Шведский стол по-казахски

Шведская автомобильная компания Scania Credit AB обратилась в посольство Швеции в Казахстане с просьбой обратить внимание дипломатов на сохранность иностранных инвестиций в Казахстане

Шведский стол по-казахски

Алмалинский районный суд Алматы отклонил иск  компании Scania Credit AB по вопросам перехода права собственности на технику, которую компания сдавала в лизинг третьим лицам. Судебную тяжбу шведская компания ведет с прошлого года. Предыстория конфликта весьма банальна. В 2008 году казахстанская компания  RB-Logistics  взяла в лизинг  у  Scania Credit AB два грузовика с прицепами, стоимость которых превышает 300 тыс. долларов. По подписанному сторонами договору «RB-Logistics»  в течение четырех лет производила ежемесячные платежи по согласованной ставке, и в 2012 году грузовики могли бы перейти в собственность к казахстанцам.

Затем история стала разворачиваться непредсказуемо. Сначала RB-Logistics платила вовремя, потом начались задержки, а после лизинговые выплаты вообще прекратились.  Тогда шведская компания потребовала вернуть грузовики. Однако неожиданно для иностранных инвесторов их юридическим собственником оказался предприниматель Олжас Хаиров. По имеющейся информации, RB-Logistics заложила грузовики под обеспечение кредита, а после того, как кредит не был выплачен, транспорт и перешел в ведение нового хозяина.

Представители Scania Credit AB недоумевают: каким образом казахстанская компания, без ведома шведских собственников, передала третьему лицу право собственности на грузовики. Согласно законодательству, право собственности на предмет лизинга,  который передан во временное владение и пользование лизингополучателю, сохраняется за лизингодателем в течение всего срока действия  заключенного между сторонами договора.

Ответчик, в свою очередь, утверждает, что Scania Credit AB не учла особенности местного законодательства и лишилась права собственности на грузовики по ряду причин. В соответствии с «Правилами государственной регистрации договора финансового лизинга движимого имущества», договор лизинга подлежит обязательной государственной регистрации в течение трех рабочих дней. Шведами этого сделано не было. При отсутствии регистрации договора он считается незаключенным, поэтому произошел автоматический переход техники в собственность казахстанской компании. Тем более – учитывая,  что RB-Logistics  определенное время выплачивал деньги за  взятые в лизинг грузовики. Стоит сказать, что в том же 2008 году, когда состоялась сделка, прежние правила  госрегистрации  были отменены согласно постановлению правительства Казахстана.

Шведы настаивают на том, что договор лизинга все-таки исполнялся, так как платежи производились, а  RB-Logistics пользовалась техникой. Согласно договору, регистрировать его должна была именно казахстанская сторона, к тому же в 2011 году он был пролонгирован.

В начале года   дело уже слушалось в Специализированном межрайонном экономическом суде  Алматы(СМЭС), который встал на сторону шведской компании. Однако, несмотря на  его решение, Алмалинский суд  оставил право собственности на спорный транспорт за Олжасом Хаировым, на основании  свидетельства о регистрации транспортных средств. Появление этого документа также вызывает вопросы у шведской компании.

«Аналогичные истории имели место быть во всех странах Центральной Азии, но в Казахстане все-таки пытаются учитывать интересы инвесторов. Однако примеров отъема успешного бизнеса или пренебрежения интересами иностранцев также можно привести немало. Конечно, все это влияет на отношение к стране у Запада, многие боятся приходить на рискованный казахстанский рынок из-за  частоты подобных случаев. Поэтому расследование по этому процессу должно быть максимально открытым, чтобы виновная сторона понесла наказание. Конечно, решение должен принять суд, но только объективный», – говорит аналитик Курбан Ювшанов.

Теперь Scania Credit AB обратилась в Верховный суд Казахстана  с требованием возбудить уголовное дело по статье «Мошенничество в особо крупном размере, совершенное организованной группой лиц».  Шведская сторона уверена, что в отношении ее собственности изначально существовал коварный умысел, и представители казахстанской компании действовали вопреки нормам закона. В Scania Credit AB не исключают, что вынесут  проблему на уровень межгосударственных отношений Казахстана и Швеции и поставят вопрос о проблемах сохранности иностранных инвестиций в Казахстане.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?