Замаячила угроза

Разгорается яростная борьба за огромный китайский рынок смартфонов

Замаячила угроза

После того, как в прошлом году Китай стал главным рынком смартфонов на планете, динамика в этом секторе значительно изменилась. До этого события - кстати, в основном оставшегося незамеченным, рынок характеризировался соперничеством между Apple и Samsung Electronics, которые преуспели в удовлетворении спроса развитых стран на дорогие телефоны, ставшие непременным атрибутом уважающего себя человека.

Однако за прошедший год произошли серьезные перемены. Сейчас резко выросло число телефонов, продаваемых на развивающихся рынках. Именно там будет происходить основной рост продаж уже в ближайшие годы. Перенос акцентов на развивающиеся экономики предоставил китайским производителям телефонов отличную возможность попытаться догнать, а там, глядишь, и обогнать американских и южнокорейских конкурентов.

Huawei, Lenovo, ZTE, Coolpad, Xiaomi и Oppo, главные производители смартфонов в  Поднебесной, наращивают обороты. Samsung, правда, пока еще держится, а вот Apple начинает постепенно сдавать позиции. По итогам первого квартала этого года на долю южнокорейского гиганта, по данным исследовательской компании  Canalys, приходились 20% китайского рынка смартфонов. Apple же, имеющий 8%, пропустил вперед нескольких китайских производителей. На 3 и 4 местах расположились хорошо известные за пределами КНР Huawei и Lenovo.

Однако в Китае, на территории которого собираются две трети всех смартфонов планеты, есть и около 400 других, менее известных или совсем неизвестных за рубежом компаний, производящих телефоны. Второе место с 10% занимает как раз такая малоизвестная компания – Coolpad. Она совершила впечатляющий прыжок с прошлогоднего седьмого места.

Покупателей сотовых телефонов в Поднебесной прежде всего волнуют цены. Дело в том, что большинство смартфонов там, в отличие от США и Европы, продаются без субсидий операторов, которые снижают цены. Еще одна отличительная особенность китайского рынка заключается в том, что жители КНР значительно чаще других меняют трубки. Они делают это в среднем раз в полгода, тогда как в развитых странах – раз примерно в два года. Такая быстрая смена приводит к большим колебаниям на рынке, где капитализация и положение компаний могут меняться примерно с такой же скоростью.

 

Дешевые модели - перспективнее

 

Прочные позиции Apple и Samsung в дорогом сегменте рынка позволяют им получать львиную долю прибыли от продажи дорогих смартфонов в Китае. Доля Apple в сегменте телефонов стоимостью 450 долларов и дороже, утверждает брокерская фирма Sanford C. Bernstein, составляет 55%, а Samsung – 40. Однако рост в этом сегменте замедляется на глазах. Аналитики из Bernstein прогнозируют, что продажи смартфонов дороже 450 долларов в Китае в этом году вырастут до 296 млн. В 2012 году таких телефонов продано 235 млн. Рост, казалось бы, неплохой, но специалисты прогнозируют, что на 300 млн он остановится.

Совсем иная картина в сегменте смартфонов не дороже 200 долларов. В этом году им предсказывают рост до 400 млн. В прошлом году таких смартфонов продано 234 млн. Ожидается, что в 2015 году продажи достигнут уже 685 млн.

Объяснение такому резкому скачку в продажах дешевых смартфонов заключается, конечно, в их дешевизне (относительной, естественно). Цена на них так резко снизилась, что сотни миллионов китайцев могут позволить себе купить новую трубку, чтобы не страдать от отсутствия тех или иных функций, которых нет на устаревших моделях.

 

С выходом - проблемы

 

Конечно, конкурировать на территории Китая с китайскими производителями нелегко. Показателен следующий пример. В прошлом году в КНР выпустили Goophone i5, клон «яблочного» iPhone 5, еще до появления его в продаже. Продавался он за 150 долларов и был внешне очень похож на iPhone 5, но отличался от него тем, что работал на Android.

В Поднебесной дела китайских производителей обстоят неплохо. Теперь самое время выходить за границы страны. Coolpad уже заключил договор с сотовым оператором MetroPCS и продает в Соединенных Штатах свои Quattro 4g. Оценки китайского продукта пока самые разные.

Конечно, у Huawei, доход которого в прошлом году составил 220 млрд юаней (35,8 млрд долларов), запросы и цели на международных рынках выше. В прошлом месяце компания представила в Лондоне свой новый телефон - Ascend P6 6-миллиметровой толщины, в котором отчетливо угадываются черты трубок как Apple, так и Samsung. Он неспособен работать на новой технологии мобильной связи 4G. С другой стороны, он намного дешевле iPhone 5 и Galaxy S4. В Китае он стоит около 430 долларов.

Huawei намерен продавать его в ста странах, включая США и Европу. Однако в Америке он не продается, потому что компания занесена в черный список из-за предполагаемых связей с китайской армией. Huawei обвинения отвергает.

 

Туманные планы

 

Apple, как всегда, хранит планы в тайне, но специалисты полагают, что американскому гиганту придется продавать более дешевые модели. Если он, конечно, намерен сохранить китайский рынок.

Дальнейшая стратегия во многом будет зависеть от переговоров, которые Apple  ведет с крупнейшим в Поднебесной оператором сотовой связи China Mobile, о продаже iPhone. Если они закончатся успешно, то американцы легко увеличат продажи и прибыль.

Генеральный директор Apple Тимоти Кук заявил в апреле, что компания планирует в течение двух следующих лет удвоить количество своих магазинов в КНР. Сейчас их, напомним, 11.

Положение Samsung, по мнению большинства специалистов, несколько лучше, чем у главного конкурента. Корейскому производителю будет легче воспользоваться ожидаемым всплеском популярности дешевых смартфонов, потому что он уже продает в Китае три модели, которые стоят дешевле 450 долларов: Galaxy Grand (440 долларов), Galaxy Style (277) и Galaxy Trend (146).

Ситуация на китайском рынке важна для производителей еще и потому, что успех на нем способен помочь небольшим компаниям нарастить «мышцы» для выхода на развивающиеся рынки в других странах. Несмотря на то, что в Китае собирают два из каждых трех смартфонов, китайским производителям пока еще с очень большим трудом удается продавать смартфоны под «родными» брендами.

И хотя позиции Apple и Samsung выглядят пока прочными, основания для беспокойства у них имеются. Если они потеряют свои позиции на китайском рынке, этим незамедлительно воспользуются другие игроки, главным образом - китайские, которые затем начнут теснить их и на других рынках.

Статьи по теме:
Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом