Перспективное направление

У казахстанских разработчиков есть хорошие технические решения для мобильных приложений, но не хватает стратегии по продвижению своего продукта — считает создатель проекта mblogs.kz (блога о мобильных технологиях и мобильных приложениях в Казахстане) и его главный редактор Марат Шакен.

Марат Шакен
Марат Шакен

— Марат, как вы оцениваете ситуацию на казахстанском рынке мобильных приложений на данный момент, и каковы, на ваш взгляд, перспективы этого рынка?

— В данный момент казахстанский рынок приложений значительно вырос, если сравнивать с тем же периодом прошлого года. Чувствуется, как появляются новые и новые группы разработчиков, все более крупные компании приходят на этот рынок, чтобы получить свою долю в этом рынке и сделать свое собственное приложение для своего бизнеса. В целом рынок мобильных приложений можно напрямую сравнивать с рынком создания веб-сайтов. Года два-три назад была огромная эйфория по поводу создания сайтов для компаний, каждая маленькая или большая компания хотела иметь собственный сайт, так и начался бурный рост сайтов в Казнете. Так же  и с приложениями. Сейчас все понимают, что будущее — за мобильными приложениями, так как большинство пользователей уже находятся в Сети посредством своих мобильных устройств, будь то смартфоны, планшеты или ультрабуки. Перспективы у казахстанского рынка хорошие, нам еще расти и расти, как в плане контента в приложениях, так и в плане именно технологических новинок и возможностей внутри наших мобильных устройств.

— Мblog.kz делает обзоры мобильных приложений; по вашему мнению, какие типы мобильных приложений сейчас популярны у пользователей?

— Если рассматривать конкретно на примере нашего проекта и проводить параллели с количеством просмотров, комментариев и дальнейших закачек, то с уверенностью можно сказать, что на первом месте идут сетевые сервисы. Не важно, в какой они сфере — финансовой, развлекательной либо навигационной. Народу сейчас в своих смартфонах нужны именно быстрый сервис, быстрый вопрос и ответ на него. В качестве примеров могу отметить следующие приложения: Point+ для поиска банкоматов, финансовых учреждений, нотариусов и всего прочего полезного в вашем городе, Yvision.kz — приложения для чтения и ведения блогов непосредственно с вашего устройства, Kino.kz — приложение одноименного сайта с возможностью поиска киносеансов, а также, что немаловажно, онлайн-покупки в кинотеатрах, где данная услуга доступна.

На втором месте находятся информационные приложения: ПДД РК — с полными текстами, а также возможностью тестирования на знание правил дорожного движения РК, «Слова назидания» великого Абая и всевозможные приложения новостных сайтов — Tengrinews.kz, Bnews.kz, Nur.kz и т.д.

— Как оцениваете общий уровень разработчиков на казахстанском рынке мобильных приложений?

— Общий уровень разработчиков сейчас — на твердую тройку с плюсом. Это мое сугубо личное мнение. Есть несколько команд профессионалов, они каждый день становятся все лучше и лучше, испытывая на практике все новые методы, как технические, так и маркетинговые. По моим оценкам, в ближайший год уровень станет выше на порядок и, надеюсь, мы сможем показывать некоторые наши приложения на мировом рынке.

— Опять же, Марат, вы, как человек, который оценивает конечный продукт казахстанских разработчиков, в чем видите их сильные и слабые стороны?

— Определенно: слабой стороной очень многих казахстанских приложений является дизайн и юзабилити. То есть дизайн и удобство пользования. У нас есть хорошие технические решения, хорошие полезные приложения, но иногда они малоизвестны. В основном разработчики создали приложение, клиент увидел, довольный, закачал себе и своим сотрудникам — и все. На этом развитие заканчивается. Не делается никаких активностей, продвижения приложений. Есть, конечно, примеры успешного продвижения. Команда, работа которой мне нравится,— это компания Crystal Spring, они сумели воедино соединить все свои приложения с одной пользовательской базой и продвигают свои приложения внутри всей своей сети. Это хороший подход, я думаю. Сам пользуюсь практически всеми их приложениями. Также совсем недавно появился новый продукт: сервис знакомств, основанный на геометках — Spring Fruit. Мне очень понравилось, как ребята его продвигают, запускают Козы Корпеш и Баян Сулу в космос, снимают проморолики, публикуются на многих новостных сайтах. Это очень похвально, особенно когда знаешь, что эти ребята не так давно были студентами.

— Насколько популярен mblog.kz у пользователей Казнета, насколько вообще пользователи интересуются новинками в этой области?

— О популярности проекта Mblog.kz трудно судить, так как он очень нишевый и узкоспециализированный. В целом интерес у пользователей к данной теме есть, у нас есть постоянные подписчики, читатели, которые заходят к нам несколько раз в неделю, чтобы почитать о новинках в мобильных приложениях и мобильной индустрии в Казнете. Мы не стоим на месте, мы развиваемся, становимся информационными партнерами разных организаций, связанных с разработкой мобильных приложений, являемся инфо-спонсорами международного конкурса мобильных приложений; также у нас есть планы по развитию информированности людей о технической части создания мобильных приложений. Будем рады каждому посетителю, каждому отклику и комментарию со стороны пользователей.   

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее