По европейским лекалам

Казахстан ввел стандарт Евро-4, однако местные НПЗ не готовы вырабатывать даже топливо класса Евро-3

По европейским лекалам

Для ввозимых в страну автомобилей стандарт Евро-4 начал действовать уже в этот понедельник, а для тех, что будут производиться на территории страны, – с 1 июля 2014 года. Некоторые автолюбители встретили эту новость с опаской, так как ввоз в Казахстан автомобилей, отвечающих стандартам Евро-3, теперь невозможен. Таким образом, ввоз и регистрация автомобилей старше 2005 года выпуска автоматически запрещена.

«Подобный стандарт необходим для того, чтобы в Казахстане действовали общеевропейские нормы, применяемые к автотранспорту», уточнили для ExpertOnline.kz в торговом центре Car city. При этом для многих автолюбителей покупка автомобиля за границей отныне станет не по карману, в силу дороговизны моделей, выпущенных после 2005 года, да и производимые в Казахстане новые марки  тоже весьма дорогостоящие.

Стоит отметить, что эта мера не относится к машинам, произведенным в странах Таможенного союза, поэтому для казахстанцев остаются доступными дешевые российские и белорусские автомобили, выпущенные до 2005 года. Кстати, и Россия, и Белоруссия уже перешли к означенному стандарту, так что Казахстан стал последним из членов ТС, который к нему присоединился. 

В среде автолюбителей ажиотаж, многие из них резонно задаются вопросом: не вырастут ли существенно цены на авто после внедрения стандарта Евро-4. Эксперты говорят, что никаких заметных изменений не произойдет, и цены не повысятся – просто начнется переток старых европейских машин внутри страны, поэтому ожидать быстрого исчезновения так называемых «коробок» с улиц крупных городов не стоит.

С введением нового стандарта возникнет  еще одна проблема. Многие автовладельцы покупают за рубежом машины, произведенные в третьем государстве. Например, японские автомобили часто перевозят из США, где стандарт Евро-3 и Евро-4 вводился раньше, чем во многих других странах. Формально будет получаться, что многие авто, произведенные до 2005 года, могут подпадать под классификацию Евро-4, но так как произведены они в Японии, которая принимала эти стандарты позже, то не совсем ясно, как в Казахстане будут оценивать эти авто на соответствие новым требованиям.

Ранее, когда в Казахстане вступал в действие стандарт Евро-3,  директор департамента автомобильного транспорта Министерства транспорта и коммуникаций Ерлан Джумашев пояснял, что машины при постановке на учёт в Казахстане станут сертифицировать исходя из страны происхождения. Видимо, аналогичная судьба ждет и новый экостандарт. Таким образом, даже если автолюбитель захочет приобрести автомобиль, соответствующий в  США стандарту Евро-4, но выпущенный ранее 2005 года, то в Казахстане он не будет проходить по действующим нормам, что, бесспорно, автовладельцев не радует.

Президент Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ) Андрей Лавреньев отмечает, что Евро-4 , во-первых,  оградит Казахстан от некачественной тяжелой промышленной техники и простимулирует иностранные компании создавать производственные мощности в Казахстане, что будет способствовать развитию несырьевого сектора экономики.

Переход к новому экологическому стандарту повышает и требования к топливу. Согласно техническому регламенту Евразийской экономической комиссии, в Казахстане разрешен выпуск и обращение дизельного топлива класса Евро-2, несмотря на то, что в странах ТС оно уже запрещено. Евро-4 обяжет Казахстан перейти на более качественное топливо, но произойдет это не так скоро.

Сотрудник пресс-службы ЕЭК по техническому регулированию Сергей Цыпленков напомнил, что топливный технический регламент Таможенного союза вступил в силу с 31 декабря 2012 года. Цыпленков говорит, что  использование топлива класса Евро-2 на единой таможенной территории не допускается. На территории Казахстана запрет вступит с 1 января 2014 года, так как для Казахстана сделано исключение – в связи с неготовностью страны перейти на усовершенствованный формат.

По данным Агентства статистических исследований Казахстана, основной негативной тенденцией в работе трех ныне действующих казахстанских НПЗ за последние годы являлась их низкая загруженность сырой нефтью вследствие экспортной ориентации нефтедобывающих компаний и нарушения связей с российскими поставщиками сырья после распада СССР. Поэтому стремление вводить экологические стандарты кажется похвальным, но возникает вопрос:  соответствуют ли реальные обстоятельства с производством топлива  в стране для перехода к таким стандартам?

Требования к топливу в связи с переходом к стандарту Евро-4 требуют существенных вложений в развитие нефтеперерабатывающих заводов, и именно с нехваткой инвестиций на их модернизацию во многом связаны проблемы,  отставание от других стран Таможенного союза в этом сегменте. Казахстан не может не переходить на новые экологические стандарты, иначе он рискует остаться на обочине прогресса. Но делать это необходимо, учитывая те сложности и   шероховатости, которые уже возникли и, видимо, будут возникать.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики