимум.

Англичане приветствуют традиции во всем, в том числе и в одежде. Не надо шокировать представителей английского общества ни новомодными тенденциями с последних показов на подиумах мира, ни излишней вычурностью аксессуаров, ни искушением надеть все красивое сразу. Если вы будете выглядеть в классическом варианте одежды для бизнесмена международного уровня, они останутся вами довольны. Особо их порадуют хорошее качество тканей в одежде и кожи, из которой сшита ваша обувь. Если вы в чем-то промахнетесь, то британцы легко простят вам это. Для них вы всегда останетесь иностранцем, а к иностранцам применяется другая шкала оценки, нежели к своим.

Французский шик

Если вы думаете о французах как о ветреных повесах — это далеко не так. Правила делового этикета соблюдаются во Франции неукоснительно по сей день. Француз, как никто другой, сможет оценить соблюдение традиций и элегантности в вашем образе. Если вы приехали на переговоры с французами, то должны знать, что существует множество формальностей, которые соблюдает деловой мир Франции. Особое внимание обращают на одежду и гармоничное сочетание в ней отдельных элементов. Не ускользнет от внимания партнера и ваша обувь, и прическа, и свежий маникюр. В любое время года, в любую погоду французы всегда выглядят модно и элегантно. Они не простят вам небрежности и старомодности в одежде, о моде французы не забывают никогда.

Особо хочется сказать о француженках. Не зря они считались во все времена эталоном вкуса и изящества. Даже сейчас, в век мужественных женщин и женственных мужчин, как ни банально это звучит, во Франции женщины выглядят как женщины. Здесь не поощряют всеобщую тенденцию к унисексу. Дамы умело используют аксессуары, придающие одежде особый шик. Носят юбки, а не брюки. Часто их можно встретить в платьях, что стало редкостью в других европейских странах. Очевидная женственность во всех своих проявлениях притягивает взгляды приезжающих в эту страну мужчин. Именно поэтому француженки считаются иконами стиля и музами многих героев. Другой особенностью француженок считается скромность. Если на французских улицах вы видите разодетых девиц в коротких юбках и на высоких каблуках, да еще и при полном макияже в дневное время — это точно не француженки, а, скорее, наши соотечественницы или туристки из стран Восточной Европы, Латинской Америки.

Часто люди задаются вопросом: что такое французский шик? А это правильная комбинаторика, т.е. сочетаемость вещей. Француженка может найти такое уникальное сочетание дорогих вещей с простыми, что создается целостный образ, который шепчет: «дорого и красиво». Что касается цветовой палитры, то женщины во Франции предпочитают естественные природные цвета и оттенки: лаванду, серебристо-зеленые, жемчужно-голубые и мятные переливы. Пастельная гамма цветов естественным образом дополняет их природный оттенок кожи, цвет глаз и волос.

Если вернуться к рассуждениям о французском шике, то фишка заключается в том, что все эти цвета должны сочетаться между собой и дополнять друг друга, но ни в коем случае не перебивать, а тем более не забивать один цвет другим. Этот тонкий прием сложен в исполнении. Для его использования непременно должно быть хорошо развито чувство меры. Не все с этим справляются.

У каждой настоящей француженки обязательно есть маленькое черное платье. Нет определенного силуэта этого платья. Оно может быть разным в зависимости от фигуры, но оно должно быть. И оно должно быть хорошего качества, а значит — дорогим.

Еще то, на чем нельзя экономить, по мнению француженок, это обувь. Вы вряд ли сможете увидеть француженку в кедах или кроссовках, а вот в балетках — сплошь и рядом. Ведь балетки придумали во Франции. Нельзя сказать, что женщины во Франции не ходят на каблуках. Но используют они эту обувь ко времени, к месту и точно покупают не с распродажи. Шарфы, наверное, тоже придумали во Франции. Это один из главных аксессуаров француженки. Их у нее приблизительно столько же, сколько галстуков у англичанина. Никто в мире так изощренно не умеет завязывать шарфы, как француженки. А также носить шляпки, беретки и прочие головные уборы. Многие женщины в других странах при покупке берета даже не знают, как его правильно надеть. А француженки просто с молоком матери впитали эту манеру и выглядят они в нем абсолютно comme il faut.

Каковы же настоящие французы? Не будем говорить обо всей Франции, но в Париже мужчина — это джентльмен. Он любит одеваться в классическом стиле: дорогие запонки, стильные джемперы, строгие фраки… Практически каждый парижанин хорошо разбирается в моде и вряд ли когда-нибудь перепутает Dior с Chanel. Французы любят одеваться изысканно. Они не считают одежду чем-то второстепенным и уделяют определенное время хождению по магазинам, заказам из каталогов и даже индивидуальному пошиву. На важные деловые встречи и приемы они предпочитают ходить в строгом черном костюме. Ваша одежда должна быть выбрана со вкусом и выглядеть стильно и современно. Вам надо уметь правильно использовать аксессуары и проявлять достаточный консерватизм в одежде. Франция не терпит небрежности и неопрятности в одежде. И главное: во Франции мужчины выглядят как мужчины, а женщины — как женщины.

Добротность и порядок

Если вы едете на переговоры в Германию, не слишком зацикливайтесь на модной одежде. Главное здесь — чтобы все на вас надетое было опрятным, чистым, добротным и качественным. Немец это непременно оценит. Что касается брендов, то самым любимым мужским брендом здесь считается Hugo Boss, где найден хороший баланс между ценой и качеством, а это как раз то, что по душе любому жителю немецких земель. Немцы не любят переплачивать. Кроме того, Hugo Boss шьет классику, проверенную временем, а немец не будет тратить деньги на непроверенные бренды-однодневки.

В Германии обязательно ношение на работе костюмов, а также введенной повсеместно удобной и красивой униформы для тех, кто трудится на производстве. Руководство отдает предпочтение формальной и консервативной деловой одежде. Комбинированные костюмы, т.е. если пиджак и брюки были куплены отдельно, обычно являются повседневной формой одежды, тогда как костюмы-двойки надевают для более формальных случаев. Следует учесть, что в Германии вкус к галстукам — далеко не маловажному элементу стиля — более изысканный, чем, например, в Америке. То есть галстуки выбираются мужчинами довольно тщательно. Как правило, каждый немец знает базовые законы сочетания цветов, фактуры и рисунка, а также может легко составить незатейливую композицию галстука и рубашки. Рубашки, кстати, могут быть более яркими, а также в клеточку или в полоску. Для офисного персонала, чья работа не требует контакта с клиентами, дресскод намного свободнее: летние брюки из хлопчатобумажного твида и рубашка-поло. Все более популярными становятся в Германии «свободные пятницы», разрешающие рабочим носить джинсы в офис. Обратите внимание, что в Германии до сих пор производят большое впечатление хорошо начищенные, солидные ботинки. Рассказывают даже, что при приеме на работу собеседование часто проводят за стеклянным столом переговоров, чтобы у будущего начальника была возможность рассмотреть, насколько чистыми выглядят ботинки претендента на должность.

Вы должны помнить, что немцы уважают порядок. Неправильно выбранная одежда может быть воспринята как провокация: «Этот человек недостаточно уважительно ко мне относится». Предполагается, что все должны знать правила этикета, и их несоблюдение считается вызовом или принимается за бесцеремонность. В любом случае это не прибавит вам очков в глазах немецкого партнера. Главное правило при выборе одежды — иметь четкое представление о том, чего именно ждут от вас другие. Посему одевайтесь в соответствии с ситуацией, с занимаемой вами позицией и с учетом своих внешних данных, следите за аккуратностью в одежде. Чтобы понравиться деловому партнеру в Германии, нужно одеться в “классику”. Если вы мужчина, то темный костюм от Hugo Boss, белая рубашка, галстук в полоску, качественные кожаные туфли черного цвета, обязательно часы, но недорогие. Кожаный портфель. Если вы женщина, то посмотрите на Ангелу Меркель и постарайтесь повторить ее стиль.

Dolce, Gucci и Versace…

У вас переговоры в Италии — постарайтесь выглядеть элегантно, модно, брендово, дорого и ярко. В Италии деловые люди не жалеют ни денег, ни времени на то, чтобы заказать себе одежду у итальянских дизайнеров или купить ее в дорогих брендовых бутиках. На деловые встречи итальянцы любят носить костюмы в тонкую полоску. И, разумеется, с итальянским галстуком, который может быть самых разных цветов и фасонов. Мужчины этой страны считают, что стиль должен оставаться простым, но не в ущерб элегантности. Женщины тоже обожают носить одежду известных брендов. Попробуйте в разговоре с итальянкой даже не сказать, а просто намекнуть на то, что к моде имеют кое-какое отношение и некоторые другие страны. Считайте, что вы потеряли свою собеседницу навсегда. Итальянки уверены, что моду изобрели в Италии.

Чаще всего одежда итальянок не зависит от их материального достатка или статуса. Но напрямую зависит от их возраста, который условно можно разбить на три периода. В нежном возрасте, который здесь считается до 25–30 лет, они носят спортивный casual стиль. Итальянки не будут себя мучить ношением высоких каблуков, а предпочитают балетки или спортивную обувь. Молодые любят носить многослойные комплекты, в которые входят широкие брюки, объемные футболки с рисунками и без, мешковатые пуловеры. Кажется, что им не важно, какое впечатление они произведут на противоположный пол. Все достоинства тщательно скрыты под объемной одеждой. Но зато эти же девушки очень тщательно выбирают себе сумки, куртки, шарфы и аксессуары. Пребывая в возрасте 30–55 лет, итальянки кардинально меняют свой образ. Они становятся элегантны и женственны. Это время casual. Одежда подчеркивает их природную красоту и достоинства фигуры. Они носят черные брюки с длинными кардиганами, мокасинами или туфлями на низком каблуке, плащем-тренчем или пальто. Высокие каблуки итальянка надевает только для вечернего выхода. В этот период ценовая планка брендов значительно поднимается, и женщины перестают носить марки эконом-класса, а переходят в категорию выше среднего или даже в люкс. Большое внимание уделяется подбору аксессуаров. Итальянку такого возраста просто невозможно представить в одежде без каких-то браслетов, часов, колец, подвесок или бус. Все подбирается очень тщательно и со вкусом. Создается такое впечатление, что чем старше женщина в Италии, тем она более элегантна.

Следующий возраст, которому стоит уделить особое внимание, это итальянки на пенсии. Не надо сразу представлять наших бабушек, едва сводящих концы с концами и не думающих о дорогих нарядах и украшениях. Здесь все наоборот. Женщина здесь до самой смерти остается женщиной: следит за собой, комбинирует одежду по цветам и стилю, покупает брендовые вещи и делает макияж.

Для итальянского мужчины главное — его внешность и его одежда. Итальянцы очень ухожены. Они следят за своей прической, имеют красивый естественный загар, делают маникюр, носят хорошую стильную обувь и одежду. На протяжении веков в итальянских мужчинах видели образец мужественности, а миф о красивом и обходительном любовнике-итальянце поддерживался серией фильмов, которые стали классикой — таких, как «Дольче Вита» и «Развод по-итальянски» с Марчелло Мастрояни в главной роли. Что касается манеры одеваться, то удивительным является то, что они не читают модных журналов, не следят за трендами на подиумах.

Чтобы понравиться деловому партнеру в Италии, мужчинам и женщинам необходимо иметь хорошую брендовую сумку/портфель, хорошую дорогую брендовую кожаную обувь, дорогие брендовые часы и еще массу того, о чем шла речь выше. Одежда для итальянцев — это нечто большее, чем одежда… это их способ самовыражения, это их отношение к себе и к миру.

Можно рассуждать про глобализацию очень долго и говорить, что мы становимся похожими друг на друга,— это общие слова. Когда речь заходит о конкретной стране, то становится очевидным, какие мы разные. Мне нравится выражение «думай глобально, а действуй локально». Поэтому старайтесь быть похожими на тех, с кем приехали пообщаться. Вы станете им понятнее, и они отнесутся к вам с доверием. Если в результате переодеваний вас примут в Германии за немца, в Англии за англичанина, в Италии за итальянца, а во Франции за француза, то считайте, что вы превзошли самого себя.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики