Управление управлением

Казахстанские бизнесмены не привыкли платить за то, что нельзя потрогать руками или измерить: личностный рост, умение принимать решения и эффективно вести дела

Управление управлением

Бизнес-тренинги в потребительской среде рассматриваются больше как форма повышения квалификации персонала, нежели как средство решения проблем, совершенствования стиля работы, мотивации сотрудников.

По данным некоторых экспертов, к услугам коучеров прибегают всего 10% предпринимателей, чаще всего компании, предоставляющие услуги бизнес-тренингов, рассматривают коучинг как бонус к «основной» программе.

Коучинг — это метод консультирования, отличающийся от классического тренинга и консультирования тем, что коуч (ментор) не дает прямых рекомендаций и советов по решению проблемы. Ответ, как правило, ищется вместе с клиентом. От психологического консультирования коучинг отличается направленностью мотивации. Работа с коучем предполагает достижение определенной цели, новых, позитивно сформулированных результатов в жизни и работе. По словам бизнес-консультанта Акмарал Алталиевой, к услугам коучинга чаще всего прибегают специалисты по кадрам и средние предприниматели: «Спрос на коучинг носит фрагментарный характер. Потребность, конечно, есть. Но такой интересный момент: когда ко мне в группу приходят менеджеры, которые хотят нарастить свою компетенцию, пройти тренинг, их в основном посылает компания. Если же управленец захочет личностно вырасти, он должен принять решение и прийти сам; чаще всего это руководители небольших компаний или же специалисты в области HR, которые уходят с уровня операционного менеджмента».

Соотношение косалтинг—тренинги—коучинг на казахстанском рынке составляет 70%–30%–10%, в то время как в развитых странах средняя пропорция 40%–10%–50%. Западные бизнесмены больше стремятся научиться самостоятельно находить выход из сложных ситуаций на работе, не прибегая к готовым решениям, это позволяет выработать навык для будущих ситуаций и, как результат, экономит деньги компании. Недавнее исследование, проведенное Manchester Consulting Group среди компаний, входящих в список Fortune 100, показало, что в среднем отдача от вложений в коучинг почти в 7 раз превышает затраты на коучинговые услуги. По данным Metrix Global, в крупных телекоммуникационных компаниях из списка Fortune 500 возврат от инвестиций (ROI) в коучинг составляет 529%.

Что касается казахстанского рынка, то, по данным Encourage Company, эффективность тренингов зависит от готовности компании внедрить решения, полученные в результате обучения, и, по словам Александра Снежко, консультанта компании, может составить от 30% до 50%.

С тренингами дело обстоит несколько иначе: благодаря институту повышения квалификации этот вид услуг известен руководителям еще с советских времен. В 70% случаев компании сами осознают потребность восполнять пробелы в знаниях сотрудников и находят тренинговые агентства. Камиля Ищанова, генеральный директор «Nota Bene» Human Capital Brands, говорит о том, что потребности в обучении во многом зависят от текущего или прогнозируемого состояния рынка, в котором компания находится; во многих случаях затраты на обучение включаются в бюджет компании на постоянной основе.

«Например, в посткризисный период резко увеличился спрос на тренинги продаж, причем именно на тренинги активных продаж. Возрос интерес к маркетинговым и рекламным темам»,— говорит она. Однако есть и позитивные тенденции, в первую очередь это изменение структуры рынка: от продажников — к эффективному управлению бизнес-процессами. «Самые актуальные темы для руководителей — это развивающее руководство в стиле коучинг, успешное руководство, навыки личной эффективности, управление изменениями, ситуативное руководство в изменяющихся условиях, стратегическое мышление, тайм-менеджмент»,— говорит г-н Снежко.

Новое поколение управленцев, думающее по западному бизнес-лекалу с оттенком азиатской хитрости, только начинает приходить в крупный бизнес. Уже сейчас, по опросу Центра бизнес-информации, социологических и маркетинговых исследований, более трети компаний, не использующих тренинговые услуги, считают их, тем не менее, полезными для своего предприятия. 35% пока затрудняются оценить целесообразность для себя тренинговых услуг. Лишь 25% компаний настроены в отношении тренеров однозначно отрицательно. Это говорит о возможности существенного расширения рынка.

«Коучинг — прерогатива, прежде всего, “думающего” бизнеса, в отличие от того же консалтинга, не столь дорогое удовольствие. И он важен тогда, когда нужно продумать новые цели для компании или когда есть сомнения в достижении имеющихся. Например, групповой стратегический коучинг очень полезен для средних и крупных компаний как инструмент достижения консенсуса в планах компании. Индивидуальный коучинг для руководителей эффективен в работе любых компаний, в том числе и самых маленьких. Коучинг работает с будущим, а хорошего будущего достойны все»,— говорит г-жа Ищанова.          

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики