Зоны здесь тихие

Вице-министр индустрии и новых технологий Казахстана Альберт Рау обозначил проблемы развития СЭЗ в Казахстане

Анализ показывает, что действующие свободные экономические зоны (СЭЗ) можно разделить на три группы. К первым относятся те, по которым выстроены модели развития, привлечен профессиональный менеджмент, имеются четкие перспективы развития. «К таким СЭЗ относятся: «Астана — Новый город», «Национальный индустриальный нефтехимический парк», «Химический парк Тараз», Парк инновационных технологий»,— полагает г-н Рау. Ко второй группе он отнес СЭЗ, у которых «умеренные результаты развития, но потенциал для достижения положительных результатов не задействован по ряду причин». Это «Морпорт Актау», «Сарыарка», «Хоргос — Восточные ворота», «Бурабай», «Павлодар». Третья группа СЭЗ, по словам вице-министра, отличается слабой инвестиционной активностью и нереализованными планами. Например, «СЭЗ «Онтустик» имеет текстильную направленность, в ней действует пять производств. Несмотря на стопроцентную готовность инфраструктуры и достаточно крупные частные вложения, 24 млрд тенге, пока ожиданий не оправдывает, поскольку объемы производства остаются на низком уровне, есть вопросы по обеспечению сырьем и привлечению управляющей компании»,— сказал он.

В целом руководство страны имеет претензии к работе большинства СЭЗ. «Развитие СЭЗ идет неравномерно, в инфраструктуру вложены значительные суммы (97 млрд тенге – прим. «Эксперт-Казахстан»), однако работа по привлечению управляющих компаний и инвесторов ведется недостаточно активно, и мы должны четко определиться со стратегией развития каждой СЭЗ и довести до логического завершения то, что было создано»,— сказал премьер-министр страны Серик Ахметов. По его словам, нужно еще раз обратить внимание на критерии отбора проектов, размещаемых на территории СЭЗ, с упором на высокотехнологичные начинания. Также он считает необходимым привлекать к управлению СЭЗ компании с международным опытом.

В результате премьер возложил ответственность за развитие СЭЗ на министерство индустрии и новых технологий, а также министерство регионального развития.  Министерству экономики и бюджетного планирования поручено проработать вопрос по механизму финансирования деятельности управляющих компаний. Также г-н Ахметов назначил ответственным и куратором по СЭЗ «Онтустик» лично министра экономики и бюджетного планирования Ерболата Досаева, по СЭЗ «Сарыарка» — министра индустрии Асета Исекешева, по СЭЗ «Хоргос — Восточные ворота» — главу КТЖ Аскара Мамина. Также премьер рекомендовал последнего назначить и куратором по СЭЗ «Морпорт Актау».

Единым оператором спецзон определено национальное агентство по экспорту и инвестициям Kaznex Invest. «Перед ним поставлена задача — определение эффективности каждой СЭЗ, выстраивание эффективности системы управления, определение специализации и кластерного развития с учетом вхождения в ЕЭП и ВТО»,— сказал Альберт Рау. В итоге по каждой СЭЗ до конца года будет определен среднесрочный план развития с привязкой ко второй пятилетке реализации ГПФИИР. Будут учтены все реально достижимые ключевые индикаторы.

Из всех действующих СЭЗ похвастаться какими-то ощутимыми результатами пока может, пожалуй, лишь астанинская зона, где действительно выпускается продукция — например, по сборке локомотивов, электровозов и пассажирских вагонов. Что касается других площадок — неясно, как попал в список развитых СЭЗ с профессиональным менеджментом «Национальный индустриальный нефтехимический парк» или во вторую группу — СЭЗ «Бурабай». Единственный проект, которым может похвастаться НИМП — это строительство интегрированного газохимического комплекса в Атырауской области. Проект компания SAT&Company заявила почти 10 лет назад, и до сих пор не реализована даже первая фаза. Все достижения СЭЗ «Бурабай» ограничиваются возведением гостиничного комплекса Burabay Lake Resorts Hotel.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее