Война с госдолгом

Страны G20 согласились с необходимостью сокращать уровень госдолга. МВФ и Всемирный банк приготовят свои предложения в этой сфере уже к осени. Однако, указывают как политики, так и эксперты, несмотря на необходимость подобных мер, далеко не все страны готовы заниматься сокращением расходов, ожидая более благоприятной экономической конъюнктуры для этого

Война с госдолгом

19-20 июля в Москве прошла встреча министров финансов и управляющих центральных банков «Группы двадцати». В повестке заседания было множество актуальных вопросов, в том числе – рамочное соглашение по обеспечению уверенного, устойчивого и сбалансированного роста; реформа международной финансовой архитектуры; прогресс реализации мер в области финансового регулирования и обеспечения доступа к финансовым услугам, а также финансирование инвестиций, противодействие размыванию налоговой базы и перемещению прибыли.

Одним из важнейших вопросов, обсуждавшихся в рамках мероприятия, была проблема высокого уровня госдолга в ряде ведущих мировых стран. Тема нашла отражение в итоговом коммюнике встречи, а МВФ и Всемирный банк обязались к октябрю подготовить предложения по управлению госдолгом. «Важным средством достижения большей устойчивости государственных финансов является укрепление существующих практик управления государственным долгом. Мы приветствуем намерение МВФ и Всемирного банка рассмотреть и актуализировать руководящие принципы по управлению государственным долгом в свете накопленного на данный момент опыта. Мы ожидаем отчета о ходе выполнения работы на саммите лидеров в сентябре и первоначальных предложений по актуализации руководящих принципов к нашей встрече в октябре. Мы также призываем ОЭСР подготовить к нашей следующей встрече предварительный доклад по актуализации передового опыта ОЭСР в вопросах привлечения, управления и погашения госдолга, включая государственные гарантии», – говорится в коммюнике.

События последних лет подчеркнули важность для всех стран вопроса долговой устойчивости. «Поэтому, – отмечается в документе, – мы одобряем, что МВФ и Всемирный банк в своей деятельности уделяют непрерывное внимание этому вопросу и подтверждаем нашу поддержку внедрению механизма по анализу приемлемости уровня задолженности, выработанного МВФ и Всемирным банком для стран с низким уровнем доходов в целях содействия устойчивому финансированию и устойчивому росту». Успешная реализация инициативы по облегчению долгового бремени для бедных стран с высоким уровнем задолженности и многосторонней инициативы по списанию долга, улучшение экономических прогнозов способствовали расширению и разностороннему развитию финансовых перспектив для стран с низким уровнем доходов, чем они могут успешно воспользоваться для повышения потенциала роста, полагают в G20.

Министр финансов РФ Антон Силуанов по итогам встречи в Москве заявил, что страны G20 считают необходимым снижать избыточную долговую нагрузку, отметив, что «все страны согласились снижать долговую нагрузку». Остался вопрос конкретики: кто, как и когда будет это делать, так как не все готовы решать вопрос уже сейчас. "Некоторые говорят: "Давайте мы подождем, пока экономика стабилизируется и покажет позитив, тогда будет больше возможностей для снижения уровня госдолга",– указал министр.

Самый большой госдолг сейчас в Японии – там его уровень превышает 200% от ВВП, напоминает аналитик финансовой компании AForex Нарек Авакян. Однако лишь 5% из этого принадлежит иностранным инвесторам; собственным японским фондам и корпорациям принадлежит 95% долга страны, и вряд ли они будут топить лодку, на которой плывут. Самая же тяжелая ситуация с госдолгом сейчас в Еврозоне: так, Греции, несмотря на все принятые меры, до сих пор не удалось снизить уровень долга, который сейчас превышает 120% от ВВП; в целом же по региону долги составляют около 100% от ВВП. Тем не менее в самой большой долговой яме находится не европейская, а именно американская экономика: по моим оценкам, уровень долговой нагрузки на экономику (госдолг, долги населения, корпораций и муниципалитетов) превышает 85 трлн долларов, это почти в 5.7 раза больше объема ВВП.

При этом уже существующие материалы МВФ-Всемирного банка посвящены не сокращению, а управлению госдолгом, указывает председатель правления инвестиционной компании Concern General Invest Андрей Никитюк. Основная их цель – обеспечить прозрачность и стабильность рынков государственных заимствований при сохранении приемлемой стоимости обслуживания долга. При этом для развитых стран во главу угла ставятся рыночные риски/риски ликвидности гособлигаций, а для развивающихся – именно риски невозможности пролонгации/технического дефолта. И вероятно, что новые материалы в октябре 2013 года будут содержать чуть больше указаний на полезность низкой долговой нагрузки в новых условиях. И это, в каком-то смысле, победа стран с низкой долговой нагрузкой (в т.ч. России), так как станет еще одним аргументом для стран с раздутым неуправляемым госдолгом.

Госдолг же, отмечает эксперт, можно сокращать через одновременное сокращение госрасходов (яркий пример – меры жёсткой экономии бюджета в Греции и на Кипре) и повышение госдоходов (программы приватизации). Еще один радикальный вариант: в случае, когда госдолг номинирован в национальной валюте, занижение курса может уменьшить тяжесть выплат внешнего долга, однако это одновременно снижает покупательную способность валюты, разгоняет инфляцию и ударяет по сбережениям населения.

И все же озвученные предложения очень позитивны для мировой экономики – тем более, что оно подтолкнет страны к более эффективному следованию нормам экономии и перераспределения бюджетных средств, указывает аналитик МФХ FIBO Group Анатолий Воронин. Не отслеживая расходные статьи, будет крайне сложно получить максимальный эффект от антикризисных мер, и в этом свете предложения по управлению госдолгом могли бы сработать в качестве своеобразного драйвера.

Предложение своевременное, соглашается аналитик Инвесткафе Андрей Шенк, и в целом оно может стать эффективной мерой антикризисного управления и централизованного контроля за бюджетными расходами проблемных стран; при этом будут разработаны универсальные правила, которые станут действовать на всех участников. В идеале можно было бы установить потолок госдолга  в 15% от ВВП, но на такие меры многие члены сейчас не смогут пойти, так как это приведет к сокращению рабочих мест в госсекторе, а также может замедлить экономический рост.  Скорее всего, пока страны не выйдут из рецессии, потолок будет на более высоком уровне. Однако, полагает эксперт, в принципе мера может не просто ограничивать потолок госдолга, а ограничивать конкретные статьи расходов в бюджете: например – расходы на содержание аппарата чиновников и другие аналогичные статьи.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики