Что кончается на ЕНТ

Редакционная статья

Что кончается на ЕНТ

Единое национальное тестирование (ЕНТ) очень удобно. Удобно для школьников, особенно для тех, у кого устойчивая психика и кто понимает, что ЕНТ сдать проще, чем экзамен. Для бизнесменов, торгующих шпаргалками, которые можно купить через интернет-сайты по две тысячи тенге за предмет, они компактны и удобны в использовании, их создатели гарантируют получение 23–25 баллов. А еще оно удобно тем, что его можно реформировать, корректировать, делить на два уровня, словом, совершенствовать, не меняя при этом самой системы образования.

Например, в этом году тестирование будет проводиться с 1 по 15 июня, то есть сроки увеличились на пять дней. Зато членов приемной комиссии будет меньше — пять человек вместо прежних одиннадцати. Будет введен дополнительный контроль со стороны региональных департаментов по контролю в сфере образования. Они были созданы осенью прошлого года, и в числе их задач — участие в организации и проведении единого национального тестирования. Кроме того, в этом году в каждом варианте вопросов по математике предусмотрен один логический вопрос — чтобы определить способности выпускника к мышлению и анализу. Последнее новшество — ответ на упреки тех, кто считает, что ориентация учебной практики на подготовку к сдаче ЕНТ отучает школьников мыслить и логически рассуждать. ЕНТ удобно и тем, что оно в глазах общества стало воплощением всех недостатков и пороков системы среднего и высшего образования, поэтому его можно критиковать, не боясь кого-то обидеть.

Совершенствование ЕНТ никак не сказывается на качестве образования. Тестирование направлено на то, чтобы выявить тех, кто лучше усвоил и способен применить тот набор знаний и умений, который ему предложили в школе. Качество этого набора никто не оценивает. Бюрократическая система на любой вызов дает свой специфический ответ. Президент поставил задачу повышения качества образования — министерство создало во всех областях региональные департаменты по контролю за качеством образования. Школы будут сдавать планы и отчеты на тему повышения качества. Учителя к ним давно привыкли и лишняя дюжина планов-отчетов их не слишком расстроит. Чиновники из департамента — контролировать и инспектировать. Особое внимание будут уделять оформлению документов, тем более что на их изучение времени обычно все равно не хватает.

Конечно, какая-то часть учителей понимает, что качество школьного образования стремительно снижается, точнее, уже снизилось. Некоторые родители тоже беспокоятся.

В конце 2010 года центр социальных и политических исследований «Стратегия» провел исследование по ситуации в сфере школьного образования. Были, помимо прочего, опрошены родители и учителя. Выяснилось, что примерно половина тех и других находит эту ситуацию удовлетворительной. Что касается ЕНТ, то к его достоинствам опрошенные отнесли только оперативность в проверке знаний. Недостатков нашли куда больше. Во-первых, потеря навыков рассуждения и аргументации у учеников. Во-вторых, психологическое напряжение как у школьника, так и у его родителей. Наконец, высокая зависимость от удачи и, как ни странно, коррупция. Только 31% учителей из опрошенных согласились с тем, что ЕНТ является хорошим показателем качества образования ученика.

При этом выявились существенные различия в оценках учителей в зависимости от стажа работы и языка обучения в школе, где они работают. Самыми критичными оказались те, у кого стаж работы 20–27 лет. Чем меньше был стаж, тем более оптимистичными были оценки. В школах с казахским языком обучения было больше оптимистов (33% оценили ситуацию в сфере школьного образования как благополучную), а в русскоязычных больше пессимистов (благополучной ситуацию сочли лишь всего 18%). То есть текущее отношение к ЕНТ скорее критическое, чем одобрительное. Но социально-демографические тенденции для ЕНТ благоприятны. Школ с казахским языком обучения и молодых учителей с каждым годом становится все больше, следовательно, доля учителей, оценивающих ситуацию с образованием в целом (и ЕНТ в частности) как благополучную, будет постоянно расти.

Единственная проблема, печальное наследие дореформенных времен, мешающее школам и департаментам совершенствовать образовательный процесс и ускоренными темпами приближаться к болонским и туринским стандартам, — это дети. Они в образовательный процесс плохо вписываются.