Под флером Большой Игры

Гуманитарная экспансия Запада в Казахстан открывает простор для историков

Под флером Большой Игры

Проект: Поколение NEXT

ExpertOnline.kz  продолжает проект о молодом поколении ученых, современных интеллектуалах, которые обучались или обучаются за пределами Казахстана. Они сделали свой выбор: это путь знаний – крайне сложный, но почетный. Каковы они, эти люди – те, кто завтра будет продвигать страну, представлять ее на международной арене, кто скажет свое новое слово в науке, технике, общественных процессах. Мы предоставили им слово, дали возможность в свободном, непринужденном стиле рассказать о себе, своих увлечениях, воззрениях. Это небольшие сюжеты о наших современниках, еще совсем молодых, но знающих, чего они хотят от жизни, и размышляющих о геополитике, культуре, месте и роли Казахстана в современном мире. Это поколение будущего.

В школе моим любимым предметом была русская литература. Это один из немногих предметов, на которых можно было поразмышлять и даже поспорить. История и казахская литература меня тоже всегда интересовали, но на этих уроках я не находила ответов на свои вопросы, обычно мы просто заучивали факты, биографии, готовые инерпретации произведений. Тогда я ещё не знала, что скучных предметов не бывает и такая ситуация исправима, а поняла это не так давно, поэтому и выбрала изучать историю в магистратуре.

Любовь к чтению подтолкнула меня к тому чтобы начать и самой писать. В школьные годы я сочиняла стихотворения и короткие рассказы и даже набрасывала роман в жанре магического реализма. Сейчас смешно читать эти наброски, но тогда я очень гордилась своим творчеством. Меня беспокоило лишь то, что писать о нашей современной реальности было невозможно, потому что перед глазами не было примеров этого - на казахской литературе мы проходили только дореволлюционных и советских авторов.

Победил интерес

Интерес к литературе и культуре почти привел меня на факультет искусствоведения в Академию Искусств имени Жургенова, но любовь к спорам и появляющиеся вопросы о нашем обществе победили, и я решила поступать на факультет политологии в КИМЭП.  Здесь мне открылся совсем другой мир. Благодаря знанию английского теперь можно было читать иностранные статьи и книги, о которых я раньше не подозревала. Больше всего мне нравились предметы, связанные с философией и историей.

Моему решению изучать историю в магистратуре способствовали два события. Во-первых, я проучилась один семестр по обмену в Варшаве. Было очень любопытно сравнивать похожее прошлое наших стран и довольно разное настоящее, а ещё - глядя на политическую ситуацию, видеть, как сильно история влияет на современные дебаты в государстве.           

Во-вторых, на четвертом курсе я выиграла драматургический конкурс с небольшой пьесой - комедией о том, как Казахстан изменился за 20 лет независимости. По сюжету двое студентов засыпают в библиотеке и видят сон, где им являются гротескные персонажи: Ленин, казахский националист, бизнесвумен, бывшая фарцовщица. Мою пьесу и две других, тоже затрагивающие темы прошлого и современной культуры, поставили в студенческом театре KELT. Глядя на то, как тепло и с интересом зрители приняли наши постановки, я поняла, что вопросы истории нашей страны интересны не только ученым, но и вообще всему обществу.

Всё это окончательно убедило меня, что я должна изучать историю. Мне повезло, и я поступила в Университетский Колледж Лондона на магистерскую программу по новой истории. Мне хотелось взглянуть на споры и мнения об истории Казахстана со стороны, и Англия оказалась удачной страной для этого, традиция изучения истории здесь, как можно догадаться, очень древняя, и объём теоретических знаний об истории как о дисциплине за это время накопился внушительный. Такие ученые, как Эрик Хобсбаум, Карр, Баттерфилд не только писали "практические” работы, но и оставили труды по философии истории, которые нужно знать специалисту из любого региона.

К тому же гуманитарные вопросы здесь - часть активного общественного диалога. Пишутся книги-бестселллеры о Британии времён империи, с критикой колониальной политики, которые с удовольствием читают не только ученые, но вообще все. Нам, казахстанцам, в этом смысле есть чему поучиться.

  1. Peter Hopkirk "The Great Game: On secret service in high Asia"
  2. Edward Said "Orientalism"
  3. Noam Chomsky "Pirates and emperors, old and new: international terrorism in the real world"
  4. Gayatri Chakravorty Spivak "Other Asias"
  5. Alexander Etkind "Internal colonization: Russia's imperial experience"  

Шекспировские страсти

В своей магистерской диссертации я исследую исторические предпосылки такого феномена, как гуманитарная интервенция  - политическое вмешательство в другую страну с гуманитарными целями . Я пишу об одном случае из истории Большой Игры, англо-русского имперского противостояния за доминирование в Средней Азии в 19 веке. В 1846 году английский офицер Ричмонд Шекспир был отправлен в Хивинское ханство для ведения переговоров с ханом об освобождении 416 русских рабов, содержавшихся в Хиве. Дело в том, что русская военная экспедиция под командованием генерала Перовского в это время направлялась в Хиву под предлогом освобождения своих соотечественников, но с целью свергнуть Хивинское правительство и возвести на престол фигуру, дружественную русскому царю. Экспедиция провалилась из-за плохой организации и жестокого степного климата и вынуждена была повернуть назад на полпути.  Дипломатические же способности молодого и амбициозного лейтенанта Шекспира, потомка великого писателя, оказались на высоте, и он убедил хана освободить пленников, тем самым лишив Российскую империю повода аннексировать ханство. Этот случай можно трактовать как ещё одну страницу империалистской политики Англии, которая всеми силами препятствовала российской экспансии на юг, а можно - и как один из первых случаев вмешательства в политику другого государства с целью восстановления справедливости в соответствии с зачатками идеи о правах человека.

Использование риторики о правах человека и универсальных ценностях в международных отношениях всё чаще встречается на мировой арене в совершенно разных формах, начиная от операции НАТО против Югославии в 1999 году и заканчивая Бишкекскими неправительственными организациями, спонсирующимися из фонда Сороса. Многие политологи рассматривают это как предлог, который позволяет продолжать имперскую политику 19 века в современном мире. Я пытаюсь проверить это утверждение с другой стороны: посмотреть на империализм 19 века и с помощью этого попытаться внести свою лепту в споры вокруг гуманитарной интервенции сегодня.

Взаимодействие с источником

К тому же период Большой Игры исследуется в Британской академической среде гораздо менее активно, чем хотелось бы. Очень мало кто из английских авторов, пишущих обо этом, всерьёз взаимодействовал с советскими и российскими исследованиями на ту же тему и с первичными источниками на русском языке - документами того времени. Моё преимущество - в том, что я могу читать как раз на обоих языках; надеюсь, это поможет мне внести свой небольшой вклад в исследование темы, ну и, конечно, самой научиться писать качественные академические работы, правильно работать с источниками. Благодаря моим преподавателям в КИМЭПе я научилась лучше анализировать и выдвигать свои идеи, теперь же стараюсь совершенствовать  навыки письма и подачи, чтобы работа соответствовала всем академическим стандартам.   

Помимо работы над диссертацией, я не перестаю писать на русском. Веду блог на ювижн (grafina_rudolshtadt.yvision.kz), где делюсь опытом жизни в Лондоне и рассказываю о любимых книгах. Пишу стихи. Очень люблю общаться с местными друзьями, ходить в театр. Моя мечта - продолжать писать для театра, возможно - даже на английском или казахском языке. Для меня желание писать художественные произведения неотделимо от моей учебы по специальности, я воспринимаю литературу как инструмент, с помощью которого могу выразить то, что я исследую, но более ясным языком, на уровне ощущений и даже, возможно, заинтересовать этим других людей.

Мои кумиры - это такие ученые, как Ноам Хомский или Славой Жижек, мне нравится, что их идеи и комментарии о неоимпериализме, современном "культурном капитализме" и очередном "закате Запада" имеют вес и за пределами академической среды, что они - модные. Когда модными бывают не только фасоны брюк или сумок, но и целые теории об истории или современной политике - это показатель действительно сильного человеческого капитала! Нам, в Центральной Азии, тоже нужны такие же сильные мысли, идеи, которые помогли бы по-новому осознать нашу сегодняшнюю ситуацию.

В планах - и дальше развиваться в академической среде, исследовать. Хотелось бы привнести мой интерес к литературе в мою академическую деятельность. Один из возможных будущих проектов - изучение советской пропаганды в казахских литературных произведениях. С научной точки зрения это очень любопытный момент, когда такие романы, как великий «Путь Абая», занимают такое высокое место в национальной культуре и при этом содержат неприкрытые реверансы в сторону советской власти; было бы интересно трезво проанализировать эту ситуацию без национальных сантиментов.  

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики