Зеркальное отображение

Процесс формирования казахстанской нации продолжает будоражить умы специалистов. Часть Вторая. Окончание.

Зеркальное отображение

Проект: Поколение NEXT

ExpertOnline.kz  продолжает проект о молодом поколении ученых, современных интеллектуалах, которые обучались или обучаются за пределами Казахстана. Они сделали свой выбор: это путь знаний – крайне сложный, но почетный. Кто эти люди – те, кто завтра будет продвигать страну, кто будет представлять ее на международной арене, кто скажет свое новое слово в науке, технике, общественных процессах. Мы предоставили им слово, дали возможность в свободном, непринужденном стиле рассказать о себе, своих увлечениях, воззрениях. Это небольшие сюжеты о наших современниках, еще совсем молодых, но знающих, чего они хотят от жизни, и размышляющих о геополитике, культуре, месте и роли Казахстана в современном мире. Это поколение будущего.

 

Часть Вторая. Окончание.

 

Учеба в Кембридже всегда была моей большой мечтой - наверное, лет с десяти, когда я только узнала об этом университете. Может, это звучит пафосно, но для меня это было что-то вроде истории Золушки - в том смысле, что это была мечта, большая цель, к которой я шла целенаправленно, несмотря на все препятствия. Я достаточно долго искала ту самую главную тему, которую мне бы хотелось исследовать в своей диссертации. На тот момент я была в Казахстане, разгорелись споры по Доктрине национального согласия, и я быстро освоила азы этой темы. Я много читала разные точки зрения по вопросу национальной идентичности в Казахстане и вдруг поняла, что вопросы, волновавшие меня в Испании, я могу изучать и в собственной стране. Ценность знаний - в том, что их можно применить в любой среде, и сама адаптация и реинтерпретация теорий социальных наук, выработанных на Западе, в наших реалиях очень интересна и сложна. Но в этом и есть прелесть исследований: фактор challenge, определенный вызов.

Без ограничений в будущем

Выбор университета для докторантуры не заставил себя долго ждать – я всегда была нацелена на свои топ-5 университетов, хорошо знала их программу и направленность факультета, читала про профессорский состав и их научные работы. Поэтому я собрала нужные документы, очень долго работала над своим исследовательским проектом (research proposal), но самое главное было в том, что после нескольких месяцев упорной работы я очень четко знала, чем хочу заниматься. Через несколько месяцев пришло извещение о моем поступлении, в мае я получила совместный грант от университета на четыре года обучения – магистратура (one-year MPhil) и докторантура (PhD).

Осенью 2010-го я была уже в Кембридже – в небольшом, но очень красивом студенческом городе недалеко от Лондона. Предстояла большая работа, и я с радостью стала постоянным посетителем нашей библиотеки на факультете. Там были просто все книги, о которых специалист по социологии или антропологии может только мечтать! Я начала работать над диссертацией, которая рассматривала вопросы происхождения нынешнего восприятия нации в Казахстане. То есть - мне было интересно: кто и, главное, каким образом и когда начал формировать казахскую нацию в том виде, в котором мы ее понимаем теперь.

Постепенно в ходе работы я стала рассматривать и другие примеры, сначала в Центральной Азии, потом на Украине и, в конце концов, в Прибалтике. В процессе изучения я стала понимать, что определенные тренды в развитии одной страны можно лучше понять в сравнении ее с совершенно другой страной. Тогда я начала искать хорошие примеры сравнительных анализов, читала огромное количество трудов в абсолютно разных областях, от экономики до политологии, и одновременно усиленно занималась исследованием методологических трудов.

В итоге моя диссертация сфокусирована на исследовании довольно разных, но в отдельных вопросах очень схожих кейсов нациестроительства в Казахстане и Латвии. Меня всегда волновал вопрос о том, что и кто влияет на формирование нации, на формирование символического восприятия нации и на формирование групп, которые входят или, наоборот, не входят в понятие той или иной нации. Было важно найти такие примеры, которые были бы схожи, но не идентичны в своем прошлом и нынешнем развитии для того, чтобы четче выявить те факторы, которые влияли и до сих пор влияют на развитие их нациестроительства.

  1. Rogers Brubaker "Nationalism Reframed Nationhood and the National Question in the New Europe"
  2. Ernest Gellner "Nations and Nationalism"
  3. David D. Laitin "Identity in Formation The Russian-Speaking Populations in the Near Abroad"
  4. Benedict Anderson "Imagined Communities"
  5. Anthony D. Smith "The Ethnic Origins of Nations"

Эта тема довольно актуальна не только в нашей стране, где постоянно ищут «национальную идею», но и в Латвии, где эта самая идея присутствует давно. Меняются социальные настроения, меняется восприятие людей о своей нации и о том, кто может быть частью этой нации, растут протестные настроения, которые могут перерасти в видимые конфликты даже по поводу использования каких-либо символов или празднования определенных дат. Для людей очень важна символическая составляющая их жизни и их социального «Я», поэтому нельзя сказать, что, как это было в Советском Союзе, национальный вопрос решен - или не решен. Вопрос всегда остается открытым - так же, как и нация не может сформироваться и остаться статическим, ригидным феноменом: она постоянно развивается вместе с людьми, которые формируют, воспринимают и реинтерпретируют ее. Мне как социологу важно понять не только механизм формирования нации, этапов ее изменения, реформирования (особенно после распада СССР), но и акторов, которые принимают в этих процессах участие, их интересы, их настроения и то, как их влияние скажется на этом процессе в будущем.

Пока это сравнительно новые государства и это также молодые нации. Поэтому изучение этих процессов на постсоветском пространстве – настоящее удовольствие для специалиста. Здесь постоянно сталкиваешься с чем-то новым, это хорошая нива для выработки новых теорий, основанных на местных условиях, которые иногда отличаются от классических парадигм. Здесь много парадоксов, и в этом тоже есть своя прелесть.

Эта работа затягивает меня, особенно сейчас, во время полевых исследований, когда я разрываюсь между Европой и Центральной Азией, и я думаю, что даже после написания этой диссертации, продолжу изучение центральноазиатского региона, здесь мне понятны как языки, так и история. Но и от Прибалтики не откажусь – мне интересна не только Латвия со всей своей многогранностью и богатым культурным кодом и таким логическим языком, но и Эстония с Литвой. В Латвии я бываю намного чаще, но недавно посетила также Таллин, Вильнюс и Каунас, была в Финляндии, мне очень понравилось в Хельсинки. Так что я планирую изучать опыт прибалтийских стран в нациестроительстве, а также хочу отдельно заняться изучением развития эстонской экономики и элиты. Вообще планов на будущее у меня много: я никогда не хотела быть узким специалистом и всегда оставляю у себя место для чего-то непредсказуемого. Я беру пример с Роджерса Брубейкера – социолога из университета Южной Калифорнии (UCLA), который пишет одни из лучших современных работ по национализму. Его работы многогранны, он не стремится ограничивать себя одной страной или регионом, самое главное для него – это найти ответы на поставленные вопросы. Поэтому я знаю, что ограничений в моей будущей работе у меня не будет. Это также касается и типов работы в будущем: мне очень нравятся исследования, это по праву мое призвание, и вместе с тем у меня получается быть хорошим преподавателем - ну, по крайней мере, так говорят мои студенты.

От Барселоны до Ташкента

Меня часто спрашивают: чем я занимаюсь вне учебы или, правильнее сказать, вне работы. У меня достаточно много увлечений: литература, театр, некоммерческое кино, современное искусство. Настоящие каникулы - это неделя в любимой Барселоне с интересной (неакадемической) книгой на пляже, или посещение музея современного искусства в Нью-Йорке или Лос-Анджелесе после конференции, ради которой я в эти любимые места и приезжаю. Очень радуюсь, когда удается посетить хорошую экспозицию; мне родители с детства привили любовь к искусству, так что музеи – это моя слабость. Я люблю путешествовать, правда - не как турист:  сидеть в двухэтажном автобусе с экскурсоводом – это не мое, я исследую город сама или с друзьями, хотя в последнее время я много путешествую по работе.

Меня увлекают интересные места, особенно те, о которых я читала или мечтала в детстве: Помпеи, Париж, Лиссабон, Чикаго. Самолеты, поезда, автобусы, метро и такси – границы стираются, языки и акценты, люди становятся ближе. Мне нравится бывать в новых городах, но и возвращаться куда-то, где я уже успела пожить, с чем меня связывают приятные воспоминания, мне тоже нравится. Поэтому мне всегда хочется возвращаться в Барселону – это один из моих самых любимых городов в Европе. Мне легко адаптироваться в любой среде, но именно в Барселоне я чувствую себя по-настоящему «своей». Последнее время я провела в Риге, и это тоже мой город, так же, как и Ташкент.

Большую часть времени мне, конечно, приходится проводить в Англии. В Кембридже очень много интересного помимо академической жизни, хотя все неразрывно с академией. Именно в Кембридже я увлеклась академической греблей. Попробовав однажды, я втянулась, вставала часов в 5-6 утра ради тренировки в любое время года. Ради этого  даже освоила велосипед, чтобы было легче доезжать на тренировки; очень жду возвращения в Кембридж, чтобы продолжить занятия греблей. Чувство команды на реке несравнимо ни с чем, и это сильно помогает мне в работе: люблю работать в команде, общаться с коллегами-социологами или политологами на факультете или коллегами из других университетов. У нас в Кембридже есть также сильная группа исследователей Центральной Азии, мы организуем семинары и дискуссии, работаем вместе над разными проектами, это тоже моя команда. Общение с друзьями и коллегами очень важно для меня, поэтому мы часто встречаемся, обсуждаем свои работы, делимся опытом. 

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики