Война с госдолгом

Страны G20 согласились с необходимостью сокращать уровень госдолга. МВФ и Всемирный банк приготовят свои предложения в этой сфере уже к осени. Однако, указывают как политики, так и эксперты, несмотря на необходимость подобных мер, далеко не все страны готовы заниматься сокращением расходов, ожидая более благоприятной экономической конъюнктуры для этого

Война с госдолгом

19-20 июля в Москве прошла встреча министров финансов и управляющих центральных банков «Группы двадцати». В повестке заседания было множество актуальных вопросов, в том числе – рамочное соглашение по обеспечению уверенного, устойчивого и сбалансированного роста; реформа международной финансовой архитектуры; прогресс реализации мер в области финансового регулирования и обеспечения доступа к финансовым услугам, а также финансирование инвестиций, противодействие размыванию налоговой базы и перемещению прибыли.

Одним из важнейших вопросов, обсуждавшихся в рамках мероприятия, была проблема высокого уровня госдолга в ряде ведущих мировых стран. Тема нашла отражение в итоговом коммюнике встречи, а МВФ и Всемирный банк обязались к октябрю подготовить предложения по управлению госдолгом. «Важным средством достижения большей устойчивости государственных финансов является укрепление существующих практик управления государственным долгом. Мы приветствуем намерение МВФ и Всемирного банка рассмотреть и актуализировать руководящие принципы по управлению государственным долгом в свете накопленного на данный момент опыта. Мы ожидаем отчета о ходе выполнения работы на саммите лидеров в сентябре и первоначальных предложений по актуализации руководящих принципов к нашей встрече в октябре. Мы также призываем ОЭСР подготовить к нашей следующей встрече предварительный доклад по актуализации передового опыта ОЭСР в вопросах привлечения, управления и погашения госдолга, включая государственные гарантии», – говорится в коммюнике.

События последних лет подчеркнули важность для всех стран вопроса долговой устойчивости. «Поэтому, – отмечается в документе, – мы одобряем, что МВФ и Всемирный банк в своей деятельности уделяют непрерывное внимание этому вопросу и подтверждаем нашу поддержку внедрению механизма по анализу приемлемости уровня задолженности, выработанного МВФ и Всемирным банком для стран с низким уровнем доходов в целях содействия устойчивому финансированию и устойчивому росту». Успешная реализация инициативы по облегчению долгового бремени для бедных стран с высоким уровнем задолженности и многосторонней инициативы по списанию долга, улучшение экономических прогнозов способствовали расширению и разностороннему развитию финансовых перспектив для стран с низким уровнем доходов, чем они могут успешно воспользоваться для повышения потенциала роста, полагают в G20.

Министр финансов РФ Антон Силуанов по итогам встречи в Москве заявил, что страны G20 считают необходимым снижать избыточную долговую нагрузку, отметив, что «все страны согласились снижать долговую нагрузку». Остался вопрос конкретики: кто, как и когда будет это делать, так как не все готовы решать вопрос уже сейчас. "Некоторые говорят: "Давайте мы подождем, пока экономика стабилизируется и покажет позитив, тогда будет больше возможностей для снижения уровня госдолга",– указал министр.

Самый большой госдолг сейчас в Японии – там его уровень превышает 200% от ВВП, напоминает аналитик финансовой компании AForex Нарек Авакян. Однако лишь 5% из этого принадлежит иностранным инвесторам; собственным японским фондам и корпорациям принадлежит 95% долга страны, и вряд ли они будут топить лодку, на которой плывут. Самая же тяжелая ситуация с госдолгом сейчас в Еврозоне: так, Греции, несмотря на все принятые меры, до сих пор не удалось снизить уровень долга, который сейчас превышает 120% от ВВП; в целом же по региону долги составляют около 100% от ВВП. Тем не менее в самой большой долговой яме находится не европейская, а именно американская экономика: по моим оценкам, уровень долговой нагрузки на экономику (госдолг, долги населения, корпораций и муниципалитетов) превышает 85 трлн долларов, это почти в 5.7 раза больше объема ВВП.

При этом уже существующие материалы МВФ-Всемирного банка посвящены не сокращению, а управлению госдолгом, указывает председатель правления инвестиционной компании Concern General Invest Андрей Никитюк. Основная их цель – обеспечить прозрачность и стабильность рынков государственных заимствований при сохранении приемлемой стоимости обслуживания долга. При этом для развитых стран во главу угла ставятся рыночные риски/риски ликвидности гособлигаций, а для развивающихся – именно риски невозможности пролонгации/технического дефолта. И вероятно, что новые материалы в октябре 2013 года будут содержать чуть больше указаний на полезность низкой долговой нагрузки в новых условиях. И это, в каком-то смысле, победа стран с низкой долговой нагрузкой (в т.ч. России), так как станет еще одним аргументом для стран с раздутым неуправляемым госдолгом.

Госдолг же, отмечает эксперт, можно сокращать через одновременное сокращение госрасходов (яркий пример – меры жёсткой экономии бюджета в Греции и на Кипре) и повышение госдоходов (программы приватизации). Еще один радикальный вариант: в случае, когда госдолг номинирован в национальной валюте, занижение курса может уменьшить тяжесть выплат внешнего долга, однако это одновременно снижает покупательную способность валюты, разгоняет инфляцию и ударяет по сбережениям населения.

И все же озвученные предложения очень позитивны для мировой экономики – тем более, что оно подтолкнет страны к более эффективному следованию нормам экономии и перераспределения бюджетных средств, указывает аналитик МФХ FIBO Group Анатолий Воронин. Не отслеживая расходные статьи, будет крайне сложно получить максимальный эффект от антикризисных мер, и в этом свете предложения по управлению госдолгом могли бы сработать в качестве своеобразного драйвера.

Предложение своевременное, соглашается аналитик Инвесткафе Андрей Шенк, и в целом оно может стать эффективной мерой антикризисного управления и централизованного контроля за бюджетными расходами проблемных стран; при этом будут разработаны универсальные правила, которые станут действовать на всех участников. В идеале можно было бы установить потолок госдолга  в 15% от ВВП, но на такие меры многие члены сейчас не смогут пойти, так как это приведет к сокращению рабочих мест в госсекторе, а также может замедлить экономический рост.  Скорее всего, пока страны не выйдут из рецессии, потолок будет на более высоком уровне. Однако, полагает эксперт, в принципе мера может не просто ограничивать потолок госдолга, а ограничивать конкретные статьи расходов в бюджете: например – расходы на содержание аппарата чиновников и другие аналогичные статьи.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее