Перспективное направление

У казахстанских разработчиков есть хорошие технические решения для мобильных приложений, но не хватает стратегии по продвижению своего продукта — считает создатель проекта mblogs.kz (блога о мобильных технологиях и мобильных приложениях в Казахстане) и его главный редактор Марат Шакен.

Марат Шакен
Марат Шакен

— Марат, как вы оцениваете ситуацию на казахстанском рынке мобильных приложений на данный момент, и каковы, на ваш взгляд, перспективы этого рынка?

— В данный момент казахстанский рынок приложений значительно вырос, если сравнивать с тем же периодом прошлого года. Чувствуется, как появляются новые и новые группы разработчиков, все более крупные компании приходят на этот рынок, чтобы получить свою долю в этом рынке и сделать свое собственное приложение для своего бизнеса. В целом рынок мобильных приложений можно напрямую сравнивать с рынком создания веб-сайтов. Года два-три назад была огромная эйфория по поводу создания сайтов для компаний, каждая маленькая или большая компания хотела иметь собственный сайт, так и начался бурный рост сайтов в Казнете. Так же  и с приложениями. Сейчас все понимают, что будущее — за мобильными приложениями, так как большинство пользователей уже находятся в Сети посредством своих мобильных устройств, будь то смартфоны, планшеты или ультрабуки. Перспективы у казахстанского рынка хорошие, нам еще расти и расти, как в плане контента в приложениях, так и в плане именно технологических новинок и возможностей внутри наших мобильных устройств.

— Мblog.kz делает обзоры мобильных приложений; по вашему мнению, какие типы мобильных приложений сейчас популярны у пользователей?

— Если рассматривать конкретно на примере нашего проекта и проводить параллели с количеством просмотров, комментариев и дальнейших закачек, то с уверенностью можно сказать, что на первом месте идут сетевые сервисы. Не важно, в какой они сфере — финансовой, развлекательной либо навигационной. Народу сейчас в своих смартфонах нужны именно быстрый сервис, быстрый вопрос и ответ на него. В качестве примеров могу отметить следующие приложения: Point+ для поиска банкоматов, финансовых учреждений, нотариусов и всего прочего полезного в вашем городе, Yvision.kz — приложения для чтения и ведения блогов непосредственно с вашего устройства, Kino.kz — приложение одноименного сайта с возможностью поиска киносеансов, а также, что немаловажно, онлайн-покупки в кинотеатрах, где данная услуга доступна.

На втором месте находятся информационные приложения: ПДД РК — с полными текстами, а также возможностью тестирования на знание правил дорожного движения РК, «Слова назидания» великого Абая и всевозможные приложения новостных сайтов — Tengrinews.kz, Bnews.kz, Nur.kz и т.д.

— Как оцениваете общий уровень разработчиков на казахстанском рынке мобильных приложений?

— Общий уровень разработчиков сейчас — на твердую тройку с плюсом. Это мое сугубо личное мнение. Есть несколько команд профессионалов, они каждый день становятся все лучше и лучше, испытывая на практике все новые методы, как технические, так и маркетинговые. По моим оценкам, в ближайший год уровень станет выше на порядок и, надеюсь, мы сможем показывать некоторые наши приложения на мировом рынке.

— Опять же, Марат, вы, как человек, который оценивает конечный продукт казахстанских разработчиков, в чем видите их сильные и слабые стороны?

— Определенно: слабой стороной очень многих казахстанских приложений является дизайн и юзабилити. То есть дизайн и удобство пользования. У нас есть хорошие технические решения, хорошие полезные приложения, но иногда они малоизвестны. В основном разработчики создали приложение, клиент увидел, довольный, закачал себе и своим сотрудникам — и все. На этом развитие заканчивается. Не делается никаких активностей, продвижения приложений. Есть, конечно, примеры успешного продвижения. Команда, работа которой мне нравится,— это компания Crystal Spring, они сумели воедино соединить все свои приложения с одной пользовательской базой и продвигают свои приложения внутри всей своей сети. Это хороший подход, я думаю. Сам пользуюсь практически всеми их приложениями. Также совсем недавно появился новый продукт: сервис знакомств, основанный на геометках — Spring Fruit. Мне очень понравилось, как ребята его продвигают, запускают Козы Корпеш и Баян Сулу в космос, снимают проморолики, публикуются на многих новостных сайтах. Это очень похвально, особенно когда знаешь, что эти ребята не так давно были студентами.

— Насколько популярен mblog.kz у пользователей Казнета, насколько вообще пользователи интересуются новинками в этой области?

— О популярности проекта Mblog.kz трудно судить, так как он очень нишевый и узкоспециализированный. В целом интерес у пользователей к данной теме есть, у нас есть постоянные подписчики, читатели, которые заходят к нам несколько раз в неделю, чтобы почитать о новинках в мобильных приложениях и мобильной индустрии в Казнете. Мы не стоим на месте, мы развиваемся, становимся информационными партнерами разных организаций, связанных с разработкой мобильных приложений, являемся инфо-спонсорами международного конкурса мобильных приложений; также у нас есть планы по развитию информированности людей о технической части создания мобильных приложений. Будем рады каждому посетителю, каждому отклику и комментарию со стороны пользователей.   

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности