Точка отрыва

Рынок разработки программных продуктов для мобильных устройств показывает уверенный рост. Но пока что это рынок услуг, а не рынок продуктов

Точка отрыва

Компания J’son & Partners Consulting, представившая исследование «Рынок мобильных приложений в России и мире», считает, что к 2016 году этот сегмент IT-рынка в мировом масштабе вырастет в 8 раз (с 7,8 млрд долларов в 2012-м до 65,8 млрд долларов в 2016-м). Российскому рынку эксперты J’son & Partners Consulting пророчат тот же рост, что и мировому, то есть со 160 млн долларов в 2012 году до 1,3 млрд долларов в 2016-м. Если экстраполировать эти данные на казахстанский рынок мобильных приложений (не самый верный подход, но что остается делать в отсутствие исследований относительно национального рынка) — то уже в прошлом году он мог достигать 16 млн долларов (что сомнительно) и должен показывать ощутимый рост в ближайшие годы (что сомнений не вызывает). 

Клиент почти готов

«Зарождающийся», «в зачаточном состоянии» — в основном такими выражениями характеризуют рынок мобильных приложений Казахстана представители компаний, занимающихся разработкой программных продуктов для мобильных устройств. И тут же отмечают: в этом году рынок уже заметно активнее, чем был в прошлом. «Если смотреть на нас как на студию, которая разрабатывает в том числе и мобильные приложения — запросы на заказ у нас практически каждый день приходят, мы уже просто не справляемся. Год назад все было по-другому: запросы приходили раз в месяц, наверное», — говорит генеральный директор iBec Sistems Вадим Лю. «Если за весь прошлый год 2–3 приложения просили сделать, то сейчас 1–2 таких вопроса мы слышим в неделю» — это уже слова Константина Пака, директора по новым технологиям Crystal Spring.

Тенденция налицо: мобильные приложения становятся все более популярными у заказчиков. В качестве последних выступают пока преимущественно крупные компании. «Приходят банки: нам нужно банковское мобильное приложение, приходят порталы, которые говорят, что было бы удобно, если бы существовало мобильное приложение»,— Вадим Лю утверждает, что заказчики в основном знают, какие цели преследуют.

В свою очередь Константин Пак отмечает, что у заказчиков «еще нет понимания, что такое мобильная коммерция и как ее правильно использовать, но есть понимание, что какое-то свое приложение надо иметь», и это порой приводит к тому, что клиент хочет то, чего приложение дать ему не может. В качестве примера представитель Crystal Spring приводит ситуацию, когда клиент пытается продавать на мобильном приложении сложный страховой полис. Тем не менее, резюмируют разработчики, клиенты уже понимают необходимость мобильного представительства — понимают, что в случае его отсутствия они отстанут от конкурентов, и нацеливаются на функционал. Имиджевое мобильное приложение в формате «просто чтобы было» нужно очень немногим.

Есть еще один тип мобильных приложений, с которыми клиенты приходят к разработчикам,— это стартапы. Однако наличие идеи не гарантирует ее воплощения. «Мы ничего не внедрили, потому что, как правило, денег на реализацию мало у них, а делиться никто не хочет. Да и действительно интересных предложений было немного, остальные — так себе, на наш взгляд»,— признается Вадим Лю.

Дело рук своих

Если посмотреть на продукты от казахстанских разработчиков в магазинах приложений AppStore и Google Play, можно обнаружить, что, во-первых, их не так уж и много — счет идет на десятки, а во-вторых, почти все они, за редким исключением, связаны либо с финансовыми услугами, либо с информационным сервисом. «Самые удачные приложения — это обычно означает самые скачиваемые и самые просматриваемые. Если мы посмотрим на статистику в магазинах приложений, то увидим следующую картину: на первых местах по закачкам находятся приложения Yvision, Pit-Stop и egov.kz. Не забываем также и про платформу iOS, в которой несомненным лидером по успешности являются два проекта одних казахстанских разработчиков Mobile Creators. Это приложения — “Слова назидания” и Great Coffee App. Если судить субъективно, на мой взгляд, то успешными я считаю те приложения, которыми пользуюсь как минимум пару раз в неделю. Это Point+, Yvision.kz, egov.kz, Kino.kz, Homebank.kz», — делится своим мнением создатель проекта mblog.kz (блога о мобильных технологиях и мобильных приложениях в Казахстане) Марат Шакен. Создатели Pit-Stop из Crystal Spring также называют это приложение своим самым успешным на данный момент продуктом. «В этом приложении у нас больше ста тысяч пользователей»,— говорит Константин Пак.

Ряд компаний своими самыми успешными продуктами считают приложения непубличные, сделанные для внутреннего использования. Так, Вадим Лю отмечает, что для Samsung Electronics они разработали систему по управлению ритейл-бизнесом, в которой интенсивно используются мобильные приложения — вплоть до того, что с их помощью можно проводить мониторинг деятельности сотрудников. Информация, полученная с помощью мобильных устройств, может быть передана на сервер, консолидирована и выдана в виде отчетности. Алексей Смирнов из 9buttons также уверен, что их «самые удачные мобильные приложения — корпоративные. Они нам нравятся, они у нас получились, и о них мало кто знает, кроме заказчиков».

Программный продукт для внутреннего использования разрабатывается, как правило, на Android — это дешевле и функциональнее. Несмотря на то, что мобильных устройств на Android в Казахстане значительно больше, чем продукции Apple, «когда речь идет о публичных мобильных приложениях, мы говорим клиенту, что нужно сразу делать два: на iOS и Android»,— рассказывает Вадим Лю. И Константин Пак с ним согласен: «Если бюджет позволяет, имеет смысл сразу делать приложение на обе эти операционные системы. У Android больше пользователей, у iOS пользователи более ценные, коммерчески более перспективны. Не имеет смысла пока делать под Windows Phone, как бы на меня ни обижался Microsoft. Кросс-платформенные решения используются нечасто по причине их ненативности — в большинстве случаев они «тормозят» и работают хуже нативных программ. Но в случае маленького бюджета кросс-платформенный вариант может стать выходом из положения», объясняет Пак. По его подсчетам, стоимость разработки мобильного приложения колеблется от 300 тысяч тенге за простейшее до 2 млн тенге за приложение с серьезным функционалом.

Дефицитный кадр

«Обязательно создается прототип, это такое веб-приложение, которое может показать весь функционал: как будет выглядеть приложение, что там будет нажиматься. Потом работает дизайнер — в мобильном приложении очень важна визуальная часть — и только потом включается разработчик»,— Константин Пак вкратце описывает схему создания мобильного приложения. «Мы видим такие ситуации, когда один человек может стать человеком-комбайном и делать все подряд, но, насколько показывает практика, такой опыт бывает плачевным. В Казахстане таких разработчиков-одиночек единицы, и проекты их не сильно успешны», подчеркивает Марат Шакен.

Для разработки качественного продукта необходима команда, и практически у всех казахстанских компаний, занимающихся созданием мобильных приложений, она есть. Правда, собрать эту команду бывает нелегко — все руководители компаний высказывают одну и ту же мысль: реально хороших разработчиков для мобильных устройств в стране — наперечет (впрочем, эта ситуация верна для всего сектора IT в Казахстане). «Я вот буквально только приехал с международной конференции по мобильным приложениям, там были представлены другие страны СНГ, и мы пока сильно отстаем, к примеру, от Киргизии.   Там команд больше, и команды сильнее»,— говорит Константин Пак.

В основном разработке мобильных приложений учатся самостоятельно, с помощью Интернета, а потом — получив заказ в одной из компаний по разработке, доучиваются там. Впрочем, ситуация в ближайшее время может несколько улучшиться: «Некоторые институты (МУИТ, СДУ) задумываются о подготовке специалистов — как минимум, они открывают курсы по обучению программированию под Android и iOS; я думаю, у нас в стране будут появляться постепенно не просто ребята-энтузиасты, а действительно специалисты, вышедшие из институтов», — надеется Алексей Смирнов. В свою очередь Вадим Лю полагает, что у увлеченной молодежи есть и недостатки: «В МУИТ, СДУ есть ребята хорошие, которые сами по себе пытаются что-то сделать. Но, как правило, они звездятся раньше времени и хотят делать что-то свое раньше времени, не имея никакого опыта работы в команде. И получается не всегда успешно».

Все, что было, еще впереди

Существенной конкуренции на казахстанском рынке мобильных приложений разработчики пока не ощущают, рынка хватает на всех. По словам Вадима Лю, «скорее нехватка разработчиков, нежели клиентов». На вопрос, может ли выжить компания, занимающаяся исключительно разработкой мобильных приложений (а для большинства компаний сейчас это одно из направлений деятельности, но не единственное), ответ был «скорее да, чем нет», а директор 9buttons Алексей Смирнов уверенно ответил: «Мы живем. Мы занимаемся этим только чуть больше года и пока живы».

Пока казахстанские компании продают скорее свои услуги по созданию приложений, нежели самостоятельные продукты. Но и эта ситуация будет меняться, хоть и не слишком быстро: «У нас планы большие на публичные приложения, и будем реализовывать их в этом и в следующем году, есть хорошие идеи, но пока говорить о них не можем»,— поделился генеральный директор iBec Sistems.

Практически весь продукт казахстанских разработчиков в AppStore и Google Play можно скачать бесплатно, вопрос так называемой прямой монетизации пока остается открытым. «В Казахстане очень маленький рынок, и если ты в приложение вкладываешь достаточно много усилий, оно просто не окупится в Казахстане через продажи в магазинах приложений. Соответственно, делать свои продукты как первый шаг и продавать их конечному потребителю, я думаю, пока рано»,— считает Александр Ногай из Mobile Creators.

Кофейное приложение Great Coffee App этих разработчиков продается в AppStore за 2,99 доллара, и сами они называют этот проект для себя успешным, хоть и не озвучивают цифр. Правда, при этом стоит отметить, что Mobile Creators изначально ориентируются на глобальный рынок: «Мы не работаем на Казахстан — мы делаем продукты, которые продаем по всему миру, и Казахстан там, не знаю, может, на сотом месте в плане продаж». Говоря о выходе разработчиков на мировой рынок, Александр Ногай указывает и другой момент: «Там совсем другой рынок, и уровень качества очень высокий. И обеспечить его достаточно сложно. Нужна специализация, нужны специалисты, нужна идея продукта, нужно понимание маркетинга, как это продвигать по всему миру — это все информация, которую в Казахстане получить очень сложно». Прямая монетизация сделает актуальным для разработчиков и еще один вопрос: о выводе заработанных денег из магазинов приложений — пока законодательство Казахстана в этом вопросе несовершенно.

Можно предположить, что в ближайшие годы разработка мобильных приложений для бизнеса останется для казахстанских компаний в приоритете, но и самостоятельных приложений станет больше, причем таких, продвигать которые можно не только в РК, но и в глобальном масштабе. Специальность же разработчика мобильных приложений останется в дефиците — по мнению представителей компаний, рынок ждет «взрывной рост», и значит, клиентов по-прежнему будет больше, чем тех, кто может выполнить их заказ.         

Перспективное направление

У казахстанских разработчиков есть хорошие технические решения для мобильных приложений, но не хватает стратегии по продвижению своего продукта — считает создатель проекта mblog.kz  и его главный редактор Марат Шакен.

— Как вы оцениваете ситуацию на казахстанском рынке мобильных приложений на данный момент, и каковы, на ваш взгляд, перспективы этого рынка?

— Рынок приложений значительно вырос, если сравнивать с тем же периодом прошлого года. Чувствуется, как появляются новые и новые группы разработчиков, все более крупные компании приходят на этот рынок, чтобы получить свою долю в этом рынке и сделать свое собственное приложение для своего бизнеса.

В целом рынок мобильных приложений можно напрямую сравнивать с рынком создания веб-сайтов. Года два-три назад была огромная эйфория по поводу создания сайтов для компаний, каждая маленькая или большая компания хотела иметь собственный сайт, так и начался бурный рост сайтов в Казнете. Так же  и с приложениями. Все понимают, что будущее — за мобильными приложениями, так как большинство пользователей уже находятся в Сети посредством своих мобильных устройств, будь то смартфоны, планшеты или ультрабуки. Перспективы у казахстанского рынка хорошие, нам еще расти и расти, как в плане контента в приложениях, так и в плане именно технологических новинок и возможностей внутри наших мобильных устройств.

— Каков общий уровень разработчиков на казахстанском рынке мобильных приложений?

— На твердую тройку с плюсом. Это мое сугубо личное мнение. Есть несколько команд профессионалов, они каждый день становятся все лучше и лучше, испытывая на практике все новые методы, как технические, так и маркетинговые. По моим оценкам, в ближайший год уровень станет выше на порядок и, надеюсь, мы сможем показывать некоторые наши приложения на мировом рынке.

- Вы, как человек, который оценивает конечный продукт казахстанских разработчиков, в чем видите их сильные и слабые стороны?

— Определенно: слабой стороной очень многих казахстанских приложений является дизайн и юзабилити. То есть дизайн и удобство пользования. У нас есть хорошие технические решения, хорошие полезные приложения, но иногда они малоизвестны. В основном разработчики создали приложение, клиент увидел, довольный, закачал себе и своим сотрудникам — и все. На этом развитие заканчивается. Не делается никаких активностей, продвижения приложений.

Есть, конечно, примеры успешного продвижения. Команда, работа которой мне нравится,— это компания Crystal Spring, они сумели воедино соединить все свои приложения с одной пользовательской базой и продвигают свои приложения внутри всей своей сети. Это хороший подход, я думаю. Сам пользуюсь практически всеми их приложениями. Также совсем недавно появился новый продукт: сервис знакомств, основанный на геометках — Spring Fruit. Мне очень понравилось, как ребята его продвигают, запускают Козы Корпеш и Баян Сулу в космос, снимают проморолики, публикуются на многих новостных сайтах. Это очень похвально, особенно когда знаешь, что эти ребята не так давно были студентами.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики