Уйдите с рынка

Предлагаемые поправки в авиационное законодательство существенно ограничат права иностранных авиакомпаний в осуществлении чартерных рейсов из Казахстана

Банкротство турецкой авиакомпании Sky Airlines, в результате которого более тысячи казахстанцев были вынуждены возвращаться на родину рейсами других авиакомпаний, привело к ожидаемой реакции со стороны правительства страны. Мера защиты выбрана банальная: запрет на осуществление чартерных рейсов из Казахстана иностранными авиакомпаниями. Заместитель председателя Комитета гражданской авиации Серик Мухтыбаев заявил на днях, что его ведомство готовит предложения по внесению  соответствующих  поправок в профильное законодательство.

Казахстанские чартерные перевозчики подобную инициативу одобрили, что, естественно, не случайно – в случае принятия закона конкуренция со стороны зарубежных авиакомпаний фактически сойдет на «нет». Сейчас на казахстанском рынке работают только два казахстанских чартерных перевозчика, Scat(с брендом Sunday Airlines) и авиакомпания Luk Aero – больше половины отечественного рынка  заняли иностранные компании. Поэтому запрет поспособствует как росту бизнеса действующих игроков, так и возможному появлению на рынке новых отечественных авиаперевозчиков.

Заместитель председателя правления авиакомпании Luk Aero Илья Ли говорит, что авиационные власти республики не имеют рычагов влияния на иностранных перевозчиков, в частности - из Турции. «Казахстан — единственная страна на постсоветском пространстве, которая никак не ограничивает деятельность иностранных чартерных перевозчиков на своем рынке. И, безусловно, в связи с этим  и ответственности у них перед Казахстаном нет», объясняет Ли.

«Деньги казахстанцев, которые раньше утекали в карман иностранным компаниям, теперь осядут в бюджетах отечественных перевозчиков, что позволит им инвестировать в  обновление авиапарков и закупку большего числа воздушных судов»,  - оптимистично полагает президент Казахстанской туристической ассоциации Рашида Шакенова. При этом она признает определенные минусы предполагаемой новации: прежде всего - возможный рост на авиабилеты.  «Уровень развития гражданской авиации в Казахстане еще не позволяет рынку работать в полную силу, отечественные авиакомпании не могут летать в некоторые страны Европы, и это уже вызывает некоторую обеспокоенность. Плюс отказ от зарубежных авиаперевозчиков может повлечь за собой рост цен на билеты», - говорит она.

Впрочем, глава Ассоциации авиаперевозчиков Казахстана Владимир Куропатенко не сомневается, что нивелировать риски от возможного повышения цен на билеты можно за счет государственного лобби. «Конкуренция все расставит на свои места: я уверен в том, что местные компании смогут перекрыть все чартерные маршруты «иностранцев». Однако государству также необходимо комплексно к этому подойти и просто сделать фиксированную цену на авиационный керосин, который требуется для перевозок», - прокомментировал для  ExpertOnline.kz Владимир Куропатенко.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики