Шведский стол по-казахски

Шведская автомобильная компания Scania Credit AB обратилась в посольство Швеции в Казахстане с просьбой обратить внимание дипломатов на сохранность иностранных инвестиций в Казахстане

Шведский стол по-казахски

Алмалинский районный суд Алматы отклонил иск  компании Scania Credit AB по вопросам перехода права собственности на технику, которую компания сдавала в лизинг третьим лицам. Судебную тяжбу шведская компания ведет с прошлого года. Предыстория конфликта весьма банальна. В 2008 году казахстанская компания  RB-Logistics  взяла в лизинг  у  Scania Credit AB два грузовика с прицепами, стоимость которых превышает 300 тыс. долларов. По подписанному сторонами договору «RB-Logistics»  в течение четырех лет производила ежемесячные платежи по согласованной ставке, и в 2012 году грузовики могли бы перейти в собственность к казахстанцам.

Затем история стала разворачиваться непредсказуемо. Сначала RB-Logistics платила вовремя, потом начались задержки, а после лизинговые выплаты вообще прекратились.  Тогда шведская компания потребовала вернуть грузовики. Однако неожиданно для иностранных инвесторов их юридическим собственником оказался предприниматель Олжас Хаиров. По имеющейся информации, RB-Logistics заложила грузовики под обеспечение кредита, а после того, как кредит не был выплачен, транспорт и перешел в ведение нового хозяина.

Представители Scania Credit AB недоумевают: каким образом казахстанская компания, без ведома шведских собственников, передала третьему лицу право собственности на грузовики. Согласно законодательству, право собственности на предмет лизинга,  который передан во временное владение и пользование лизингополучателю, сохраняется за лизингодателем в течение всего срока действия  заключенного между сторонами договора.

Ответчик, в свою очередь, утверждает, что Scania Credit AB не учла особенности местного законодательства и лишилась права собственности на грузовики по ряду причин. В соответствии с «Правилами государственной регистрации договора финансового лизинга движимого имущества», договор лизинга подлежит обязательной государственной регистрации в течение трех рабочих дней. Шведами этого сделано не было. При отсутствии регистрации договора он считается незаключенным, поэтому произошел автоматический переход техники в собственность казахстанской компании. Тем более – учитывая,  что RB-Logistics  определенное время выплачивал деньги за  взятые в лизинг грузовики. Стоит сказать, что в том же 2008 году, когда состоялась сделка, прежние правила  госрегистрации  были отменены согласно постановлению правительства Казахстана.

Шведы настаивают на том, что договор лизинга все-таки исполнялся, так как платежи производились, а  RB-Logistics пользовалась техникой. Согласно договору, регистрировать его должна была именно казахстанская сторона, к тому же в 2011 году он был пролонгирован.

В начале года   дело уже слушалось в Специализированном межрайонном экономическом суде  Алматы(СМЭС), который встал на сторону шведской компании. Однако, несмотря на  его решение, Алмалинский суд  оставил право собственности на спорный транспорт за Олжасом Хаировым, на основании  свидетельства о регистрации транспортных средств. Появление этого документа также вызывает вопросы у шведской компании.

«Аналогичные истории имели место быть во всех странах Центральной Азии, но в Казахстане все-таки пытаются учитывать интересы инвесторов. Однако примеров отъема успешного бизнеса или пренебрежения интересами иностранцев также можно привести немало. Конечно, все это влияет на отношение к стране у Запада, многие боятся приходить на рискованный казахстанский рынок из-за  частоты подобных случаев. Поэтому расследование по этому процессу должно быть максимально открытым, чтобы виновная сторона понесла наказание. Конечно, решение должен принять суд, но только объективный», – говорит аналитик Курбан Ювшанов.

Теперь Scania Credit AB обратилась в Верховный суд Казахстана  с требованием возбудить уголовное дело по статье «Мошенничество в особо крупном размере, совершенное организованной группой лиц».  Шведская сторона уверена, что в отношении ее собственности изначально существовал коварный умысел, и представители казахстанской компании действовали вопреки нормам закона. В Scania Credit AB не исключают, что вынесут  проблему на уровень межгосударственных отношений Казахстана и Швеции и поставят вопрос о проблемах сохранности иностранных инвестиций в Казахстане.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее