Управление управлением

Казахстанские бизнесмены не привыкли платить за то, что нельзя потрогать руками или измерить: личностный рост, умение принимать решения и эффективно вести дела

Управление управлением

Бизнес-тренинги в потребительской среде рассматриваются больше как форма повышения квалификации персонала, нежели как средство решения проблем, совершенствования стиля работы, мотивации сотрудников.

По данным некоторых экспертов, к услугам коучеров прибегают всего 10% предпринимателей, чаще всего компании, предоставляющие услуги бизнес-тренингов, рассматривают коучинг как бонус к «основной» программе.

Коучинг — это метод консультирования, отличающийся от классического тренинга и консультирования тем, что коуч (ментор) не дает прямых рекомендаций и советов по решению проблемы. Ответ, как правило, ищется вместе с клиентом. От психологического консультирования коучинг отличается направленностью мотивации. Работа с коучем предполагает достижение определенной цели, новых, позитивно сформулированных результатов в жизни и работе. По словам бизнес-консультанта Акмарал Алталиевой, к услугам коучинга чаще всего прибегают специалисты по кадрам и средние предприниматели: «Спрос на коучинг носит фрагментарный характер. Потребность, конечно, есть. Но такой интересный момент: когда ко мне в группу приходят менеджеры, которые хотят нарастить свою компетенцию, пройти тренинг, их в основном посылает компания. Если же управленец захочет личностно вырасти, он должен принять решение и прийти сам; чаще всего это руководители небольших компаний или же специалисты в области HR, которые уходят с уровня операционного менеджмента».

Соотношение косалтинг—тренинги—коучинг на казахстанском рынке составляет 70%–30%–10%, в то время как в развитых странах средняя пропорция 40%–10%–50%. Западные бизнесмены больше стремятся научиться самостоятельно находить выход из сложных ситуаций на работе, не прибегая к готовым решениям, это позволяет выработать навык для будущих ситуаций и, как результат, экономит деньги компании. Недавнее исследование, проведенное Manchester Consulting Group среди компаний, входящих в список Fortune 100, показало, что в среднем отдача от вложений в коучинг почти в 7 раз превышает затраты на коучинговые услуги. По данным Metrix Global, в крупных телекоммуникационных компаниях из списка Fortune 500 возврат от инвестиций (ROI) в коучинг составляет 529%.

Что касается казахстанского рынка, то, по данным Encourage Company, эффективность тренингов зависит от готовности компании внедрить решения, полученные в результате обучения, и, по словам Александра Снежко, консультанта компании, может составить от 30% до 50%.

С тренингами дело обстоит несколько иначе: благодаря институту повышения квалификации этот вид услуг известен руководителям еще с советских времен. В 70% случаев компании сами осознают потребность восполнять пробелы в знаниях сотрудников и находят тренинговые агентства. Камиля Ищанова, генеральный директор «Nota Bene» Human Capital Brands, говорит о том, что потребности в обучении во многом зависят от текущего или прогнозируемого состояния рынка, в котором компания находится; во многих случаях затраты на обучение включаются в бюджет компании на постоянной основе.

«Например, в посткризисный период резко увеличился спрос на тренинги продаж, причем именно на тренинги активных продаж. Возрос интерес к маркетинговым и рекламным темам»,— говорит она. Однако есть и позитивные тенденции, в первую очередь это изменение структуры рынка: от продажников — к эффективному управлению бизнес-процессами. «Самые актуальные темы для руководителей — это развивающее руководство в стиле коучинг, успешное руководство, навыки личной эффективности, управление изменениями, ситуативное руководство в изменяющихся условиях, стратегическое мышление, тайм-менеджмент»,— говорит г-н Снежко.

Новое поколение управленцев, думающее по западному бизнес-лекалу с оттенком азиатской хитрости, только начинает приходить в крупный бизнес. Уже сейчас, по опросу Центра бизнес-информации, социологических и маркетинговых исследований, более трети компаний, не использующих тренинговые услуги, считают их, тем не менее, полезными для своего предприятия. 35% пока затрудняются оценить целесообразность для себя тренинговых услуг. Лишь 25% компаний настроены в отношении тренеров однозначно отрицательно. Это говорит о возможности существенного расширения рынка.

«Коучинг — прерогатива, прежде всего, “думающего” бизнеса, в отличие от того же консалтинга, не столь дорогое удовольствие. И он важен тогда, когда нужно продумать новые цели для компании или когда есть сомнения в достижении имеющихся. Например, групповой стратегический коучинг очень полезен для средних и крупных компаний как инструмент достижения консенсуса в планах компании. Индивидуальный коучинг для руководителей эффективен в работе любых компаний, в том числе и самых маленьких. Коучинг работает с будущим, а хорошего будущего достойны все»,— говорит г-жа Ищанова.          

Статьи по теме:
Казахстанский бизнес

Старая добрая индустриализация

Концепция индустриально-инновационного развития, которая закладывает фундамент следующей, третьей по счету, индустриальной стратегии, подготовлена основательно, что радует. Плохо то, что финансирование индустриализации остается недостаточным

Тема недели

Уйдем от доллара, подсядем на рубль?

Использование национальных валют в качестве расчетной единицы при проведении экспортно-импортных операций — идея не только популярная, но и популистская

Казахстанский бизнес

Человеческий ресурс цифровой повестки

Скрытые резервы операционной эффективности — в проактивных сотрудниках

Повестка дня

Коротко

Повестка дня