Деньги - в землю

Нужно в корне менять подходы к финансированию сельхозпроизводителей. Механический перенос банковских процессов кредитования ничего не изменит — только расходоваться будут бюджетные средства, а не частные

Деньги - в землю

Аграрный комитет мажилиса предложил создать сельскохозяйственный банк в Казахстане. Депутаты считают, что для этой цели подойдут государственные Альянс Банк или Темирбанк. БТА в список кандидатов не включили, вероятно по причине его возможной продажи Халык Банку. Пресс-служба Альянс Банка по просьбе «Эксперта Казахстан» так прокомментировала предложение депутатов: «Банк не получал никаких поручений от основного акционера АО “Самрук-Казына”, а также от государственных органов по факту заявлений депутатов о желательности создания единого специального сельскохозяйственного банка на базе АО “Альянс Банк” и АО “Темирбанк”».

Еще в 2009 году министр финансов Болат Жамишев недвусмысленно заявил, что агробанк в Казахстане создаваться не будет. Однако предложения основать специальный банк, который бы кредитовал только сельхозпроизводителей, появляются с завидным постоянством. Короткая хроника: в 2009 году нынешний министр сельского хозяйства, а в то время глава холдинга «КазАгро» Асылжан Мамытбеков настаивал на образовании агробанка; осенью 2010-го то же самое предложение высказал тогдашний глава министерства сельского хозяйства Ахылбек Куришбаев. В январе 2012 года к этой идее вернулся председатель президиума НЭПК «Союз Атамекен» Тимур Кулибаев, в марте того же года сенатор Куаныш Айтханов обратился к тогдашнему премьер-министру Кариму Масимову с предложением создать специальный сельскохозяйственный банк. Люди в должностных креслах меняются, а проблема финансирования сельского хозяйства остается.

Не любят банки крестьян

Казахстан принято считать преимущественно аграрной страной, хотя даже с учетом соотношения сельского и городского населения (в селе проживает порядка 47% населения) это натяжка, а если учесть еще и невеликий вклад сельского хозяйства в экономику страны, тем паче. Несмотря на высокие урожаи зерновых (ими занято более 88% всех посевных площадей) в последние годы, на амбиции Казахстана стать одним из основных экспортеров зерна на мировые рынки, доля сельского хозяйства в ВВП не только не достигла уровня советского 1990 года (34%), но и постоянно снижается.

Все, кто озабочен состоянием казахстанского агрокомплекса, считают, что все дело в финансировании: растениеводам не хватает денег на покупку оборудования и машин, удобрений, семян, ГСМ, животноводам — на приобретение племенного скота и кормов, и, наконец, и тем, и другим нужны современные технологии и методики ведения хозяйства, а стоят они дорого. Правы те сторонники создания агробанка, которые говорят о недостаточности банковского кредитования сельхозпроизводителей.

Статистика Национального банка показывает, что доля займов аграриям с 2007 года не превышает 3,5% от общего объема кредитования коммерческими банками. При этом стоимость займов для сельского хозяйства, по данным того же Нацбанка, вопреки распространенному мнению о высоких ставках ниже, чем для экономики в целом.

Но анализ ставок для других отраслей показывает, что цена кредитов сельскому хозяйству сопоставима с займами связи, транспорту и намного выше, чем в целом промышленности (8,5% на апрель 2013 года).

Банки не горят желанием давать деньги отрасли, где риски традиционно высоки; к тому же заемщики не могут предоставить адекватного обеспечения под кредит. Это прежде всего относится к крестьянским хозяйствам и фермерам. Велик риск невозврата денег — и не только из-за неурожая. Так, банкиры в частных разговорах сетуют на нецелевое использование займа, полученного на покупку семян, горючего, ремонт или обновление техники. «Покупают “лексус” или свадьбу сыну справляют на эти деньги»,— жаловался как-то работник одного из банков.

Наиболее желанные заемщики для коммерческих банков — крупные хозяйства. Рентабельным по критериям банка считается компания с посевными площадями не менее 5 тыс. га, потому что крупные сельхозпредприятия могут снизить затраты при покупке семян, ГСМ, техники, у них больше возможностей по хранению продукции. Небольшие хозяйства и фермеры чаще арендуют технику у МТС, созданных государством. Но тут они зависят от других арендаторов и могут опоздать с уборкой урожая.

Главными получателями господдержки являются также крупные сельхозпроизводители. Так, по свидетельству депутата Дариги Назарбаевой, государственные субсидии получают только 15 сельхозформирований, в основном крупные хозяйства. «На первый взгляд это кажется логичным и обоснованным. Но давайте посмотрим, каков вклад крупных хозяйств в производство продукции? Они дают 5% мяса, 4% молока, 5% шерсти, 8% яиц. Получается, мы направляем средства на поддержку крупного бизнеса, а 80% всего скота содержится в личных подворьях и дают они 86% продукции животноводства»,— отметила она.

До нынешнего года государство поддерживало сельское хозяйство субсидиями — способ не лучший и себя не оправдавший, судя по уровню развития аграрного сектора. В новой семилетней программе развития агрокомплекса такой инструмент сохраняется, но наряду с ним будут применяться и новые: гарантирование и страхование займов, инвестиционные субсидии, субсидирование ставки вознаграждения по кредитам и лизингу, финансовое оздоровление, фондирование банков второго уровня. Стоимость программы — 3 трлн тенге, или 20 млрд долларов по нынешнему курсу. Банки особо отметили субсидирование ставки: государство в среднем будет доплачивать от 50 до 80% банковской ставки вознаграждения.

Как мы видим, от очередной госпрограммы, на этот раз поддержки сельского хозяйства, на деле больше всего выигрывает… банковский сектор: конечно, займы станут дешевле, но все принятые меры в большей степени направлены на снижение рисков кредиторов. Реанимация идеи агробанка, возможно, объясняется как раз появлением этой программы и обещанным щедрым государственным финансированием — не все же деньги отдавать коммерческим фининститутам.

Не просто деньги

В принципе, агробанк — идея здравая: во многих странах существуют такие структуры, причем не обязательно государственные. Например, в  России Россельхозбанк, специализированный сельскохозяйственный банк, 100% акций которого принадлежат правительству, входит в четверку крупнейших банков РФ. Сельскохозяйственный банк Китая — коммерческий, также один из крупнейших банков страны. Во Франции финансирование аграрного сектора осуществляется за счет партнерства государства и коммерческих банков. В Германии государство напрямую не вступает в отношения с частными банками для кредитования сельхозотрасли, этим занимается Сельскохозяйственный рентный банк (СРБ), созданный в 1949 году. На местах финансирование сельхозпроизводителей идет через кооперативные кредитные товарищества. То же самое в США: там существует сообщество взаимных кредитных товариществ.

Нужен ли Казахстану подобный банк? «На самом деле агробанк ничего не дает. Если он начнет работать на рыночных условиях, а не просто как институт, который перераспределяет бюджетные средства, то он должен работать так же, как любой другой коммерческий банк. Он должен будет диверсифицировать свой портфель, источники фондирования, и в этом случае у него не будет никаких преимуществ по сравнению с коммерческими банками. Если же речь идет о создании института, который перекачивал бы бюджетные деньги, то с этим хорошо справляются все те фонды, которые существуют на сегодняшний день», говорил ранее глава Минфина Болат Жамишев.

Мы согласны с тем, что Казахстану не нужен агробанк, который будет работать в том же поле, что и коммерческие институты. Тем более с финансированием АПК до сих пор хорошо справлялось государственная компания «КазАгроФинанс», «дочка» нацхолдинга «КазАгро».

Деньги для благополучия агросектора важны, с этим не поспоришь, но для того, чтобы сельское хозяйство было конкурентоспособным, нужно решать весь комплекс проблем села: первым делом — дефицит специалистов, а без создания нормальных условий жизни в ауле их не удержишь. Дарига Назарбаева привела такие данные: за 2012 год около 45 тыс. человек мигрировали из сельской местности. «Если ситуация так пойдет и дальше, на селе будет некому работать. Фермеры и крестьяне бьют тревогу: некому пасти скот, нет опытных пастухов. Никто не хочет идти в эту профессию»,— сокрушается Назарбаева.

Нужно не просто предоставлять кредиты сельхозпроизводителям, но и стимулировать их к применению новых агротехнологий, инноваций. Несколько лет назад размеры субсидий для сельхозпроизводителей, применяющих влагосберегающие технологии, были увеличены вдвое.

Не только у нас, но и во всем мире сельское хозяйство — высокорискованное производство. Основные риски — неурожай, качество продукции, снижение цен на продукцию, отсутствие рынков сбыта, отсутствие логистики. Но прежде всего — погодные условия. Однако в развитых странах даже в зонах рискованного земледелия получают хорошие урожаи (пример — Израиль). В Казахстане все перечисленные риски отступают перед угрозой климатических катаклизмов: у нас нет более непредсказуемой отрасли, чем сельское хозяйство. Это хорошо прослеживается на графике 1, показывающем динамику объема продукции за последние годы: то густо, то пусто. Спустя полвека с момента освоения казахстанской целины мы продолжаем зависеть от погоды.

Если уж создавать агробанк, то нужно хорошо изучить опыт других стран. Во Франции, где сильна государственная составляющая в финансировании АПК, условия кредитования молодых фермеров, а также сельхозпроизводителей, применяющих инновации, более мягкие: деньги дешевле, сроки длиннее. Стимулирующие размеры ставок и сроков кредитования применяются и к заемщикам, которые занимаются сельским хозяйством в неблагополучных районах, дешевле обойдутся заемные средства на проведение модернизации хозяйства.

Агробанк должен работать не только и не столько для крупных производителей. Некоторые сторонники его создания считают, что это должна быть структура, подобная Банку развития Казахстана, но у БРК есть один недостаток: он может финансировать только крупные проекты. Однако такой путь для агробанка — тупиковый, ведь с кредитованием больших хозяйств проблем обычно не возникает.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности