Втиснуться в Кашаган

Китайскому дракону остался всего один прыжок до Каспия

Втиснуться в Кашаган

Озвученную в СМИ новость о том, что Китай готов заплатить за долю  ConocoPhillips в Кашагане  примерно 15 млрд долларов, конечно, можно считать либо «уткой», либо целенаправленным вбросом, чтобы повысить цену на «аукционе» среди покупателей. Но, вероятнее всего, эта информация соответствует или близка к действительности.

В этом случае можно сказать, что стоимость пакета акций будет оценена по верхней границе, так как цена 8,4% акций, по подсчетам затратным методом, должна составлять около 5-5,5 млрд долларов (с учетом затрат консорциума и доли ConocoPhillips в нем); при сравнительном анализе стоимость доли может составлять от 5,9 млрд долларов (при расчете 5 долл. за баррель извлекаемых запасов) до 10,6 млрд долларов (при расчете 3 доллара за баррель геологических запасов), а сумма в 14-15 млрд возможна при оценке доходным методом (с учетом действия срока СРП по Кашагану до 2037 года, умеренном росте нефтяных цен и 15%-ной рентабельности проекта). Подробные расчет мы приводили в статье «Кашаганский гамбит» от 15 октября 2012 года (см. Кашаганский гамбит).

Если принять за близкую к истине сумму сделки в 15 млрд долларов, то, на мой взгляд, мы станем свидетелями следующей схемы покупки:

  • Покупателем доли станет казахстанская компания (возможно, «КазМунайГаз»), так как Казахстан имеет приоритетное право покупки доли у любого из акционеров Кашагана. И только в случае отказа Казахстана от покупки акционеры могут продать долю другому покупателю напрямую. Таким образом, утверждения и вбросы в СМИ о том, что ConocoPhillips продаст свою долю напрямую Индии/индийской компании, не имеют под собой оснований, поскольку в этой сделке все будет решать именно казахстанская сторона;
  • «КазМунайГаз» выкупит долю у ConocoPhillips по минимально возможной цене. Думаю, это цена будет близка к оценка стоимости пакета акций по затратному методу, то есть около 5-5,5 млрд долларов Возможно, цена составит около 6 млрд долларов с учетом планируемой схемы. Учитывая, что ConocoPhillips продает ряд активов по всему миру, рассчитывать на какую-либо схему здесь не приходится. Компания хочет и получит всю сумму сразу;
  • Затем «КазМунайГаз» продаст этот или часть своего имеющегося пакета акций одной из китайских госкомпаний за бо´льшую сумму, вероятнее всего - близкую к 15 млрд долларов.

Следует учитывать, что просто так дарить огромную сумму, которую готовы заплатить китайские госкомпании, пока еще акционеру Кашагана -  ConocoPhillips - не имеет никакого смысла, т.к. Казахстан в этом случае ничего не получит. Также следует учитывать, что у казахстанской стороны с ConocoPhillips в принципе натянутые отношения из-за ее выхода из консорциума.

Разница между ценой выкупа доли у ConocoPhillips и ценой продажи ее китайской стороне в размере около 8-9 млрд долларов сейчас очень сильно нужна и бюджету Казахстана, и нашим нефтегазовым компаниям. Именно ради этой маржи правильнее всего осуществить сделку по подобной схеме.

Этот доход опять-таки можно будет получить различными способами, где кэшовая форма сделки будет наиболее простой и маловероятной. Скорее всего, часть суммы Казахстан получит наличными, часть – в виде списания долгов, которые есть у Казахстана или госкомпаниями перед Китаем, к примеру - полученных во время кризиса. Или будет произведен «взаимозачет» кредитов, которые должны быть погашены в течение ближайшего времени, к примеру - в инфраструктурных проектах газовой сферы. Возможно, что часть полученного кэша будет направлена на создание скандально известных ЕНПФ и ЕПЦ.

Также КМГ может получить определенный пакет акций китайской госкомпании, либо увеличить свою долю в Кашагане, продав китайской стороне за эту сумму не весь приобретенный пакет ConocoPhillips. Либо, вероятнее всего, – продать китайской стороне больший пакет акций, включив в него часть своей доли в Кашагане.

Возможно, что Китай передаст долю (льготные условия пользования) в портах на своем побережье, иные привлекательные для РК активы или гарантирует увеличение вложений в инфраструктуру Казахстана (автодороги, ж/д, транспорт, логистика, ЕХРО-2017 и др.).

При этом само приобретение, на мой взгляд, будет профинансировано за счет кредитов китайской стороны, поскольку такой суммы свободного кэша у госбюджета или нацкомпании нет, а «забирать» из Нацфонда свыше установленных трансфертов на приобретение долей в компаниях, кроме как по президентскому указанию, нельзя (именно об этом гласят внесенные недавно изменения в Концепцию формирования и использования средств фонда).

Кроме того, следует учитывать, что в апреле текущего года президент Казахстана Нурсултан Назарбаев совершил визит в Поднебесную, где вопрос по Кашагану, скорее всего, был ключевым в неофициальной повестке дня. А вот в Индию отправился “лишь” министр иностранных дел РК без сопровождения официальных лиц МНГ и нацкомпании, что свидетельствует о низком прогрессе переговоров с индийской стороной. Хотя ряд СМИ, в том числе зарубежных, неоднократно писали о серьезном интересе Индии, официальных письмах на имя президента РК и других. Но, как мы и прогнозировали, китайская карта в этом случае (да и в остальных) окажется сильнее. Возможно, именно это и рассказал министр иностранных дел во время своего визита в Индию.

Гадать о том, какая именно китайская корпорация оплатит покупку и выступит получателем пакета акций, не имеет смысла, ведь это непринципиально – покупателем могут выступить и нефтегазовые госкорпорации, и фонды инвестиций (один из них – China Investment Corporation – уже приобретал 11% акций РД КМГ в форме GDR), держателем акций также могут выступить несколько компаний – CNPC, CNOOC или другие консорциумы.

Возможно, чтобы обойти различные юридические требования по действующему СРП и не нарушить договоренности между акционерами, КНР выкупит не долю в Кашагане, а некоторую долю в КМГ либо долю в ее дочерней компании. Думаю, один из подобных вариантов обсуждался и рассматривался правительственной комиссией, но вряд ли этот вариант будет реализован по следующим причинам:

  • Это вызовет резонное негодование со стороны населения, КМГ после такой продажи вряд ли можно будет называть «Национальной компанией»;
  • Сомневаюсь, что китайская сторона действительно хочет получить долю в КМГ/дочерней компании. В этом случае придется консолидировать отчетность, нести ответственность (в том числе финансовую и политическую) по всем проблемным вопросам, а их немало – начиная от истощающихся старых месторождений, заканчивая долгами КМГ и социальной ответственностью;
  • В случае получения существенной доли в КМГ центр принятия решений неизбежно будет склоняться к китайской стороне, что  вряд ли устроит правительство, ФНБ и саму Национальную компанию;
  • КНР уже напрямую владеет существенными позициями в нефтегазовой отрасли Казахстана, и получать тот же самый контроль, только через вышестоящий холдинг, не имеет смысла;
  • Смена акционеров КМГ (или другой нефтегазовой компании), возможно, осложнит взаимоотношения с западными компаниями и/или правительствами. Да и в целом это будет воспринято негативно, причем с такой позицией будут относиться ко всем казахстанским компаниям, вне зависимости от вида деятельности;
  • Думаю, что и самой китайской стороне более выгодно и логично иметь конкретную долю в Кашагане, чем «абстрактную» долю в какой-либо казахстанской компании.

При этом информация о том, что Китай отказывается от «взаимозачета» долгов правительства/госкомпаний, выглядит логичной, так как в случае финансовых проблем у казахстанских заемщиков КНР может «выторговать» более выгодные условия. Как говорится, разделяй и властвуй. К слову, после этой сделки нужно ожидать смены операционной компании и тотального пересмотра инвестиционной программы.

К информации о том, что два акционера Кашагана уже готовы перенаправить будущую нефть из Европы в Китай, следует отнестись с особым вниманием. В октябрьской статье «Кашаганский гамбит» мы указывали, что в случае покупки доли китайские компании непременно будут поставлять добываемую нефть в свою страну по уже существующему маршруту Атасу - Алашанькоу, и в перспективе этот проект может быть увеличен. Планы действующих акционеров Кашагана перенаправить будущую нефть в Китай будут двойным ударом по позициям России:

  • Проект расширения «Каспийского трубопроводного консорциума» был увязан именно с началом промышленной добычи на Кашагане. Россия лишится существенных доходов от транзита и влияния на Казахстан;
  • РФ стремится увеличить поставки нефти в Китай с помощью введения таможенных пошлин на экспорт нефти в РК (для переработки на казахстанских НПЗ и реэкспорта в КНР) и создания схемы своп-поставок казахстанской нефти в Китай. Вероятнее всего, через некоторое время мы увидим ответные шаги российской стороны.

При этом можно будет ставить крест и на создании маршрута транзита каспийской нефти через Азербайджан и Грузию в европейском направлении. Думаю, эта интересная тема будет более подробно изучена нами после официального объявления всех параметров сделки с Китаем.

Одно можно сказать с уверенностью: интрига с покупателем доли ConocoPhillips близится к финалу и конечным покупателем, вероятнее всего, выступит китайская сторона. Дракон долго готовился к этому прыжку, и сейчас он, как никогда, близок к получению доли и выходу на шельф Каспия.

Выиграет и Казахстан, и КМГ, получив серьезную денежную прибыль в условиях, когда это остро необходимо и для госбюджета, и для госкомпании, которая сможет профинансировать масштабные проекты в геологоразведке или погасить свои обязательства перед кредиторами.

И, конечно же, вхождение Китая в Кашаган, на мой взгляд, ускорит и удешевит разработку этого национального достояния. Отличный подарок к юбилею нашей столицы!

 

Олжас Байдильдинов - независимый аналитик

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее