Казахстан в контакте

Несмотря на широкую линейку отечественных социальных платформ, казахстанский пользователь предпочитает тратить свои мегабайты на сторонних сервисах

Казахстан в контакте

Бум развития социальных сетей, хоть и с некоторым опозданием, но пришел в Казахстан. За последние годы появилось более двадцати местных платформ, ориентированных на вкусы и потребности исключительно казахстанских пользователей самых разных возрастов и категорий. Тем не менее они не являются самыми привлекательными площадками для общения казахстанцев.

Согласно опросу Института политических решений, самой большой популярностью у казахстанцев пользуется «Мой мир» — 62,4%, далее следует сайт «Одноклассники» с 25,9%, за социальную сеть «Вконтакте» проголосовало 22,7% респондентов. Что интересно, творение Павла Дурова предпочитают больше столичные жители, а вот «Мой мир» астанчане не любят. Facebook насчитывает 340 660 пользователей из Казахстана. Благодаря этой цифре, мы занимаем 100-е место по количеству пользователей среди более 200 стран. Twitter и My space — 3,8% и 1,3% соответственно. Сразу проглядывается любовь пользователей к простому и понятному интерфейсу российских социальных сетей.

Вместе с тем, по статистике, в социальных сетях «сидят» 64% наших сограждан. Из них ежедневно — 28,7% респондентов, 19,7% — посещают сайты раз в неделю, 10,9% — несколько раз в месяц. Чаще всего это происходит в рабочее время, признался 41% опрошенных. А вот 35,8% населения, обошедших стороной виртуальную социализацию, объясняют это отсутствием доступа к Интернету (19,8%) или отсутствием желания (9,1%). 6,9% вообще в первый раз слышат такое понятие, как социальная сеть. Потенциал рынка очевиден, в непринужденной атмосфере сецсети пользователю легче продать товар или услугу, это также понимают местные бизнесмены. Их желание не отдавать деньги в сторонние сервисы, а самим брать плату за онлайновые души более чем оправданно. Однако в топе самых популярных сайтов неизменно оказываются российские или зарубежные сайты.

По мнению Самсона Безмятежного, PR-директора блог-платформы yvision.kz, это связано в первую очередь с тем, что российские платформы могут предложить больше пользователям, при этом создавая ощущение, что сайт местный и ориентирован исключительно на казахстанцев. «Российские социальные сети обладают намного большим функционалом, лучшим дизайном, оформлением, системой прав допуска… Можно продолжать перечисление их достоинств. Но в них есть и локализация для казахстанских страниц, на которые подписаны пользователи, в которых они общаются. Это можно назвать таким, допустим, “Казахстаном Вконтакте” — и за пределы этого маленького Казахстана пользователи не выходят. Они не сидят в российских соцсетях, они сидят в казахстанских страницах этих соцсетей.

Не государево дело

Примечателен опыт в этой сфере ближайшего соседа — Узбекистана, где местный продукт пользуется большей популярностью. Связано это прежде всего с тем, что в стране, в принципе, существуют проблемы с внешним контентом: закрывается доступ к некоторым заграничным и российским ресурсам, блокируются номера телефонов российских операторов для регистрации на сайте. Так, платформа Muloqot.Uz, работающая пока в бета-режиме, уже обещает стать одной из популярнейших в стране. Это социальная сеть, название которой переводится как «Общение». По замыслу разработчиков она станет чем-то типа наставника для молодежи, пропагандирующего здоровый образ жизни, высокоморальные принципы и нравственность.

Нечто подобное обещают осуществить и в Казахстане. На днях молодежное движение «Жас Улан» стало инициатором идеи создания социальной сети для школьников, в которой они могут обмениваться информацией, музыкой, фотографиями. По замыслу разработчиков, на их сайте школяры смогут не только пообщаться со сверстниками, но и получить консультации психологов, почитать послание президента, стратегию развития, и все это на трех языках: русском, казахском и английском. При этом доступ к профилю ребенка могут иметь родители, фильтруя информацию, которая, по их мнению, может быть вредной ребенку.

Какими бы заманчивыми ни казались условия, можно уже сейчас прогнозировать, что по доброй воле мало кто из учащихся станет активно использовать zhasulan.kz. Исследования показывают, что категорию пользователей от 7 до 18 чаще всего интересует вкладка «игры» и мультимедийный контент, то есть все, что предоставлено в избытке на других, более потребительски ориентированных сайтах.

«Несколько попыток создания соцсетей, которые были спонсированы государством, провалились. Например, Ilike.kz, позже переродившийся в El.kz и Kaztube.kz. На самом деле это утопическая идея, по моему мнению»,— высказывает свою точку зрения г-н Безмятежный.

Несмотря на активное вливание средств в разработку и рекламу, что финансируемые государством, что частными инвесторами, местные социальные сети остаются в аутсайдерах по количеству пользователей, вызывая лишь незначительный всплеск интереса в самом начале запуска.

Впрочем, не все эксперты склонны драматизировать ситуацию. «Я бы не сказал, что у казахстанцев нет интереса к нашим соцсетям и что они непопулярны,— говорит президент Интернет-ассоциации Казахстана Шавкат Сабиров. — Мы пользуемся мировыми сетями, зачем изобретать велосипед или второй Facebook. Например, Facebook позволяет напрямую выходить на звезд шоу-бизнеса, писать комментарии Дмитрию Медведеву и т.д. — и люди этим активно пользуются. Я считаю, что за последние два года мы сделали принципиальный скачок от контента и систем, которые потребляли извне, к своему внутреннему контенту. Если мы обсуждаем что-то в соцсетях, то обсуждаем свои новости, казахстанские. Какие-то вещи, которые волнуют нас внутри страны. Если общение происходит на площадке Facebook, а статистика показывает, что Facebook — сеть для образованных людей с высоким IQ, это не является недостатком или проблемой, а наоборот, это один из признаков того, что мы живем в составе мирового сообщества. Причем практически каждый из нас превратился сегодня в репортера, информатора, ведь в руках у каждого мобильный телефон, доступ в Интернет, и мы можем вещать любые вещи с места событий. Многие мировые СМИ обращаются за разрешением о размещении информации, добытой в наших социальных сетях, к авторам постов…»

Статьи по теме:
Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом