Губительная экономия

Из всех стран, которые должны сократить свой госдолг, Японии, США и Великобритании будет труднее всего ввести меры сокращения расходов и при этом не повредить экономическому росту, уверены в ОЭСР. В то же время этим странам просто необходимо пойти на непопулярные меры, чтобы добиться достижения бюджетным дефицитом отметки 60% ВВП хотя бы к 2060 году

Губительная экономия

Из всех многочисленных стран, которые должны сократить свои долги, Японии, США и Великобритании будет труднее всего ввести меры по сокращению расходов и при этом не повредить своим долгосрочным перспективам роста ВВП, не увеличив социального неравенства, заявила Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Экономисты организации полагают, что из всех 34-х членов ОЭСР только этим трем потребуется самое высокое сочетание сокращения расходов и повышения налогов, чтобы  добиться снижения государственного долга до 60% от валового внутреннего продукта к 2060 году. В ОЭСР также считают, что эти три страны должны будут прибегнуть к мерам экономии расходов бюджета, которые либо окажутся крайне негативными для роста экономики, либо усилят неравенство доходов населения для того, чтобы достичь этой цели.

В организации полагают, что для всех ее членов сокращение субсидий и пенсий, а также увеличение налогов на имущество являются наименее вредными вариантами для сокращения расходов бюджета к 2060. В то же время ОЭСР пришла к выводу, что некоторым странам не будут нужны дополнительные меры бюджетной консолидации; в их числе – Дания, Эстония, Германия, Южная Корея, Норвегия и Швейцария. Вторая группа состоит из 16 стран, в число которых входят Австралия, Италия, Нидерланды, Испания и Швеция. Эти государства могут достичь сокращения расходов до 60% ВВП к 2060 году с помощью мер, которые наименее вредны для роста ВВП и равенства расходов населения. Группа из шести стран, включая Францию, Грецию и Ирландию, может достигать к 2060 году этой цели, используя «не слишком много вредных мер».

Так или иначе, но Японии, США и Великобритании придется пойти на гораздо большее использование «вредных мер», поскольку значительные масштабы сокращения расходов этим странам просто необходимы, и незначительными мерами достичь необходимых параметров просто не получится. "Поэтому краткосрочная и среднесрочная фискальная консолидация представляет значительные трудности для этих стран, и этим странам трудно будет избежать потенциально сильных пагубных последствий для роста ВВП и социальной справедливости", – пишут в своем обзор экономисты ОЭСР.

В ОЭСР полагают, что США, вероятно, придется пойти на повышение налогов, хотя сокращение расходов на здравоохранение и пенсии также может сыграть свою роль. "Потребление, налоги экологические и на наследство, а на личные доходы, кажется, имеют здесь значительный потенциал", – говорят экономисты. В Японии, в свою очередь, рост личных доходов и налогов с продаж, вероятно, играет большую роль в сокращении расходов к 2060 году до целевого уровня, в то время как правительство может также взимать больше за услуги, которые оно предоставляет. Отрезки к расходам на здравоохранение и инвестиции государственного сектора также могут внести свой вклад. В Великобритании же увеличение налогов с продаж и сборов за услуги, предоставляемые правительством, вероятно, сыграют важную роль в достижении цели, в то время как сокращение расходов на здравоохранение и других расходов государственного сектора также будут необходимы.

Во всех странах, уверены в организации, повышение налогов будет играть значительную роль в сокращении бюджетного дефицита, хотя это, безусловно, идет вразрез с предпочтениями политиков в вопросах жесткой экономии, когда снижение расходов, как правило, предпочтительнее в качестве источника от 75% до 80% всей бюджетной консолидации.

Перечисленным странам действительно не мешало бы усилить работу по сокращению расходов, чтобы вернуть этот показатель на уровни трехлетней давности, которые были вполне приемлемыми для страны, считает аналитик Инвесткафе Екатерина Кондрашова. Однако в создавшейся ситуации это сказалось бы негативно для экономики. Поэтому таким государствам, как Великобритания, приходится выбирать из двух направлений: либо экономить, и тогда антикризисные меры становятся более эффективными, бюджет – более прозрачным, и далее прослеживаются его перспективы, но при этом происходит сокращение ВВП, либо не экономить, удерживая темпы роста экономики, одновременно увеличивая дефицит бюджета, который рано или поздно не только негативно скажется на руководстве государства, но и на долгосрочном рейтинге страны. Поэтому в таком случае золотой серединой является разумная экономия, рассчитанная на длительный период – примерно 5-10 лет, которая не будет столь агрессивной для экономики государства. Однако подобный сценарий развития встречается очень редко.

Высокий и постоянно растущий госдолг – на самом деле сомнительная поддержка для экономики, которой нужно восстанавливаться и набирать обороты роста: страна обычно тратит много средств на обслуживание такого долга, очень редко обслуживание является действительно эффективным, и получается замкнутый круг, указывает аналитик МФХ FIBO Group Анатолий Воронин. Любая мера, которую предпримут власти, по сокращению госдолга будет чувствительной и агрессивной для экономики и бюджета, но, рано или поздно, Япония и США придут к выбору одного из двух возможных вариантов: либо активно сокращать госдолг в ущерб росту ВВП, либо "простить" его самому себе и потерять доверие инвесторов и рейтинг.

Основным инструментом сокращения государственного долга является повышение налогов, однако для некоторых стран и сокращение расходов может быть полезным. Таким образом, полагает начальник отдела доверительного управления Абсолют Банка Иван Фоменко, развитые страны могут смело пойти на сокращение госрасходов, что уже наблюдается (в США падает относительная доля государственных расходов в ВВП), правда – не в тех объемах, как хотелось бы, но, возможно, это только первый шаг. В целом же сокращение государственных расходов в разумных пределах может быть достаточно позитивным явлением, т.к. это позволит освободить часть рыночных средств, которые, в свою очередь, могут быть предоставлены бизнесу (а он является более эффективным собственником). Или же, если перенаправить все средства в бизнес не получится, то, как минимум, можно будет наблюдать снижение процентных ставок – сначала по государственному долгу, а затем и для корпоративных заемщиков.

Облегчение финансового бремени позволит компаниям увеличить размер доналоговой прибыли, что, в свою очередь, увеличит налоговые отчисления, а это позитивно скажется на структуре доходов и расходов государственных финансов. Таким бразом, при правильной настройке может быть достигнут двойной положительный эффект. Однако нельзя забывать, что в краткосрочной перспективе сокращение госрасходов не может не отразиться на динамике ВВП, так как является ее составной частью.

Также снижение государственных расходов будет негативно сказываться на определенных слоях населения и некоторых видах бизнеса. Все это может иметь негативный краткосрочный эффект. В связи с этим, для реализации таких мер необходима политическая воля (например, как у Маргарет Тэтчер). Из крупнейших экономик, только, пожалуй, лидер Германии Ангела Меркель способна на столь непопулярные меры. Позиция же ОЭСР, заключает Иван Фоменко, не является чем-то обязательным к исполнению. Скорее – это рекомендательный обзор, направленный на то, чтобы представить ситуацию для политических лидеров в ином свете, т.е., в долгосрочной перспективе попытаться заставить их искать новые пути развития своих стран.

Программы бюджетной экономии всегда оказывают крайне негативное влияние на экономический рост, соглашается заместитель директора аналитического департамента компании «Альпари» Дарья Желаннова. Живой пример продемонстрировала нам Греция, которая для достижения норм, предписанных евровластями, фактически разрушила экономику, получила безработицу в 27%, постоянные социальные волнения и теперь находится в полной зависимости от воли тройки кредиторов. Проблема госдолга, в Японии – 192,82% ВВП и США – 107% ВВП, хоть и позиционируется как острая, на самом деле не приносит таких уж сложностей. В Великобритании размер долга меньше - 69,15% ВВП. При спокойствии на долговых рынках, когда стоимость обслуживания долгов не возрастает, приоритетом является победа над дефляцией и более дешевая валюта – для Японии, инфляция в 2% и безработица в 6,5% - для США, стимулирование экономического роста в Великобритании. Очевидно, решить все проблемы сразу не получится, поэтому приоритеты расставлены адекватно имеющейся ситуации. Борьба с долгами методами бюджетной экономии принесет намного больше проблем. По мнению аналитика, ни Япония, ни Великобритания, ни США на это не пойдут.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики