Залатать дыры

Министерство экономики и бюджетного планирования предлагает налоговую ставку на автомобили с большим объемом двигателя

Залатать дыры

В Казахстане с января 2014 года владельцам авто с большим объемом двигателя планируют увеличить налог примерно в 4, 5 раза. Проект соответствующего закона является результатом заседаний рабочей группы по вопросам совершенствования налоговой политики при Министерстве экономики и бюджетного планирования Казахстана под председательством вице-министра экономики и бюджетного планирования Марата Кусаинова.

“В целях сокращения дефицита государственного бюджета разрабатывается Концепция новой бюджетной политики, которой предусмотрено усиление фискальной функции налога на транспорт в части налогообложения предметов роскоши. С целью исключения различия налоговой нагрузки предлагается разделить ставки на автомобили с объемом двигателя свыше 3000 и свыше 4000”  - объясняют в министерстве.

Наряду с доводами в пользу повышения налоговых ставок особого внимания заслуживает аргумент в пользу экологии: «с целью обеспечения более плавного роста нагрузки и соблюдения принципа “чем больше загрязняешь, тем больше платишь” возникает необходимость реформирования (повышения ставок) налога на автомобили. Третий и последний аргумент связан с тем, что «многие владельцы грузовых транспортных средств (особенно, таких, как Howo, Shansi и др. производства КНР, грузоподъемностью 20, 25, 30, 40 тонн и более), пренебрегая нормами законодательства, наносят серьезный ущерб автомобильным дорогам». Ежегодно на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования в целом по республике расходуется более 300 млрд тенге.

В рамках  проекта предлагается увеличение ставки налога на транспорт: для легковых автомобилей с объемом двигателя свыше 3000 кубических сантиметров; для грузовых, специальных автомобилей грузоподъемностью свыше 10 тонн.

Если сегодня владельцам автомобилей с объемом двигателя свыше 3500 кубических сантиметров приходится платить 25,9 тыс тенге, то согласно предлагаемым новым ставкам платежи возрастут до 114,2 тыс тенге. А владельцы грузовых машин грузоподъёмностью свыше 15 тонн вместо 15,6 тыс. тенге будут платить 173,1 тыс. тенге – это больше чем почти в 11 раз.

«Повышение налоговых ставок нужно увязывать с происходящими реформами в стране”, комментирует для ExpertOnline.kz кандидат экономических наук Канат Берентаев.- Это, во-первых, сокращение социальных расходов, во-вторых - пересмотренный бюджет в пользу снижение доходов. Скорее всего, правительство ищет варианты, где можно повысить доходность государственного бюджета без особых напряжений. Кроме того,  программы по индустриализации себя не оправдали, то есть нефтяные доходы, о которых говорило правительство, оказались намного ниже, даже несмотря на высокие цены нефти. Образовалась дыра в бюджете, которую хотят залатать за счет пенсионных реформ, а теперь - и повышением налога на авто с большим объемом двигателя. В этом случае власти совершенно неверно действуют. Скажем, самая простая мера была бы – отменить возврат НДС экспортерам сырья, в том числе нефти, тем самым сохранить деньги в бюджете».

«Данное решение будет способствовать пополнению казны за счет сбора налога. Кроме того, автовладельцы, возможно, пересядут на малолитражные автомобили и тем самым начнут улучшать экологию. И, наконец, таким образом власти лоббируют интересы отечественного рынка», - считает аналитик Дамир Сейсебаев.

Председатель Независимого автомобильного союза Эдуард Эдоков также не согласен с предложением минэкономики и предлагает меру, которая основывается на опыте других стран. “Подобный налог включается в стоимость топлива, и это намного удобнее и справедливее. К примеру, если у вас маленькая машина, - таким образом и расход у нее меньше, соответственно - бензина вы заправляете меньше, тем самым и налог, который включен в стоимость бензина, будет меньше. А если вы имеете большую и мощную машину, которая потребляет большее количество топлива, соответственно - вы платите больше», - прокомментировал для  ExpertOnline.kz г-н Эдоков.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности