Kcell растет без оглядки на рынок

Ведущий оператор на телекоммуникационном рынке по объему дохода и абонентской базе, компания Kcell, в очередной раз подтвердил высокий статус лидера. По итогам первого полуго дия 2013 года Kcell продемонстрировал рост дохода и перешагнул 14‑миллионный рубеж пользователей

Али Аган
Али Аган

На прошлой неделе компания Kcell объявила о результатах своей деятельности за январь-июнь 2013 года. Согласно финансовым данным, компания продолжает показывать положительную динамику по всем ключевым финансовым показателям. В частности, доход компании составил 89,3 млрд тенге, что на 4,1% больше, чем за период январь-июнь 2012 года; свободный денежный поток вырос до 37,6 млрд тенге с 25,4 млрд в 2012 году; денежный поток от операционной деятельности увеличился до 46,5 млрд тенге с 39,9 млрд тенге в 2012 году; соотношение собственного капитала к активам составило 44,2%; капитальные расходы сократились до 5,9 млрд тенге, при этом отношение капитальных расходов к продажам уменьшилось до уровня 12,5% против 17,3% в прошлом году.

Представляя результаты работы, главный исполнительный директор Kcell г-н Али Аган отметил: «Во втором квартале 2013 года мы сохранили сильные позиции лидера на казахстанском рынке мобильной связи и обеспечили рост доходов за счет услуг передачи данных. Благодаря тому, что мы постоянно сосредоточены на экономической эффективности, рентабельность по EBITDA остается на уровне, превышающем 55%. Наряду с этим наша клиентская база постоянно растет и в настоящее время насчитывает четырнадцать миллионов пользователей».

Несмотря на то что рынок мобильной связи в Казахстане является преимущественно рынком услуг голосовой связи и доля «голоса» в общем объеме совокупной выручки рынка по-прежнему велика, за последние несколько лет наибольший рост выручки у сотовых операторов был в сегменте передачи данных. Голосовая связь максимально близка к насыщению, и потенциал роста здесь уже практически исчерпан: по оценке игроков телекоммуникационного рынка, уже сегодня на каждого жителя страны приходится по 1,4 сотового телефона.

Зато услуги по мобильному доступу в Интернет обещают операторам стабильный рост благодаря нескольким факторам. Прежде всего тому, что в Казахстане стандарт передачи данных 3G — зарождающийся рынок, рост которого ограничен количеством смартфонов на душу населения. Если будет решен вопрос с недорогими и доступными смартфонами, емкость этого рынка возрастет в разы, что непременно отразится на финансовом состоянии операторов сотовой связи. Во-вторых, усилиями сотовых операторов мобильный Интернет с каждым годом становится более доступным: базовые станции и сети тянутся уже и в самые отдаленные уголки нашей страны. Увлечение клиентов мобильным контентом и социальными сетями — бесспорный драйвер для сотовых операторов.

В Kcell не раз подчеркивали, что рассматривают Data-услуги первостепенными в своей деятельности и намерены поддерживать это направление, сохраняя лидирующие позиции. Как следствие, за первое полугодие текущего года выручка Kcell от услуг передачи данных выросла на 38,8% до 11,6 млрд тенге. Объем передачи данных увеличился на 119,3%, составив 6,5 млн Гб.

Серьезной статьей дохода для сотовых операторов становятся развлекательные сервисы.

В Kcell доход от дополнительных услуг вырос на 10,9%, составив 8,1 млн тенге. Рост был связан с увеличением выручки от предоставления инновационных и привлекательных с точки зрения контента услуг, таких как «Черный и белый список», «Денежные переводы», «Экстра баланс» и других информационно-развлекательных услуг, способствующих увеличению дохода оператора.

Увеличение продемонстрировала также клиентская база Kcell, которая во втором квартале приросла более чем на 300 тысяч абонентов, увеличившись таким образом до 14,1 млн человек. Если сравнить второй квартал 2012 года со вторым кварталом 2013 года, этот рост составил 20% — с 11,6 млн до 14 млн человек. При этом средняя выручка одного абонента Kcell (ARPU) в тенговом исчислении немного сократилась на фоне снижения среднемесячного трафика (MOU): со 168 минут во втором квартале 2012 года до 152 минут во втором квартале 2013 года вследствие ценовой конкуренции между операторами связи.

«Абонентская база Kcell растет постоянно, что является хорошим показателем на конкурентном рынке Казахстана. Абоненты выбирают нас не только за качественную сеть, но также высокий сервис. На сегодняшний день проникновение сотовой связи в Казахстане больше 170%, что указывает на достаточно конкурентный рынок. Несмотря на такие серьезные вызовы, команда Kcell показывает хорошие результаты»,— считает г-н Аган.

Лидирующую позицию Kcell поддерживает ее клиентоориентированный подход, сильные местные бренды, обширная сеть сбыта и высокое качество сетей. Компания разрабатывает услуги и тарифные планы в соответствии с потребностями и предпочтениями абонентов.

Инвестиции в будущее

Для того чтобы оставаться на лидирующих позициях и в будущем предоставлять клиентам качественный широкополосный доступ к мобильному Интернету, необходимо постоянно инвестировать в инфраструктуру и технологическое развитие сети. Kcell стремится поддерживать отличное качество сетей, чтобы гарантировать абонентам услуги высокого качества. На сегодняшний день сети компании обеспечивают значительное покрытие — 95,4% населения Казахстана. Кроме того, Kcell проводит активную политику по внедрению услуг стандарта 3G. Уже сейчас компания наращивает преимущества по качеству и покрытию сетью 3G, развернув сеть во всех крупных региональных центрах страны и продолжает развивать ее, создавая дополнительные базовые станции. Сегодня 45% сайтов сети Kcell работают в системе 3G.

Компания стремится соответствовать высоким стандартам обслуживания клиентов, поэтому поддержание качества сети является основным приоритетом ее стратегии. Она направляет значительные капитальные вложения на развитие сети и намерена продолжать эти инвестиции в дальнейшем. Кроме того, большинство базовых станций 3G при необходимости можно легко модернизировать до LTE. Компания проводит испытания LTE технологии, чтобы быть готовыми к развертыванию сети данного стандарта.

Тем не менее в компании осторожно подходят к вопросам повышения обязательств, понимая всю ответственность перед инвесторами. По итогам 1 полугодия отношение заемного каптала к собственному составило 77,6%, что характеризуется как взвешенная долговая политика. Успех Kcell признали международные эксперты. Компания стала победителем в номинации «Лучшее IPO в Центральной и Восточной Европе» в 2012 году по версии журнала EMEA Finance. Компания была также награждена за лучшую программу депозитарных расписок (банк-депозитарий Deutsche Bank) в 2012 году. В церемонии награждения, которая состоялась 20 июня 2013 года в Лондоне в формате ежегодного благотворительного ужина, приняли участие председатель совета директоров Kcell Иан Эрик Рудберг и топ-менеджмент компании. Это первая международная награда, которую получила казахстанская компания, осуществившая IPO за пределами Казахстана за последние 5 лет. 

Kcell намерен удерживать лидирующие позиции на рынке сотовой связи, предлагая продукты и услуги по конкурентным ценам, расширяя предложение продуктов и услуг, поддерживая высокое качество сетей и укрепляя позиции брендов. Компания пообещала, что сосредоточит свои усилия на создании специальной стратегии ценообразования для сохранения лидирующих позиций на массовом рынке и в корпоративном сегменте, а также стимулирования перехода абонентов от системы предоплаты к постоплатной договорной системе оказания услуг. Чтобы поддерживать высокое качество своих сетей и значительное покрытие, Kcell панирует оптимизировать объем капитальных затрат, необходимых для инвестиций в оборудование и развитие инфраструктуры, в том числе для внедрения новых технологий. Стратегия роста Kcell также направлена на улучшение качества оказываемых услуг, что должно приводить к повышению удовлетворенности клиентов, увеличению показателей удержания имеющихся клиентов и расширению абонентской базы.

 «Мы по-прежнему сосредоточены на генерировании денежного потока, гарантируя при этом сохранение компанией Kcell своих лидирующих позиций на казахстанском рынке мобильной связи, и максимизации потенциала роста предлагаемых услуг передачи данных в соответствии со стратегией, которую мы наметили в процессе листинга компании,— рассказывает Али Аган. — Мы приложим все усилия для сохранения лидирующих позиций на рынке Казахстана, учитывая усиление конкуренции и фокусируясь на инновациях, чтобы находиться на переднем крае технологического развития и удовлетворять постоянно меняющиеся потребности наших клиентов».

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики