Земное притяжение победило

С конца 1990-х «Протон-М» падал несколько раз
С конца 1990-х «Протон-М» падал несколько раз

В прошлый вторник ракета-носитель (РН) «Протон-М», которая должна была вывести на орбиту три навигационных аппарата Глонасс-М, отклонилась от курса, загорелась и упала на расстоянии 2,5 километра от стартового комплекса, практически на территории космодрома. На месте падения образовалась воронка глубиной около 6 метров и диаметром около 20 метров. По данным Федерального космического агентства России (Роскосмос), это произошло на 17-й секунде полета. Стартовый комплекс и расчет запуска не пострадали, на месте падения жертв и разрушений нет. Причиной нынешней аварии ракеты «Протон-М» на Байконуре стала проблема в ракете-носителе, в двигательной системе первой ступени, утверждают в Роскосмосе.

При падении «Протона» основная опасность исходит от разлива топлива ракеты-носителя — чрезвычайно ядовитогоц вещества гептила, которое используется во всех ступенях «Протона». Гептил раздражает слизистую оболочку глаз, поражает дыхательные пути и легкие, действует на центральную нервную систему, вызывает расстройство желудочно-кишечного тракта, в больших концентрациях приводит к потере сознания.

Угрозы для населения города Байконура и близлежащих поселков в связи с падением РН нет, заявил глава Казкосмоса Талгат Мусабаев. По его словам, в результате взрыва вредные составляющие топлива — гептил и амил — полностью выгорели, образовался оксид азота, не представляющий большой опасности для людей. Дождь и отсутствие ветра не дали распространиться загрязнению. Г-н Мусабаев на совещании в правительстве заявил, что эта авария — сугубо внутреннее дело Роскосмоса. «По международным договоренностям, в соответствии со статьей 1 соглашения между правительством Казахстана и Россией о порядке взаимодействия в случае возникновения аварий при пусках с космодрома «Байконур», оно ратифицировано законом РК от 22 мая 2006 года. Подчеркиваю, авария означает падение ракеты или ее частей на территории Казахстана за пределами территорий, арендованных у Казахстана российской стороной. Таким образом, с правовой точки зрения — это не является аварией, это внутреннее дело Роскосмоса, и это они уже заявили устно в рабочем порядке»,— сказал он.

Тем не менее премьер-министр Серик Ахметов сразу же распорядился создать комиссию во главе с министром охраны окружающей среды Нурланом Каппаровым. Она должна выяснить, какой вред причинен природе. Хотя в четверг, 4 июля, результатов обследования территории еще не было, главный государственный санитарный врач РК Жандарбек Бекшин поспешил заявить, что на месте падения «Протона», а также в приближенных населенных пунктах и городе Байконуре превышения допустимых норм ядовитых веществ не обнаружено. Российская сторона проводит на территории полигона детоксикационные работы.

Аварии с «Протоном» происходят довольно часто. Последний раз — в декабре 2010 года: РН отклонилась от курса на 8 градусов, три спутника Глонасс-М упали в несудоходную часть Тихого океана, в результате России не удалось завершить формирование своей навигационной группировки Глонасс из 24-х спутников.

С момента предыдущего падения «Протона» сразу после старта прошло шесть лет: в сентябре 2007 года на 135-й секунде полета ракета-носитель упала в 40 километрах от Жезказгана. Тогдашний премьер-министр Карим Масимов воскликнул в сердцах: «Это уже ни в какие ворота не лезет. Слов нет, честно говоря…». И его можно понять. В 1999 году «Протон» дважды падал в Карагандинской области. Во время первой аварии один фрагмент ракеты упал вблизи жилых домов. Из-за разлива гептила в степи начался пожар. Был большой скандал. Все климатические отклонения от нормы, а также проблемы со здоровьем местное население стало связывать с запусками ракет. Депутаты предлагали отказаться от договора аренды космодрома с Россией. После падения «Протона» в 2007 году казахстанская сторона добилась от РФ выплаты компенсации.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее