Великая китайская тайна

Долги местных властей тормозят рост экономики Китая

Великая китайская тайна

В Пекине прекрасно понимают, что быстро растущие долги провинциальных правительств представляют одну из самых серьезных угроз экономике Поднебесной. В центральном правительстве, однако, не знают, насколько велика эта угроза, потому что совокупный долг неизвестен.

Главный экономист Nomura Securities Чзан Чживэй считает, что Пекин приложит в третьем квартале все усилия для ликвидации условий возникновения долгового кризиса. Чем раньше удастся снизить отношение долга к ВВП, тем выше вероятность того, что Поднебесной удастся избежать финансового кризиса.

«Новое руководство страны должно сдерживать рост кредитов в соответствии с ростом ВВП, - считает он, - и одновременно проводить структурные реформы для того, чтобы ускорить рост экономики».

Для начала неплохо бы сосчитать

Большинству местных властей в Китае запрещено напрямую брать деньги в долг, поэтому на местах вынуждены искать обходные пути. Благодаря этим хитростям правительства на местах сумели осуществить крупные инфраструктурные проекты для оживления экономики. После того как в 2011 году в экономике появились очевидные признаки выздоровления, Пекин ужесточил контроль за финансовой политикой в регионах. Темпы роста задолженности правительств на местах снизились, но очередное замедление в развитии экономики вновь заставило местные власти искать средства на стороне в обход запрета.

Заместитель министра финансов КНР Жу Гуангяо заявил, что правительство хорошо сознает, какие высокие риски несут долги местных властей. «Очень важной задачей администрации, - объясняет он, - является определение точных размеров долгов, накопившихся на местных финансовых площадках». По словам замминистра, задача эта, учитывая масштабы страны, не из легких. Национальное управление аудита (НУА) подсчитывало совокупный долг местных правительств в середине 2011 года. По состоянию на конец 2010 года он составил 10,7 трлн юаней (1,74 трлн долларов). Для того чтобы представить, насколько велика эта цифра, достаточно сказать, что она составляла 27% от ВВП Китая три года назад.

Сумма очень солидная, но сейчас, уверен Жу, она наверняка значительно больше. В июне НУА провело выборочное исследование долгов в 36 субъектах. Трудно говорить о том, насколько представительным и точным является это исследование, но 36 его участников накопили по состоянию на 31 декабря 2012 года долгов на 3,85 трлн. юаней, что на 12,9% больше, чем в конце 2010 года.

Данные выборочного аудита позволили аналитикам из Moody's Investors Service оценить совокупный долг региональных властей КНР к концу прошлого года в 12,1 трлн юаней.

Конечно, пытаются рассчитать суммарный долг и китайские специалисты. Причем они не мелочатся - наверное, придерживаясь мнения, что долги лучше завышать, чем занижать. Например, Дун Дашен, заместитель главы НУА, заявил в мае, что, по его мнению, суммарные долги могут составлять от 15 до 18 трлн юаней. Экс-министр финансов Сян Хуайчен считает, что местные правительства могли занять и больше 20 трлн. «Лично я согласен с бывшим министром Сяном и его 20 триллионами», - высказал свое мнение Чжао Цюаньхоу, руководитель научно-исследовательского центра при Министерстве финансов Китая.

Причин для беспокойства нет?

Главным источником финансирования местных правительств остаются банки. На банковские кредиты к 31 декабря прошлого года приходилось 78% от общей суммы заимствований. Однако по сравнению с 2010 годом доля банков уменьшилась на 5,6%. Вместе с выпуском провинциальных облигаций и прочих ценных бумаг банковские кредиты составляют до 90% всех заимствований правительств на местах.

По мере замедления в развитии китайской экономики у Пекина растет тревога за способность местных правительств платить по счетам. Кредитование местных властей несет в себе и скрытую опасность для всей экономики страны. Выдавая кредиты правительствам на местах, банки в большинстве случаев забирают эти деньги у мелких и средних предприятий и компаний, которые могли бы ускорить развитие общенациональной экономики, но, получая меньше кредитов, не могут этого сделать.

Банковский сектор КНР выдал провинциальным и иным правительствам кредитов, по словам Жу Гуангяо, на 9,45 трлн юаней. Из них, успокаивают в Пекине, «плохими» можно считать лишь 1%. Большинство кредитов потрачены на «относительно хорошие», по словам замминистра финансов, инфраструктурные проекты. Правительство, утверждает Жу, держит ситуацию под контролем и не видит причин для тревоги. Тем не менее Пекин запретил банкам впредь кредитовать региональные правительства.

По данным авторитетного китайского издания Economic Observer, в этом году местным правительствам предстоит выплатить по процентам около 2 трлн юаней. Эта почти 20% от всех доходов властей на местах и более половины доходов от продажи земли. «Такие огромные платежи, - считает Ван Юнцзюнь, директор Института финансовых и экономических исследований при Центральном университете финансов и экономики, - несомненно, негативно скажутся на инвестиционных возможностях провинциальных правительств и окажут замедляющий эффект в росте экономики на местах».

Для того чтобы выплачивать проценты, местным властям  приходится прибегать к услугам трастовых, лизинговых и прочих компаний, разнообразных финансовых продуктов и даже частных инвесторов. Стоит это дорого. Комиссионные и процентные ставки порой доходят до 17,5%. Для сравнения: процентная ставка в Народном банке Китая, главном финансовом учреждении Поднебесной, 5,6%. Так что финансовая ситуация на местах не улучшается, а, напротив, ухудшается. Наиболее сложной она стала в центральных районах и на западе страны. В проблемных районах при самом худшем сценарии может произойти дефолт на местном уровне. 

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?