Вредная торговля

Глава ВТО Паскаль Лами заявил, что региональные объединения, в которые все чаще входят мировые страны, вредят глобальной торговле и сомнительны с точки зрения своей продуктивности. Эксперты считают, что в дальнейшем все же региональные альянсы будут играть все более важную роль в мировой торговле

Вредная торговля

Паскаль Лами, глава Всемирной торговой организации, считает, что торговые переговоры между ЕС и США, а также другие подобные региональные соглашения и инициативы «сомнительны» из-за их несогласованности с глобальными трендами по либерализации в области торговли. Об этом он заявил Financial Times.

Начавшиеся в этом месяце торговые переговоры между ЕС и США были объявлены как самое значительное двустороннее торговое соглашение, когда-либо заключенное между странами. Соглашение принесет Евросоюзу 100 млрд фунтов стерлингов, США — 80 млрд, остальным странам — 85 млрд, при этом договор добавит 0,5% ВВП странам Евросоюза к 2027 г., США – 0,4%,

Все это совпало со всплеском интереса к региональным торговым переговорам, в том числе пятилетним переговорам 11 стран Тихоокеанского партнерства (Trans Pacific Partnership), к которому присоединится Япония как раз на следующей неделе. Действия по созданию их партнерства пока ничем не завершились, к тому же теперь неясно, как линия ЕС - США впишется в существующую систему мировой торговли и можно ли вообще совместить различные правила. Переговоры между ЕС и США также проходят в период роста напряженности в торговых отношениях между Китаем, с одной стороны, и ЕС с США, с другой - на рынке солнечных батарей.

Рост таких усилий рассматривается как серьезный вызов зашедшим в тупик странам, входящим в ВТО, полагает Паскаль Лами. В интервью Financial Times нынешний глава ВТО, которому осталось побыть на этом посту несколько недель после восьми лет работы, раскритиковал подобные региональные переговоры. Как считает Лами, неясно, продумали официальные лица в Вашингтоне, Брюсселе и Токио или нет, как трансатлантическое и транстихоокеанское соглашения будут сочетаться друг с другом в дальнейшем.

Опыт показывает, что двусторонние и региональные соглашения могут быть ступеньками, а не целью для крупных многосторонних сделок, считает глава ВТО. Растущее значение нетарифных барьеров - таких, как стандарты безопасности пищевых продуктов и автосектора - означает, что перспектива таких соглашений может быть тяжелой в будущем. Регулирующие нормы отношений двусторонних или регионального уровня могут привести к углублению региональной интеграции, полагает он. Но это также может усложнить процесс достижение глобальных соглашений в части нормативных актов и даже создать новые барьеры в торговле.

«Этот вопрос на данный момент не имеет ответа… Когда я поднимаю его в Брюсселе, они говорят мне: "Не волнуйтесь, мы сделаем все понятным". Когда я еду в Вашингтон и задаю этот же вопрос, они говорят: "Не волнуйтесь, мы сделаем все понятным". И когда я приезжают в Токио и говорю: «Кто собирается сделать это понятным?» мне отвечают: "Мы не знаем". На самом деле вопрос заключается в том, приведет это к многосторонней конвергенции, или нет", – рассказывает Лами.

К тому же подобные региональные соглашения не решают трудных вопросов - таких, как сельскохозяйственные субсидии. "Ни одна из сторон этих двусторонних, групповых, мини- или мега- [переговоров] никогда не может привести к соглашению: сократить искажающие торговлю сельскохозяйственные субсидии, – полагает Паскаль Лами. – Мы много слышали об этом от ЕС и США, но никто не сказал, что эти два «слона» поставят под удар их искажающие торговлю субсидии". Субсидии, считает глава ВТО, это одна из главных проблем международной торговли, при их сохранении снижение таможенных барьеров может не дать эффекта.

Одним из ярких примеров международных торговых организаций является североамериканская NAFTA (США, Канада, Мексика), рассказывает аналитик Инвесткафе Дарья Пичугина. Основными торговыми партнерами США как по экспорту, так и по импорту являются именно Канада и Мексика, при этом товарооборот между странами с 1994 года вырос более чем 3 раза и достиг 1 трлн долларов в 2011 году. На две страны приходится 32% экспорта США и 26% импорта. При этом в целом импорт США из всех стран мира за тот же период рос меньшими темпами. Примерно такие же тенденции сохраняются и для других региональных соглашений, хотя они выражены слабее, так как кооперация между тремя странами Северной Америки действительно велика и существует довольно долго. Странам выгодно работать вместе с ближайшими соседями, так как это сокращает издержки на транспортировку, снижает культурные барьеры, а в случае, например, таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана позволяет использовать налаженные ещё в прошлом веке синергии между предприятиями регионов.

Между тем, отмечает эксперт, глобальные соглашения на самом деле работают очень слабо, в том числе и потому, что кооперация между соседями уже налажена веками, и дополнительная конкуренция со стороны других стран просто не нужна. Преодолеть такое согласие между соседями будет довольно сложно: вряд ли члены ВТО добровольно согласятся допустить на свои устоявшиеся рынки дополнительных конкурентов. Особенно сложно это представить себе сейчас, когда страны нацелены на защиту собственных производителей на время кризиса. По мнению Дарьи Пичугиной, региональная кооперация в ближайшем будущем будет более важна, чем глобальная.

Теоретически свободная торговля является благом для мировой экономики, потому что снижает совокупные издержки, об этом писал еще Адам Смит, отмечает директор департамента управления активами и исследований рынков МФЦ Илья Сизов. Но есть важные ограничения для этого тезиса: мир неоднороден, и страны, его составляющие, находятся на разных этапах экономического развития. Соответственно - правительства, ставя перед собой задачу поддержания экономического роста, должны учитывать интересы различных групп своего собственного населения и особенно следить за тем, чтобы уровень безработицы не превышал  какие-то разумные пределы. Из этого сразу следует, что импортируемые товары, даже если они дешевле произведенных внутри страны, не являются благом для любой конкретной страны, если ценой такого импорта становится потеря части рабочих мест на внутреннем рынке. Потому власти и вынуждены прибегать к протекционистским мерам, особенно в периоды кризисов, когда обостряется конкуренция между производителями при одновременном ухудшении уровня благосостояния населения.

Еще одним важным моментом для правительств является продовольственная безопасность: национальное сельское хозяйство необходимо сохранять, даже если это и невыгодно с точки зрения издержек - тем более, что будущие риски  не всегда можно адекватно оценить. А вот когда наступит мир во всем мире, тогда и придет эра действительно свободной торговли, но в обозримой перспективе это невозможно, считает эксперт.

И все же в краткосрочной перспективе имеет смысл поддерживать внутренний рынок, поскольку слабый спрос не способствует экономическому росту страны в целом, считает заместитель директора аналитического департамента компании Альпари Дарья Желаннова. Поддержка внутренних производителей повышает экономическую активность внутри страны, создание рабочих мест. В таком контексте торговый протекционизм вполне оправдан. В долгосрочной же перспективе большой прирост будет обеспечивать именно внешняя торговля. Однако это становится возможным, только когда есть адекватный спрос на соответствующую экспортную продукцию, что, в свою очередь, обеспечивается нормальной экономической ситуацией внутри страны. Власти Китая взяли курс на снижение зависимости от экспорта и стимулирование внутреннего спроса посредством активизации кредитования и т. п. Пока стране не удается добиться того, чтобы потери на снижении внешнего спроса компенсировались внутренним потреблением и, возможно, потребуется дополнительное стимулирование.

Между тем - образование международных альянсов говорит о том, что мир не является однополярным, говорит эксперт Общественной думы РФ Сергей Литвиненко. Это позитивно для экономики, поскольку не допускает дискриминации при международном регулировании коммерческой деятельности. Но не обходится здесь и без минусов. Отсутствие взаимных шагов государств по либерализации торговли не способствует расширению товарооборота. Государства, создающие альтернативные таможенные союзы, опасаются нарушения их прав со стороны других держав, которые способны оказывать существенное влияние на принятие решений внутри организаций-гигантов (ВТО, Трансатлантический торговый союз и т.д.). Последние часто критикуются  из-за юридической поддержки международных корпораций, вследствие чего под предлогом распространения свободной торговли на национальные рынки входят дешевые импортные товары, произведенные крупными компаниями. Из-за этого страдают местные производители, неспособные предложить более низкую стоимость.

Поэтому сама по себе модель унитарного международного экономического союза реализует принцип «богатые становятся богаче, а бедные – беднее». Для устранения этого негативного аспекта необходима конкуренция торговых альянсов, чтобы у государств появлялась разумная альтернатива навязываемой либерализации. В мире уже есть один гигант – ВТО со своими лидерами, которые формируют правила игры. Без существования других организаций-конкурентов невозможно справедливое развитие экономик различных регионов, поскольку через бюрократические институты ВТО можно не давать соблюдать правила одним странам и жестко преследовать за любые нарушения другие. Без конкуренции международных альянсов и союзов есть широкий простор для дискриминации.

Безусловно, многие из союзов и зон мешают друг другу. Но в противном случае создается ситуация, когда управление экономическим развитием в мире сосредоточивается в одном центре, который вряд ли будет стремиться справедливо учитывать интересы всех государств. Поэтому лучше будет сохранять тенденции на существование нескольких подобных институтов, чем под термином «либерализация» понимать угнетение национальных экономик путем введения запретов на поддержку предпринимательства и навязыванием импорта товаров не самого высшего качества. Конкуренция международных альянсов должна привести к «золотой середине», когда государства обеспечивают свободный доступ импортных товаров на рынки, но при этом не уничтожают отечественного производителя. Конечно, заключает Сергей Литвиненко, торговый оборот от таких действий не будет показывать стремительного роста. Но если обеспечить функционирование одной только ВТО и обеспечивать либерализацию торговли в мире под ее руководством, то уже в среднесрочной перспективе можно ожидать экономическим проблем внутри отдельных государств.

Статьи по теме:
Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом